ХЕЙФЕЦ, Маргарита Львовна (1921–1999)

Кафедра оперной подготовки
Профессор

ХЕЙФЕЦ, Маргарита Львовна (29 ноября 1921, Петроград, ныне Санкт-Петербург – 25 января 1999, Санкт-Петербург) — пианистка, оперно-симфонический дирижер, педагог. Заслуженный деятель искусств РФ (1996). Профессор (1996). Награждена медалями «За победу над Японией» (1945), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1950), «250 лет Ленинграда» (1953), «40 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1985), «Ветеран труда» (1988), «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1995).

Музыкальные занятия по фортепиано и элементарной теории начала под руководством своего отца Л. З. Хейфеца, артиста оркестра (виолончелист) Малого ленинградского государственного оперного театра (ныне Михайловский театр). Первое выступление состоялось 2 марта 1928, в ленинградском кинотеатре Гранд-Палас, где она аккомпанировала отцу. 

В качестве симфонического дирижера дебютировала 3 августа 1931. С 1932 начала выступать как дирижер в Ростове-на-Дону, Краснодаре, Сочи, Кисловодске и Ессентуках. 7 и 9 апреля 1933 дала два концерта в Большом зале Московской консерватории, управляя московским филармоническим оркестром. Осенью 1933 (Ленинград) и 1934 (Москва) участвовала в концертах-смотрах юных дарований. Состояла на особом счету у наркомпроса А. С. Бубнова, а также С. М. Кирова и И. В. Сталина, так как была первой в мировой практике девочкой-дирижером. В СССР явилась пионером в области освоения женщиной профессии оперно-симфонического дирижирования.

В 1932–1939 — «внештатный гастролер» Ленинградской государственной филармонии (ныне Санкт-Петербургская академическая филармония имени Д. Д. Шостаковича). 4 марта 1936 в Ленинградской филармонии управляла Заслуженным коллективом Республики. Выступала как пианистка и дирижер; выезжала на гастроли во многие города СССР (Баку, Киев, Кисловодск, Свердловск (ныне Екатеринбург), Сочи). 

С декабря 1939 по июль 1941 работала в качестве пианистки в концертной группе Пушкинского общества.

14 января 1941 в первый сезон, открывшегося накануне Концертного зала имени П. И. Чайковского в Москве, дирижировала оркестром Московской филармонии.

С осени 1930 начала брать частные уроки у профессоров Ленинградской консерватории О. К. Калантаровой (фортепиано), С. А. Самосуда (дирижирование), Р. И. Мервольфа (чтение оркестровых партитур). 

25 июня 1932 была зачислена в особую детскую группу учащихся при Консерватории. Обучалась по классу фортепиано у Калантаровой, по оперно-симфоническому дирижированию у Самосуда. 

В 1936–1941 — ученица Музыкальной школы-десятилетки при Консерватории (ныне Средняя специальная музыкальная школа Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова). С 1936 посещала в Консерватории занятия по дирижированию в классе Б. Э. Хайкина. 

В 1941–1943 — обучалась в Консерватории по двум специальностям: по классу фортепиано у О. К. Калантаровой и по дирижерско-симфоническому классу у И. А. Мусина. В августе 1941 вместе с Консерваторией была эвакуирована в Ташкент, где одновременно с учебой работала в Узбекском отделении Всероссийского гастрольно-концертного объединения (ВГКО) как пианистка и дирижер; также вела шефскую работу по обслуживанию госпиталей, за что была отмечена премиями Совнаркома Узбекской ССР. В 1943 прервала обучение и уехала в гастрольную поездку по обслуживанию частей Красной Армии и Военно-морского флота в Забайкалье и на Дальнем Востоке. В качестве дирижёра выступала в Хабаровске, Владивостоке, Южно-Сахалинске и других дальневосточных городах, а также в Харбине (Китай). Летом 1946 гастролировала в Болгарии и Румынии.

В 1948 вернулась в Ленинград. В 1948–1951 — студентка класса фортепиано П. А. Серебрякова. В декабре 1952 подавала документы на дирижерско-симфонический факультет, однако «ввиду отсутствия мест на III курсе» её прошение было отложено до следующего учебного года. 

В 1956 окончила Консерваторию по специальности «дирижер симфонического оркестра и оперы» под руководством И. А. Мусина. За время обучения дирижировала спектаклями в Оперной студии: «Русалка» Д. С. Даргомыжского, «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова, «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» П. И. Чайковского, «Риголетто» Дж. Верди, «Фауст» Ш. Гуно.

В 1956–1965 — концертмейстер-репетитор ленинградского отделения Всероссийского гастрольно-концертного объединения. Выступала как дирижер, солистка-пианистка, аккомпаниатор и ансамблист. В репертуар входили симфонические произведения А. П. Бородина (симфония № 2), А. К. Глазунова (симфонии №№ 1 и 6, «Балетные сцены», «Лирическая поэма», «Лес», Торжественная увертюра и др.), А. К. Лядова («Кикимора»), Н. Я. Мясковского (симфонии №№ 21, 27), С. С. Прокофьева (симфонии №№ 5, 7), С. В. Рахманинова (концерт для фортепиано № 2, симфония № 2, фантазия «Утес»), Н. А. Римского-Корсакова (Симфониетта, «Испанское каприччио», «Шехеразада»), С. И. Танеева (симфонии №№ 4, 5), П. И. Чайковского (концерт для фортепиано № 1, симфонии №№ 1–6, увертюры-фантазии «Буря», «Гамлет», «Гроза», «Манфред», «Ромео и Джульетта», «Франческа да Римини» и др.), Д. Д. Шостаковича (симфонии №№ 1, 5, 7, 10, балетные сюиты, «Песнь о лесах»); Л. ван Бетховена (концерты для фортепиано №№ 1, 3, симфонии №№ 1–3, 6, 7, увертюры «Кореолан», «Леонора № 3», «Фиделио», «Эгмонт»), Ж. Бизе (сюиты «Арлезианка»), И. Брамса (симфонии №№ 1–4), Дж. Верди (Реквием), А. Дворжака (симфонии №№ 4, 5), Ф. Листа (концерт № 2, поэмы «Прелюды», «Тассо»), В. А. Моцарта (Реквием, симфонии №№ 40, 41), Р. Штрауса (фантазии «Дон-Жуан», «Тиль Уленшпигель») и другие.

В 1956–1966 — ассистент главного дирижера Государственного Ордена Ленина академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова (ныне Мариинский театр). Участвовала в постановках и дирижировала оперными спектаклями «Молодая гвардия» Ю. С. Мейтуса, «Три толстяка» В. И. Рубина, «Мать» Т. Н. Хренникова, балетом «Тропою грома» К. Караева и другими.

Произведениями постоянного репертуара были: «Князь Игорь» А. П. Бородина, «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила» М. И. Глинки, «Русалка» А. С. Даргомыжского, «Алеко» С. В. Рахманинова, «Демон» А. Г. Рубинштейна, «Золотой петушок», «Майская ночь», «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка», «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова, «Евгений Онегин», «Мазепа», «Пиковая дама», «Чародейка», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» П. И. Чайковского; «Кармен» Ж. Бизе, «Аида», «Риголетто», «Отелло», «Травиата» Дж. Верди, «Фауст» Ш. Гуно, «Галька» С. Монюшко. 

В 2013 значительная часть личного архива Хейфец была передана её потомками на хранение в Кабинет истории Санкт-Петербургской консерватории.

В Консерватории: концертмейстер (1951–1954); преподаватель (1959–1961, сентябрь — ноябрь 1965) кафедры камерного ансамбля; преподаватель (с 16.12.1965), старший преподаватель (1967), доцент (1971), профессор (1988–1999) кафедры оперной подготовки (с 28.08.1980 кафедра музыкально-сценического мастерства; с 12.11.1993 кафедра музыкального театра). С 1966 — музыкальный руководитель и дирижер Оперной студии (ныне — Музыкальный театр СПбГК).

В Оперной студии Консерватории осуществила постановки опер «Русалка» А. С. Даргомыжского, «Волк и семеро козлят» М. Коваля, «Евгений Онегин», «Иоланта», «Пиковая дама» П. И. Чайковского; «Риголетто» и «Травиата» Дж. Верди, «Фауст» Ш. Гуно, «Свадьба Фигаро» и «Так поступают все» В. А. Моцарта, «Черное домино» Д. Ф. Э. Обера. Среди учеников — В. А. Гергиев, М. Г. Кукушкин, Ю. И. Симонов, В. С. Синайский, Ю. Х. Темирканов, В. А. Чернушенко и другие.

Список оперных отрывков (сцен), пройденных со студентами:

•    русский репертуар: А. Т. «Добрыня Никитич»; М. П. Мусоргский «Борис Годунов», «Женитьба», «Сорочинская ярмарка»; А. Г. Рубинштейн «Демон» и «Нерон»; Н. А. Римский-Корсаков «Псковитянка»; П. И. Чайковский «Евгений Онегин», «Иоланта», «Пиковая дама», «Черевички» и другие;

•    советский репертуар: С. П. Баневич «Фердинанд великолепный»; И. И. Дзержинский «Тихий Дон»; С. С. Прокофьев «Война и мир», «Любовь к трем апельсинам»; Т. Н. Хренников «В бурю»; В. Я. Шебалин «Укрощение строптивой» и другие; 

•    зарубежный репертуар: Ж. Бизе «Кармен»; Дж. Верди «Травиата»; Ш. Гуно «Ромео и Джульетта»; Л. Делиб «Лакме»; Ж. Массне «Вертер»; В. А. Моцарт «Так поступают все»; О. Николаи «Виндзорские проказницы»; Дж. Пуччини «Богема», «Мадам Баттерфляй»; Дж. Россини «Севильский цирюльник» и другие.

Библиография

Сочинения: Хейфец М. Хочу быть хорошим дирижером // Комсомольская правда. 1936. № 64. 18 марта. С. 1; Хейфец М. 1200 рублей испанским детям // Ленинградская правда. 1936. № 267. 21 ноября. С. 4 (о пожертвовании своего гонорара).

Литература: Гельштейн А., Двинский М. Дирижеру 12 лет // Смена. 1936. № 52. 3 марта. С. 4; Б/а. 12-летний дирижер // Ленинградская правда. 1936. № 52. 4 марта. С. 4 (отзыв С. А. Самосуда и Р. И. Мервольфа); Музалевский В. Маргарита Хейфец // Красная газета. 1936. № 53. 5 марта. С. 3; Аграновский. Концерт Маргариты Хейфец // Комсомольская правда. 1936. № 54. 6 марта. С. 4; Б/а. Концерт Маргариты Хейфец // Смена. 1936. № 200. 29 марта. С. 4; Б/а. Фото с подписью // Правда. 1941. № 16. 16 января. С. 6 (о концерте «юного дирижера» в зале им. П. И. Чайковского); Мейчик М. Юные дирижеры // Советское искусство. 1941. № 4. 26 января. С. 2 (рецензия на выступление Нины и Маргариты Хейфец); Римский-Корсаков Г. Дирижер-дипломант Маргарита Хейфец // Музыкальные кадры. 1956. № 7 (194). 21 мая. С. 4; Энтелис Л. За пультом — Маргарита Хейфец // Смена. 1956. № 129. 3 июня. С. 3 (об исполнении оперы «Пиковая дама»); Кузнец О. Выступление молодого дирижера // За советское искусство. 1958. № 6 (457). 19 апреля. С. 5 (об исполнении оперы «Евгений Онегин»); Б/а. Дирижирует Маргарита Хейфец // Вечерний Ленинград. 1961. № 46 (4669). 24 февраля. С. 3 (об исполнении 6-й симфонии П. И. Чайковского в концертном зале Калининского р-на); Маргарита Львовна Хейфец // Санкт-Петербургские ведомости. 1999. № 16. 28 января. С. 2 (некролог). 

Иконография

Хейфец, Маргарита Львовна (1921–1999). Фото на документы (31 х 24 мм.) 1930-х гг. // Архив СПбГК. Личные дела студентов за 1956 г. Д. 75. Л. 68; Фото на документы (56 х 40 мм.) 1952 г. // Архив СПбГК. Личные дела проф.-преп. состава, служ. и студ. за 1932–1954 гг. Д. 246. Л. 118; Фото на документы (40 х 26 мм.) 1950-х гг. // Архив СПбГК. Личные карточки проф.-преп. состава, раб., служ. за 1999. Д. б/н. Л. 36; Фонд М. Л. Хейфец. Опись 6 (Иконография) // Кабинет истории СПбГК.

Архивные источники

Ленинградский государственный академический театр оперы и балета им. С. М. Кирова. Дело Хейфец Маргариты Львовны. 1958–1959 // ЦГАЛИ СПб. Ф. 337. Оп. 3. Д. 751. Л. 1–14; Личное дело М. Л. Хейфец. Архив СПбГК. Личные дела профессорско-преподавательского состава, служащих и студентов за 1932–1954. Д. 246. Л. 116–128; Личное дело М. Л. Хейфец. Архив СПбГК. Личные дела студентов за 1956. Д. 75. Л. 65–85; [Ведомственные документы М. Л. Хейфец] // Личные карточки профессорско-преподавательского состава, рабочих и служащих за 1961. Архив СПбГК. Д. 1081. Л. 74–76; [Документы М. Л. Хейфец на утверждение в ученом звании]. Архив СПбГК. Дело на утверждение в ученых званиях профессора и доцента за 1975. Д. 2127. Л. 464–494; Личное дело М. Л. Хейфец. Архив СПбГК. Д. 291. Л. 1–128; Личные карточки М. Л. Хейфец. Архив СПбГК. Личные карточки профессорско-преподавательского состава, рабочих, служащих за 1999. Д. б/н. Л. 36–45 об.; Фонд М. Л. Хейфец. Опись: 1 (Документы), 2 (Афиши и программы), 3 (Рецензии), 4 (Письма и телеграммы). Кабинет истории СПбГК.  

М. В. Михеева, А. А. Алексеев-Борецкий, 2021