МЕРВОЛЬФ, Рудольф Иванович (1887–1942)

Кафедра оперно-симфонического дирижирования
Профессор

МЕРВОЛЬФ, Рудольф Иванович (17 февраля / 1 марта 1887 – 5 июня 1942) — композитор, музыковед, пианист, педагог.

Родился в семье служащего. Первые уроки игры на фортепиано получил от матери. С 14 лет сочинял музыку и давал частные уроки фортепиано, одновременно учась в гимназии и частной Музыкальной школе И. Боровки и В. Виссендорфа. Экстерном окончил курс теории композиции (1909).

Поступил в Консерваторию в кл. практического сочинения А. К. Лядова (1910/1911 уч. г.). Под руководством Лядова написал квартет, симфонию и увертюру, которая прозвучала на Торжественном выпускном акте (1911).

Выступал в Тенишевском училище в благотворительных программах современной поэзии и музыки, аккомпанируя Ф. И. Шаляпину, А. М. Лабинскому, Е. И. Збруевой, а также О. Н. Бутомо-Названовой и З. Н. Артемьевой-Леонтьевской — певицам Камерного кружка (1916). А. М. Лабинскому посвятил 2 романса, а Збруевой — 4 романса на ст. Д. Мережковского и 1 на ст. А. Пушкина.

В 1917 написал Гимн Свободной России, а затем музыку к спектаклю В. Э. Мейерхольда «Петр Хлебник» по рассказу Л. Н. Толстого (1918). По приглашению губернского отдела народного образования уехал в Вятку, где стал директором музыкальных классов художественного училища (1918–1925). Руководил оркестром учащихся училища, постоянно принимая участие в вечерах, проводимых Вятской публичной библиотекой имени А. И. Герцена.

Вернулся в Ленинград и принял приглашение А. К. Глазунова преподавать в Консерватории.

В Консерватории: преподаватель (1925), доцент (1934), профессор (1940–1942) чтения партитур на каф. дирижирования и общего курса фортепиано на теоретико-композиторском ф-те. Разработал курс инструментоведения, а также элементарной теории (теория интервалов, модуляций и т. д.)

Среди методических трудов в рукописи: «Предварительные упражнения к чтению партитур», «Таблицы по акустике и истории музыки», «Таблицы по элементарной теории и гармонии», научная разработка «Теория и практика инструментоведения как введение в оркестровку» (1935–1940).

Среди учеников — композиторы К. М. Аренков, Р. С. Пергамент, Б. В. Савельев, дирижер М. Л. Хейфец и другие.

Одновременно с работой в Консерватории читал лекции по истории музыки с музыкальными иллюстрациями в Художественной школе при Кировском заводе, Ленинградском Хореографическом техникуме, в Доме культуры имени А. М. Горького, на курсах музыкальных клубных руководителей.

Среди сочинений — оперетта «Дуня-тонкопряха» (1925), Шесть прелюдий, Четыре трагических пролога, Десять пьес, Сюита старинных и современных танцев и тема с вариациями для фортепиано; романсы на сл. А. И. Безыменского (1928), цикл «Двенадцать стихотворений разных авторов», Четыре романса на слова Ф. К. Сологуба, «Четыре стихотворения» Д. С. Мережковского, романсы на стихи Ф. И. Тютчева, З. Д. Бухаровой. Всего около 40 романсов, 40 фортепианных пьес, изданных Юргенсоном (1910–1925).

В рукописи: два фортепианных концерта, Кантата, две симфонии, три симфонические поэмы, Рондо для оркестра на темы Ф. Шуберта, музыка к кинофильмам, переложения для двух фортепиано оперных фрагментов М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, инструментальных произведений А. К. Лядова, И. С. Баха, Ф. Генделя, Ф. Листа, Ф. Шопена, А. Скарлатти и других композиторов.

Музыкально оформлял спектакли ГосТИМа (театр В. Э. Мейерхольда): «Окно в деревню» (1927), «Выстрел» (1929). Совместно с И. О. Дунаевским делал переложения для программ Мюзик-холла, музыкальную редакцию оперетты Ф. Эрве «Нитуш» (1930-е). В 1939 создал музыку к балету «Тарас Бульба».

Во время блокады оставался в осажденном Ленинграде. Участвовал в зимней диссертационной комиссии 1941/1942 уч. г. наряду с Б. В. Асафьевым, А. В. Оссовским, З. П. Лодий, Р. И. Грубером и другими. Умер от истощения.

Библиография

Литература: Крюков А. Н. Одна блокадная зима // Театральная, 3. 2002. № 3 (804) (апр.). С. 2–3. Прим.: выдержки из дневника дочери проф. Р. И. Мервольфа; Новикова Е. Недопетая песня: о судьбе композиторов и музыковедов Ленинградской консерватории во время блокады // Малоизвестные страницы истории Консерватории: альманах. Вып. 9. СПб., 2008. С. 3–9.

Иконография

Мервольф, Рудольф Иванович (1887–1942). Фотопортрет. Фото 1937 г. (фрагмент). Фонд иконографии Научной музыкальной библиотеки СПбГК; Педагоги научно-композиторского факультета. Фото 1937 г. Слева направо в 1-м ряду сидят: Н. П. Фомин, А. М. Житомирский, Л. В. Николаев, М. О. Штейнберг, Р. И. Мервольф, М. Ф. Гнесин; во 2-м ряду стоят: Л. Е. Аб, С. Н. Соловьёв, Ю. Н. Тюлин, Х. С. Кушнарёв, Д. Д. Шостакович, М. А. Юдин, Н. З. Хейфец. Фонд иконографии Научной музыкальной библиотеки СПбГК.

Архивные источники

[Личное дело Р. И. Мервольфа]. Архив СПбГК. Личные дела проф.-преп. состава, раб. и студ. за 1909¬1953. Д. № 145. С. 77–93.

Н. Б. Селиверстова, Л. П. Махова, 2016