КИРЕЕВ, Алексей Николаевич (1917–1976)

Кафедра оперной подготовки
Профессор

КИРЕЕВ, Алексей Николаевич (14 марта 1917, Петроград – 23 сентября 1976, Ленинград) — режиссер музыкального театра, педагог. Потомственный дворянин. Заслуженный деятель искусств Бурятской АССР (1959). Профессор (1965). Награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», знаком Министерства культуры СССР «За отличную работу» (1973), почетными грамотами Министерства культуры Коми АССР (1958), Президиума Верховного Совета РСФСР (1959).

Учился на фортепианном факультете музыкального училища при Ленинградской консерватории (с 1934). В 1936 поступил на фортепианный факультет консерватории в класс Н. Н. Позняковской, в 1938 — на II курс оперно-режиссерского факультета в класс Э. И. Каплана. Лауреат Сталинской стипендии (1939–1940, 1942–1943). В 1942 окончил по специальности «оперная режиссура», в 1943 — по классу фортепиано.

Работал режиссером Узбекского ТОБ’а (1942–1944), режиссером-постановщиком в Ленинграде в МАЛЕГОТ’е (1944–1959) и в ГАТОБ’е им. С. М. Кирова (1959–1967[?]). Ставил спектакли в Театре музыкальной комедии, в Народном театре музыкальной комедии, ДК 1-й пятилетки, в оперных театрах Еревана, Новосибирска, Саратова, Сыктывкара, Улан-Удэ, Челябинска.

В Консерватории: преподаватель (1946–1948), доцент (1948–1965, утвержден в 1951), профессор (1965–1976) кафедры оперной подготовки, заведующий кафедрой оперной режиссуры (1950–1951; 1966–1973), сценический руководитель Оперной студии (с 1957), декан вокально-режиссерского факультета (1973–1976). Преподавал курс актерского мастерства на вокальном факультете.

В педагогической деятельности совмещал систему Каплана и основные положения системы Станиславского. Учил выстраивать четкую логику поведения и характер, исходя из музыкальной драматургии, и при этом доверять эмоциям, воображению, интуиции. Ученики по оперному классу: В. А. Атлантов, Е. С. Гороховская, Н. Гяуров, К. В. Изотова, В. И. Копылов, С. П. Лейферкус, Е. В. Образцова, С. Р. Рязанцев, Г. В. Селезнев, Э. А. Хиль и др. Принимал участие в методической работе кафедры оперной подготовки, прочел ряд докладов, в т. ч. «О воспитании творческого воображения», «О театре С. Прокофьева».

Режиссерский дебют — постановка «Паяцев» (МАЛЕГОТ, 1945). Лучшие работы: в МАЛЕГОТ’е: «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова (1947), «Сицилийская вечерня» Дж. Верди (1952), «Любовь к трем апельсинам» С. С. Прокофьева (1964), в Оперной студии консерватории: «Евгений Онегин» П. И. Чайковского (1952), «Черное домино» Д. Обера (1958); в ГАТОБ’е им. С. М. Кирова: «Семен Котко» (1960) и «Обручение в монастыре» (1961) С. С. Прокофьева. Принимал участие в качестве режиссера в постановке Н. П. Охлопкова оперы «Молодая гвардия» Ю. Мейтуса (МАЛЕГОТ, 1950), с большим успехом осуществил собственную постановку этой оперы, решенную в ином ключе (Оперная студия, 1951). Подготовил премьеру «Повести о настоящем человеке» С. С. Прокофьева (Оперная студия, 1967). Признание получили спектакли, поставленные Киреевым в театрах СССР: «Князь Игорь» А. П. Бородина в Бурятском ТОБ’e (1959), «Борис Годунов» М. П. Мусоргского (1965) и «Иван Сусанин» М. И. Глинки (1971) в Челябинском ТОБ’e им. М. И. Глинки, «Тихий Дон» И. И. Дзержинского в Новосибирском ГАТОБ’е (1972). Среди рецензентов, писавших о постановках А. Н. Киреева, В. Н. Александрова, В. В. Богданов–Березовский, Е. Ф. Бронфин, М. Г. Бялик, И. Д. Гликман, Л. Г. Данько, Е. С. Деммени, Ю. А. Кремлев, И. В. Нестьев, Г. В. Свиридов, М. Д. Слуцкая, Г. Т. Филенко.

Яркий самобытный художник, современники отмечали его лирико-психологическое дарование. Самая сильная сторона Киреева-режиссера — работа с актерами. Замечательно подбирал на роли певцов, исходя не только из их голосовых данных, но и драматических возможностей; мастерски выстраивал массовые сцены.

Сотрудничал с дирижерами Э. П. Грикуровым (10 спектаклей в МАЛЕГОТ’е, 1945–1966), А. С. Апкарянцом, А. С. Бубельниковым, Г. А. Донияхом, С. В. Ельциным, И. А. Заком, Б. О. Нахутиным, Н. С. Рабиновичем, Б. И. Ратнером, И. Э. Шерманом и другими. Партнеры-художники: Н. П. Акимов, Т. Г. Бруни, С. Б. Вирсаладзе, В. И. Доррер, И. П. Кустова, С. С. Мандель, А. Г. Тышлер, Т. Я. Шорр и другие.

Библиография

Сочинения: За подлинное творчество в оперной студии // Музыкальные кадры. 1950. № 6. С. 4; Театр Прокофьева // Музыкальные кадры. 1953. № 4; Театр, рожденный революцией // Ленинградская правда. 1958. № 274. С. 4; Побратимы // Советская культура. 1959. № 144. Примечание: опубликовано под псевдонимом: Н. Алексеев; Знакомьтесь: Валерий Малышев // Ленинградская правда. 1961. № 291. С. 4; Знакомьтесь: Галина Ковалёва // Ленинградская правда. 1962. № 93. С. 4; Из тринадцатой аудитории // Театральная жизнь. 1966. № 17. Примечание: творческий портрет В. Атлантова; Воспитатели поколений // Музыкальные кадры. 1966. № 1; «Царская невеста»: (новая постановка театра оперы и балета имени С. М. Кирова) // Ленинградская правда. 1967. № 17. С. 3; Рождение героической оперы // Музыкальные кадры. 1967. № 11. С. 2. Примечание: о постановке оперы С. С. Прокофьева «Повесть о настоящем человеке» в Оперной студии; в соавторстве с А. С. Бубельниковым.

Литература: Гликман И. Д. Дебют Нины Самосуд и Алексея Киреева // Музыкальные кадры. 1946. № 2. С. 3; Энтелис Л. А. «Снегурочка»: премьера в Малом оперном театре // Смена. 1947. № 91. С. 3; Премьеры Оперной студии консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова // Музыкальный Ленинград / ред.-сост. И. В. Голубовский. Л., 1958. С. 113–118; Левашова Г. Я., Иванова К. Веселый спектакль: постановка комической оперы Д. Обера «Черное домино» в Оперной студии Консерватории // Смена. 1958. № 132. С. 3; Киреев Алексей Николаевич // 100 лет Ленинградской консерватории. Л., 1962. С. 246; Образцова Е. В. Ленинградская консерватория — дом мой // Ленинградская консерватория в воспоминаниях: в 2-х кн. Изд. 2-е, доп. Кн. 2. С. 214–217; Изотова К. В. Бесконечно благодарна… // Ленинградская консерватория в воспоминаниях: в 2-х кн. Изд. 2-е, доп. Кн. 2. С. 223–225; Гликман И. Д. Заметки об оперной студии // Ленинградская консерватория в воспоминаниях: в 2 кн. Изд. 2-е, доп. Кн. 2. С. 248–251; Слуцкая М. Д. А. Н. Киреев: заметки к творческой биографии // Оперная режиссура: история и современность: сб. статей и публикаций. СПб., 2000. С. 168–196.

Архивные источники

[Документы А. Н. Киреева на замещение в должности]. Архив СПбГК. Конкурс на замещение штатных должностей проф.-преп. состава ЛГК по кафедре оперной подготовки и режиссуры за 1956. Д. 775. Л. 27–35; [Документы А. Н. Киреева на утверждение в звании]. Архив СПбГК. Дела на утверждение в ученом звании <…> за 1967. Д. 1458. Л. 57–84; Личная карточка А. Н. Киреева. Архив СПбГК. Личные карточки проф.-преп. состава, рабочих, служащих и Оперной студии консерватории за 1976 год. Д. 2240. Л. 48–53; Личное дело А. Н. Киреева. Архив СПбГК. Личные дела проф.-преп. состава, рабочих, служащих и Оперной студии. 1976. Д. 155. Л. 40–68.

М. И. Алейников, 2012