АНИСИМОВ, Борис Иванович (14/27 июля 1907, с. Григорово Новгородского уезда Новгородской губернии — 9 ноября 1997, Санкт-Петербург) — тромбонист, педагог, дирижер духового оркестра, композитор, аранжировщик. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1956). Народный артист РСФСР (1978). Профессор (1976[?]). Член бюро массовой секции Ленинградского отделения Союза композиторов СССР[?]. Награжден Орденом Дружбы народов (1983), медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1945).
Окончил 27-ю Советскую единую трудовую школу 2-й ступени Центрального р-на (1923–1924). Учился в Новгородском практическом институте народного образования[?], в Музыкальном техникуме при Консерватории на оркестровом отделении по кл. тромбона у П. Н. Волкова (2 курса, 1925–1927), на курсах по подготовке в Высшее техническое учебное заведение (ВТУЗ) Учебного комбината промышленной кооперации имени В. М. Молотова (1931–?).
Учился в Консерватории по кл. теории композиции у В. П. Калафати (1925–?), окончил оркестровое отделение по кл. тромбона у П. Н. Волкова (1927–1935) и отделение общего музыкального образования инструкторско-педагогического ф-та по кл. дирижирования духовым оркестром у С. В. Ельцина (1930–1936).
Чернорабочий Типографии имени В. Володарского (1924–1926).
В Ленинградском военно-ветеринарном училище: инструктор, позднее капельмейстер духового оркестра (1925–1940).
В Государственном академическом театре оперы и балета (ГАТОБ, с 1935 — ГАТОБ имени С. М. Кирова): музыкант сценического оркестра (1927 или 1926–?), артист оркестра (?–1937; в некоторых источниках до 1939), дирижер сценического оркестра (1937, 1938 или 1939–1989).
Начальник музыкально-учебной части и преподаватель Музыкальной школы Военно-морских сил СССР имени Н. А. Римского-Корсакова (1937–1944; в некоторых источниках с 1940). Читал курс инструментовки на сборах военных дирижеров Ленинградского военного округа (1947 – не ранее 1952).
Профессор Института культуры имени Н. К. Крупской (с 1976).
В Консерватории: преподаватель Рабфака (1937–1939), преподаватель (1944), старший преподаватель (1947), доцент (1950–1956, утв. 1953) каф. военно-оркестрового дирижирования военно-морского ф-та; доцент каф. медных духовых инструментов (1956–1975). С 1960 — почасовик. Преподавал курс инструментовки для духового оркестра и дирижирование духовым оркестром, вел классы тубы и духового ансамбля. Автор учебника по инструментовке для духового оркестра (1960; 2-е изд. 1979). Среди учеников по кл. тубы — В. В. Галузин, В. И. Легащёв (доцент Казанской консерватории); по кл. инструментовки — Г. П. Алявдин (начальник Образцового оркестра Военно-морского флота СССР).
Автор произведений для духового и симфонического оркестра, ансамблей медных духовых инструментов, среди которых — Увертюра-фантазия «Крейсер Варяг», Сюита, «Русская увертюра», марши, танцевальные пьесы. Делал обработки и переложения для духовых инструментов, ансамблей медных духовых инструментов и духового оркестра сочинений И. С. Баха, А. А. Алябьева, М. И. Глинки, Дж. Верди, П. И. Чайковского, Б. В. Асафьева, В. П. Соловьева-Седого и др. Оркестровал по просьбе композиторов эпизоды для сценического духового оркестра в произведениях С. С. Прокофьева, А. П. Петрова и других.
Сочинения и переложения Анисимова исполнялись в Ленинграде (в т. ч. в концертах ГАТОБа), Москве, Берлине, входят в репертуар исполнителей на духовых инструментах и военно-морских оркестров России — Центрального оркестра Военно-морского флота России, Адмиралтейского оркестра Ленинградской военно-морской базы и др., используются в педагогической практике музыкальных вузов.
С 1945 регулярно дирижировал духовыми оркестрами на Ленинградском радио. Участвовал в исполнении монументальных произведений совместно с Е. А. Мравинским (реквиемы Г. Берлиоза и Дж. Верди, Торжественная увертюра «1812 год» П. И. Чайковского), Ю. Х. Темиркановым («Маяковский начинается» А. П. Петрова). Среди партнеров-ансамблистов — Е. А. Рейхе.
Мастерство Анисимова как исполнителя, композитора и аранжировщика высоко ценили С. С. Прокофьев, Е. А. Мравинский, Г. П. Таранов, А. П. Петров и другие.
Нотография
Сочинения (изданные): для дух. орк.: Легкие пьесы: для дух. оркестра: партитура. Л.; М., 1949. 64 с.; Два походных марша: для дух. орк. Л.; М., 1951. 11 с.; Крейсер Варяг: увертюра-фантазия: для дух. орк.: партитура. М., 1954. 78 с.; Сюита: для дух. орк. Л., 1962. 27 с.; Полонез: партитура. М., 1962. 76 с.; для трубы с фп.: Концертный этюд № 3 es-moll: для трубы с фп. / под ред. П. Волоцкого. М., 1950. 15, 3 с.; Скерцо: для трубы с дух. орк. / перелож. автора для трубы и фп. М., 1956. 15, 3 с.; для трубы с дух. орк.: Концертный этюд. Скерцо: для трубы с дух. орк. М.; Л., 1951. 36 с.; для валт. с фп.: Поэма: для валт. с фп. Л., 1961. 15, 4 с.; для ансамблей медн. дух. инструм.: Интермеццо: для трубы B, валт. и тромбона: партитура // Ансамбли для медных духовых инструментов / сост. и авт. обработок Б. Анисимов. Л., 1969. С. 22–27; Рондо на тему русской народной песни «Во кузнице»: секстет для 3-х труб и 3-х тромбонов: партитура // Там же. С. 17–21; Анисимов Б.И. Русская увертюра: секстет для 3-х труб и 3-х тромбонов: партитура // Там же. С. 1–16; Практическое пособие для ансамблевой игры на медных духовых инструментах. Л., 1972. 176 с.
Сочинения (неизданные): [Источник: Дело Б. И. Анисимова на утверждение в ученом звании доцента за 1952. Д. 546-а. Л. 10–11]: Увертюра «1917 год»; Ленинградская фантазия; Солдатская фантазия; Молодежная (Комсомольская) фантазия; Морская фантазия; 4 песни для голоса с оркестром; Музыка к танцу «Дружба народов»; Пионерский танец (для балета ГАТОБа); Торжественный марш для симфонического оркестра; Фантазия: на тему двух революционных песен: для двух тромбонов.
Переложения, обработки, составление: для дух. орк.: Соловьев-Седой В. Марш Нахимовцев: для дух. орк. / обраб. Б. Анисимова. М.; Л., 1951. 4 с.; Марши и танцы: для дух. орк. / сост. Б. Анисимов. Л., 1961. 44 с. ведущ. парт., 18 парт.; Пьесы: для дух. орк. / сост. Б. Анисимов. Л., 1962. 28 с. ведущ. парт., 17 парт.; От песни к танцу: пьесы советских композиторов для духового оркестра / сост. Б. Анисимов. Л., 1963. 48 с. ведущ. парт., 20 парт.; Песни и танцы: пьесы советских композиторов для духового оркестра / сост. Б. Анисимов. Л., 1964. 28 ведущ. парт., 16 парт.; Концертные и танцевальные пьесы: для дух. орк. малого смешан. состава / сост. Б. Анисимов. М.; Л., 1965. 32 с. ведущ. парт., 16 парт.; Танцевальные пьесы: для духового оркестра / сост. Б. Анисимов. Л., 1967. 28 с. ведущ. парт., 16 парт.; для ансамблей медн. дух. инструм.: Ансамбли для медных духовых инструментов: произведения разных композиторов в оригинале и обработке: партитура / сост. и авт. обработок Б. Анисимов. Л., 1963. 62 с.; Ансамбли (секстеты, квинтеты и трио) для медных духовых инструментов (с участием кларнета, ксилофона и колокольчиков) / сост. и авт. обработок Б. Анисимов. Л., 1969. 128 с.
Библиография
Сочинения: Инструментовка для духового оркестра. Л., 1960. 314 с.; Практическое пособие по инструментовке для духового оркестра. Изд. 2-е, испр. Л., 1979. 270 с.
Литература: Анисимов Борис Иванович // Болотин С. Биографический словарь музыкантов-исполнителей на духовых инструментах. Л., 1969. С. 10, 135; Анисимов Борис Иванович // Бернандт Г. Б., Ямпольский И. М. Кто писал о музыке. Т. 1. М., 1971. С. 39–40; Анисимов Борис Иванович // Болотин С. В. Энциклопедический биографический словарь музыкантов-исполнителей на духовых инструментах. [2-е изд., доп. и перераб.] . М., 1995. С. 17–18; Михайлов Б. Жизнь, неотделимая от театра // Невское время. 1997. 26 июля; Анисимов Б. И.: [некролог] // Музыкальное обозрение. 1997. № 11. С. 21; Федотов В. А. Энтузиаст духовой музыки // Медный всадник: лит.-худож. альманах. СПб., 2006. № 3. С. 121–122; Федотова Г. Н. Борис Иванович Анисимов — энтузиаст духовой музыки: к 100-летию со дня рождения // Медный всадник: лит.-худож. альманах. СПб., 2006. № 3. С. 120.
Дискография
Петров А. Маякoвский начинается: опера-феерия в двух действиях / либретто М. Розовского; исполн. [солисты], хор и орк. Ленингр. театра им. С. М. Кирова, сценический духовой орк., дир. Б. Анисимов, Ю. Темирканов. Л.: Мелодия, 1985. 3 грп. [ГОСТ 5289–80] (110мин): 33 об/мин, стерео.
Иконография
Б. И. Анисимов // Болотин С. Биографический словарь музыкантов-исполнителей на духовых инструментах. Л., 1969. – Фото на вклейке между с. 16 и 17.
Архивные источники
Личное дело Б. И. Анисимова. Архив СПбГК. Личные дела проф.-преп. состава, раб., служ. и студ. за 1923–1952. Д. 6. Л. 58–88; Дело Б. И. Анисимова на утвержд. в ученом звании доцента за 1952. Архив СПбГК. Д. 546-а. 29 л.; Личная карточка Б. И. Анисимова. Архив СПбГК. Личные карточки проф.-преп. состава, раб. и служ. за 1956. Д. 792. Л. 22–23; Личная карточка Б. И. Анисимова. Архив СПбГК. Личные карточки проф.-преп. состава, раб. и служ. за 1960. Д. 1020. Л. 15–16; Личное дело Б. И. Анисимова. Архив СПбГК. Личные дела проф.-преп. состава, раб. и служ. за 1960. Д. 24. Л. 45–80. Д. 24. Л. 45–80; Личная карточка Б. И. Анисимова. Архив СПбГК. Личные карточки проф.-преп. состава, раб., служ. и Оперной студии за 1962. Д. 1136. Л. 20; Личная карточка Б. И. Анисимова. Архив СПбГК. Личные карточки проф.-преп. состава, раб., служ. и Оперной студии за 1965. Д. 1358. Л. 13–14; Личная карточка Б. И. Анисимова. Архив СПбГК. Личные карточки проф.-преп. состава, раб., служ. и Оперной студии за 1967. Д. 1482. Л. 24–26; Личная карточка Б. И. Анисимова. Архив СПбГК. Личные карточки проф.-преп. состава, раб., служ. и Оперной студии за 1975. Д. 2164. Л. 35–40; Личное дело Б. И. Анисимова. Архив СПбГК. Личные дела проф.-преп. состава, раб., служ. и Оперной студии за 1975. Б. н. Л. 16–22.
М. И. Алейников, 2012