КИЧА (урожд. Тюменева), Лариса Васильевна (1891–1962)

Кафедра сольного пения
Профессор

КИЧА (урожд. Тюменева), Лариса Васильевна (27 января / 10 февраля 1891, Новороссийск – 1962, Ленинград, ныне Санкт-Петербург) — певица (меццо-сопрано), педагог. Профессор (1947). Награждена Медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.», правительственной Почетной грамотой Совнаркома Узбекской ССР и Ташкентской консерватории (1943). Жена О. А. Чишко.

Родилась в семье городского землемера. Окончила Новороссийскую женскую гимназию (1898–1906). С детства проявляла способности к музыке. С 8 лет брала частные уроки игры на рояле, теории музыки и сольфеджио. В 13 лет обнаружился хороший вокальный голос. Солировала в школьном хоре и выступала сольно на гимназических вечерах. С 14 лет занималась вокалом с П. А. Лодий.

Окончила Консерваторию по кл. сольного пения у А. Г. Жеребцовой-Андреевой (1909–1914). Обучение оплачивал лично А. К. Глазунов. В годы учебы работала в качестве пианистки и певицы в кинотеатре «Арс», а также была артисткой хора и младшим концертмейстером в Театре музыкальной драмы, который арендовал Большой зал Консерватории. Познакомилась с режиссурой И. М. Лапицкого и С. Д. Масловской, выполняла практические задания в области режиссуры массовых сцен, изучала ритмопластическую систему Жак-Далькроза и М. В. Баратова, что потом использовала в своем педагогическом методе.

Вынуждена была оставить сценическую карьеру из-за тяжелого поражения сустава ноги. Начала карьеру преподавателя в Новороссийске, где занималась частной практикой (1914–1920), воспитав ряд талантливых певцов. Во время Первой мировой войны окончила курсы сестер милосердия, работала в госпитале, устраивала концерты для раненых. Продолжала занятия с учениками-вокалистами.

В 1920 при поддержке отдела Политпросвета основала Оперную студию, которая была одновременно учебным заведением и концертным предприятием, проводившим большую музыкально-просветительскую работу в городе. В качестве руководителя студии ставила с учащимися отрывки и целые оперы.

Была приглашена в качестве заведующей вокальным отд. Государственного музыкального техникума Краснодара, где организовала мастерскую аккомпаниаторов и открыла оперный класс (1925–1930). Поставила ряд оперных спектаклей с оркестром, в том числе — «Царскую невесту» Н. А. Римского-Корсакова и «Пиковую даму» П. И. Чайковского на сцене Краснодарского театра. В 1923 поставила в качестве режиссера, балетмейстера и художника оперу О. А. Чишко «Юдифь», исполнив главную партию.

С 1929 жила и работала в Ленинграде. Преподавала вокал во Втором музыкальном техникуме (1929–1933), в вечерней Рабочей консерватории (1930–1931).

В Ленинградской консерватории: преподаватель вокального кл. на Рабфаке (1931–1935), и. о. доцента (1935), доцент (1940–1944), и. о. профессора (1944), профессор каф. сольного пения (1947–1956), профессор-почасовик (1956–1962). Была членом методического бюро вокальной секции (1937–1940). Активно участвовала в методической работе кафедры, выступала с докладами, вела научно-методическую работу по составлению учебника вокальной методики. Участвовала в жюри смотров самодеятельности, занималась с руководителями вокальных кружков.

Среди учеников — И. П. Алексеев, О. С. Чишко, Ф. Л. Ратнер, А. И. Ступельская, Л. М. Соломяк, О. Н. Головина, Н. Н. Овчаренко, З. Я. Аббакуменко, Т. К. Антоненко и другие.

Во время эвакуации (1942–1944) преподавала также в Музыкальном училище при Ленинградской консерватории, в Ташкентской консерватории и вела курсы повышения квалификации в Узбекском театре оперы и балета.

Одновременно работала в Государственном научно-исследовательском институте театра и музыки (вокально-методическая секция) и в Малом ленинградском государственном академическом оперном театре (МАЛЕГОТ), в качестве педагога по повышению квалификации артистов-стажеров (1937–1940, 1944–1956).

Библиография

Сочинения: Кича Л. В. Полвека назад // Ленинградская консерватория в воспоминаниях, 1862–1962: в 2 кн. Кн. 2. Л., 1988. С. 191–194.

Литература: Кича Лариса Васильевна // Пружанский А. М. Отечественные певцы (1750–1917): в 2 ч. Ч. 1. М., 1991. С. 223–224; Гусин И. О. С. Чишко: очерк жизни и творчества. Л., 1960. 100 с. (прим.: о Киче Л. В. см. с. 7–8).

Архивные источники

Личное дело Л. В. Кичи. Архив СПбГК. Личные дела профессорско-преподавательского состава и студентов за 1930–1956. Д. 111. С. 1–33; Личное дело Л. В. Кичи. Архив СПбГК. Личные дела профессорско-преподавательского состава и студентов за 1933–1949. Д. 121. С. 187–210; Личная карточка Л. В. Кичи. Архив СПбГК. Личные карточки профессорско-преподавательского состава, рабочих и служащих за 1959. Д. 957. С. 73–74; Личная карточка Л. В. Кичи. Архив СПбГК. Личные карточки профессорско-преподавательского состава, рабочих, служащих и Оперной студии. Д. 1137. С. 43–44.

Н. Б. Селиверстова, 2016