ГЕНЗЕЛЬТ фон, Адольф (Adolf von Hänselt) (1814–1889)

Кафедра специального фортепиано
Профессор

ГЕНЗЕЛЬТ фон (von Hänselt, von Henselt), Адольф (Adolf, Georg Martin Adolph, Адольф Львович) (9 мая 1814, Швабах, Германия – 28 октября 1889, Вармбрунн, ныне Цеплице-Сленске) — пианист, композитор, педагог. Профессор (1887).

Первоначальное музыкальное образование получил в Мюнхене — обучался игре на скрипке, затем на фортепиано. Занимался в Веймаре у И. Гуммеля (фортепиано, 1831), в Вене (1832–1834) у профессора С. Зехтера (теория) и А. Гальма (фортепиано). А. Д. Алексеев отмечает значительное влияние С. Тальберга на формирование стиля игры А. Гензельта.

В Мюнхене состоялся успешный дебют на концертной эстраде (1832). Позже концертировал в Берлине, Бреслау, Веймаре, Дрездене и Лейпциге (1836–1837). Исполнительский талант Гензельта — представителя нового романтического направления пианизма — был признан Р. Шуманом, Ф. Листом, Ф. Мендельсоном.

После первого концерта в России (Санкт-Петербург, Большой (Каменный) театр), 21 апреля 1838) по приглашению принял должность придворного пианиста Императрицы Александры Федоровны. В репертуар Гензельта входили произведения Л. ван Бетховена, К. М. Вебера, Ф. Шопена, Р. Вагнера, а также собственные сочинения и транскрипции. А. Гензельт поддерживал дружеские отношения и творческие контакты с М. И. Глинкой, В. В. Стасовым, А. С. Даргомыжским, М. А. Балакиревым, А. Г. Рубинштейном.

После 1838 выступал публично всего несколько раз, целиком посвятив себя преподавательскому делу. Преподавал в Училище правоведения и Смольном институте благородных девиц, вел класс фортепиано и исполнял обязанности наблюдающего (с 1857) за музыкальным образованием в учебных заведениях Ведомства Императрицы Марии Федоровны. Возглавлял корпус петербургских пианистов-педагогов (1850-е). Имел обширную частную практику, преподавал в семье Николая І.

В Консерватории: профессор кл. игры на фортепиано (1887/1888). В апреле 1888 в связи с 50-летним юбилеем деятельности А. Гензельта в России была учреждена стипендия его имени. Ученики — В. В. Стасов, Н. С. Зверев (учитель С. В. Рахманинова), Ю. Л. Гринберг, Е. Я.[?] Озерская, И. Ф. Нейлисов и другие.

Гензельт — автор более 40 сочинений для фортепиано: концерт f-moll (одно из любимых произведений М. А. Балакирева, в исполнении которого он принимал участие как солист и дирижер), 12 концертных (ор. 2) и 12 салонных (ор. 5) этюдов, пьесы («Poême d’amour» op. 3; «Rhapsodie» op. 4; «Frühlingslied» op. 15; «Ballade» op. 31, романсы для фортепиано, вальсы, 10 ноктюрнов ор. 13); трио для фортепиано, скрипки и виолончели op. 24. Из многочисленных переложений наиболее известны транскрипции увертюр К. М. Вебера («Вольный стрелок», «Оберон», «Эврианта») и Л. ван Бетховена («Кориолан», «Эгмонт»), переложения романсов русских композиторов (М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского и композиторов-любителей).

Редактор музыкально-публицистического журнала «Нувеллист» (1872–1875). Автор методической работы «На многолетнем опыте основанные правила преподавания фортепианной игры» (1868).

Нотография

List of compositions by Adolf von Henselt // International Music Score Library Project. URL: http://imslp.org/wiki/List_of_compositions_by_Adolf_von_Henselt.

Библиография

Сочинения: На многолетнем опыте основанные правила преподавания фортепьянной игры, составленные Адольфом Гензельтом: Руководство для преподавателей и учениц во вверенных его надзору казенных заведениях. СПб., тип. Ф. Стелловского, 1868. 23 с.; На многолетнем опыте основанные правила преподавания фортепианной игры, составленные Адольфом Гензельтом: руководство для преподавателей и учениц во вверенных его надзору казенных заведениях. С.-Петербург, [1869]: (отрывки) // Алексеев А. Д. Русские пианисты: очерки и материалы по истории пианизма. Вып. 2. М.; Л., 1948. С. 123–127.

Редактирование и составление: Liszt F. Chanson de Mignon / par F. Liszt; doigté, facilité et arrangé avec des rémarques explicatives concernant l'éxécution, destiné a l’usage des établissements impériaux d’éducation par A. Henselt. Nouvelle version. M.: P. Jurgenson, s. a. 13 p.; Chopin F. Nocturne. Op. 55 № 1 / par F. Chopin; doigté et arrangé des établissements impériaux d’education des demoiselles nobles en Russie par A. Henselt. M.: P. Jurgenson, s. a. 7 p.; Stiehl, H. Darum!: Fantasie-Stuck: [fur Klavier]. St. Petersbourg: A. Buttner, s. a. 3 p.


Литература: Гензельт Адольф Львович фон // Риман Г. Музыкальный словарь. М.; Лейпциг, [1901–1904]. С. 332–333; Алексеев А. Д. Адольф Гензельт, 1814–1889 // Алексеев А. Д. Русские пианисты: очерки и материалы по истории пианизма. М.; Л., 1948. С. 117–127; Глянцева Н. Н. Немец по национальности, русский по творческой судьбе // Санкт-Петербургские ведомости. 1994. № 86 (7 мая). С. 9; Глянцева Н. Н. Адольф Гензельт в России: из истории русско-немецких музыкальных контактов // Немцы в России: проблемы культурного взаимодействия. СПб., 1998. С. 136–140; Финдейзен Н. Ф. Гензельт (Henselt) Адольф Львович // Русский биографический словарь. Репринтное воспроизведение изд. 1896 г. М., 1999. С. 390. (с литературой о Гензельте А. за 1851–1899 годы); Глянцева Н. Н. Гензельт Адольф Львович // Немцы в России: энциклопедия: в 3 т. Т. 1. М., 1999. С. 515–514; Ломтев Д. Г. Немецкий учитель музыки в России…: Глава 2 // Немецкие музыканты в России: к истории становления русских консерваторий. М., 1999. С. 60–97. [Сведения о Гензельте на с. 62–64]; Глянцева Н. Н. Адольф Гензельт и принц Петр Ольденбургский. Дружеские и творческие контакты // Немцы в Санкт-Петербурге (XVIII–XX вв.): биографический аспект: материалы постоянно действующей конференции. Вып. 1 / отв. ред. А. С. Мыльников, Ю. А. Петров. СПб., 2003. С. 207–212; Гензельт Адольф Львович // Петровская И. Ф. Музыкальный Петербург, 1801–1917: энциклопедический словарь-исследование. СПб., 2009. Т. 10. Кн. 1. С. 231.

Архивные источники

Протокол заседания Художественного совета от 3.10.1888. ЦГИА СПб. Ф. 361. Оп. 11. Д. 155. С. 161; [Письмо А. Гензельту о назначении стипендии его имени в Консерватории]. ЦГИА СПб. Ф. 361. Оп. 9. Д. 41. Л. 8–9; Дело почетного члена А. Л. Гензельта. 1887–?. ЦГИА СПб. Ф. 361. Оп. 9. Ед. хр. 41. 10 л.

И. А. Мишина, 2012