ЗАГОРНЫЙ, Нестор Николаевич (1887–1969)

Кафедра общего курса и методики преподавания фортепиано
Доцент

ЗАГОРНЫЙ, Нестор Николаевич (12/24 сентября 1887, Санкт-Петербург – 9 июля 1969, Ленинград, ныне Санкт-Петербург) — пианист, композитор, научный исследователь, редактор, педагог. Доцент (1926). Награжден юбилейным знаком и грамотой передовика социального строительства Правительства Республики Коми (1936) и медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1945). Жена — драматическая актриса, театральный педагог Комаровская Надежда Ивановна (заслуженная артистка РСФСР).

В 1905 окончил Классическую гимназию. В 1905–1907 — обучался в Военно-медицинской академии (ныне Военно-медицинская академия имени С. М. Кирова).

В 1908–1915 — обучался в Санкт-Петербургской консерватории по классу специального фортепиано у Л. В. Николаева и по классу теории композиции у М. О. Штейнберга, В. П. Калафати и Я. Витолса. В 1914 начал преподавать фортепиано и теорию на Музыкальных курсах И. И. Гляссера (по 1917).

В 1916–1917 — сотрудник журнала «Музыкальный современник».

С 1918 проживал в Петрозаводске, где работал председателем репертуарной комиссии и заведующим художественно-педагогической частью Олонецкого отдела Народного образования (1918–1920); преподавателем и руководителем музыкального отдела Студии искусств (1919–1920); профессором и заведующим Высших музыкальных классов (1919–1920); преподавателем и заведующим музыкальной школой II-й ступени (1920–1922); инструктором музыкальной секции (1920–1922). Преподавал специальное фортепиано, фортепианный ансамбль и гармонию. Кроме того вел активную методическую работу как член коллегии и председатель областной репертуарной комиссии Отдела искусств Карелии (1919–1921).

В 1922 вернулся в Ленинград, где преподавал фортепиано в Училище командного состава флота (1922–1923), II-й трудовой школе (1923–1924), Четвертом государственном музыкальном техникуме (1923–1925), Центральном музыкальном техникуме (1926–1929).

С 1934 — редактор музыкального издательства «Тритон». В 1937–1941 — редактор Государственного музыкального издательства. Несколько лет (до 1939) состоял консультантом Государственного научно-исследовательского музыкально-технического института.

В Государственном научно-исследовательском институте театра и музыки: старший научный сотрудник (1939–1951), ученый секретарь сектора музыки (1939–1941), ученый секретарь Института (1941, 1948–1951).

Во время эвакуации сперва находился в Свердловске (ныне г. Екатеринбург), где служил заведующим музыкальной частью местного театра, в том числе сочинял музыку к спектаклям (1942–1943), после — в Куйбышеве (ныне г. Самара), где работал художественным руководителем Государственной филармонии (1943–1944).

В Консерватории: преподаватель (1924), доцент (1926–1930) общего курса фортепиано на композиторском отделении.; преподаватель (1925/1926), доцент (1926–1933), и. о. профессора (1934/1935) специального курса игры на фортепиано на исполнительском факультете и общего курса фортепиано на композиторском факультете; заместитель декана педагогического факультета (1927); помощник директора по учебной части (1930–1931); заместитель заведующего кафедрой клавишных инструментов (1933–1935). В 1927 читал методику общего курса фортепиано на педагогическом факультете; в 1935 вел курс истории и теории пианизма; передал в дар Библиотеке собственное собрание нот (экслибрис «Из библиотеки Н. Н. Загорного»).

Нотография

Сочинения (неопубликованные): Соната для фортепиано; «Встает страна огромная»: для хора; «Москвичка» / музыка к пьесе В. М. Гусева; «Дама невидимка» / музыка к пьесе П. Кальдерона; «Надежда Дурова» / музыка к пьесе К. А. Липскерова и А. С. Кочеткова; «Усит-Куломский бунт» / музыка к пьесе В. А. Савина; «Финист–Ясный сокол» / музыка к пьесе Н. Я. Шестакова; «Коварство и любовь» / музыка к пьесе Ф. Шиллера; «Осада Лейдена» / музыка к пьесе И. В. Штока.

Редакция: Шуберт Ф. Вальсы: для фортепиано / обработка Н. Загорного. Л., 1937. 17 с.; Алябьев А. А. Две элегии: для голоса, виолончели и фортепиано / ред. Н. Загорного. Л.; М., 1940. 22 с., 1 парт.; Рахманинов С. В. Две пьесы: для фортепиано в шесть рук / ред. Н. Н. Загорный. М.; Л., 1948. 27 с.; Глинка М. И. Дивертисмент на мотивы из оперы «Сомнамбула» В. Беллини: для фортепиано, 2-х скрипок, альта, виолончели и контрабаса или второго фортепиано в 4 руки / под ред. Н. Н. Загорного. М.; Л., 1951. 70 с.

Библиография

Сочинения: Фортепианная игра как вспомогательный в музыкальном образовании предмет: (Опыт методического обоснования общего курса игры на фортепиано). Л., 1928. 58 с.; Фортепианное наследие М. И. Глинки // Глинка М. И. Полное собрание фортепианных сочинений / ред., вступ. ст. и коммент. Н. Н. Загорного. Л., 1952. С. VII–XV; Романсы и песни Глинки // Глинка М. И. Полное собрание романсов и песен для одного голоса с фортепиано / ред., вступ. ст. и коммент. Н. Н. Загорного. Л., 1955. С. 3–7; Дуэты М. И. Глинки // Глинка М. И. Романсы для двух голосов с фортепьяно / вступ. ст. и коммент. Н. Н. Загорного. Л., 1957. С. 3–4; Глинка М. И. Сочинения и переложения для фортепьяно в четыре руки: переложение для двух фортепиано / подг., вступ. ст. Н. Н. Загорного. М., 1957. XV, 223 с. (Полное собрание сочинений; Т. 5); Глинка М. И. Сочинения для фортепьяно в две руки / подг., вступ. ст. Н. Н. Загорного. М., 1958. XXIII, 279 с. (Полное собрание сочинений; Т. 6); По поводу одного письма М. И. Глинки к неизвестному лицу // Памяти Глинки. 1857–1957. Исследования и материалы / ред. колл.: В. А. Киселев, Т. Н. Ливанова, В. В. Протопопов. М., 1958. С. 566–568; Римский-Корсаков Н. А. Сочинения для фортепьяно в 2 руки / подг., вступ. ст. Н. Н. Загорного. М., 1959. X, 183 с. (Полное собрание сочинений; Т. 49 А); Глинка М. И. Вокальные сочинения с фортепиано и с инструментальными ансамблями / подг., вступ. ст. Н. Н. Загорного. М., 1960. XIX, 137 с. (Полное собрание сочинений; Т. 9); Первое сочинение П. И. Чайковского / публ. Н. Н. Загорного // Музыкальное наследство: сб. статей по истории музыкальной культуры СССР / ред. колл.: Г. Б. Бернандт, В. А. Киселев, М. С. Пекелис. М., 1962. С. 463–464; Глинка М. И. Сочинения для голоса с фортепьяно / подг., вступ. ст. Н. Н. Загорного. М., 1962. XXXII, 351 с. (Полное собрание сочинений; Т. 10); Глинка М. И. Вокально-педагогические сочинения / подг., вступ. ст. Н. Н. Загорного. М., 1963. XIV, 114 с. (Полное собрание сочинений; Т. 11); О романсах А. Глазунова // Глазунов А. К. Избранные романсы для одного и двух голосов с фортепиано / ред.-сост. Н. Загорный. М.; Л., 1966. С. 2.

Литература: Виханская А. Новое издание романсов Глинки // Советская музыка. 1957. № 2. С. 224–226; Загорный, Нестор Николаевич // Бернандт Г. Б., Ямпольский И. М. Кто писал о музыке: Био-библиографический словарь музыкальных критиков и лиц, писавших о музыке в дореволюционной России и СССР. М., 1971. Т. 1. С. 313; Михеева М. В. Архив С. В. Рахманинова в Петербурге как источник изучения творчества и биографии композитора. М., 2012. 238 с. Примечание: о Загорном на с. 39.

Иконография

Загорный Нестор Николаевич (1887–1969). Фото на документы (33 х 24 мм.). 1948 г. ЦГАЛИ СПб. Ф. 298. Оп. 4. Д. 730. Л. 5.

Архивные источники

Личное дело Загорного Н. Н. Архив СПбГК. Личные дела преподавателей, служащих и студентов за 1935–1955. Д. 98. Л. 142–153 об.; Письма Н. Н. Загорного к В. М. Богданову-Березовскому. 1945–1965. КР РИИИ. Ф. 82 Оп. 1. Ед. хр. 606. Л. 1–2; Списки, анкеты и статистические сведения о проф.-преп. составе консерватории за 1928–1929. ЦГАЛИ СПб. Ф. 298. Оп. 6. Д. 193. Л. 1–300. Примечание: о Загорном на с. 32; ЛОЛГК им. Н. А. Римского-Корсакова. Ученый Совет. Материалы по предоставлению к утверждению в звании доцента Загорного Н. Н. за 1949. ЦГАЛИ СПб. Ф. 298. Оп. 4. Д. 730. Л. 1–11.

М. В. Михеева, 2017