БРИК-ИРАДОВА (урожд. Фейгенберг), Елена Иосифовна (1883–1957)

Кафедра камерного ансамбля
Профессор

БРИК-ИРАДОВА (урожденная Фейгенберг), Елена Иосифовна (Осиповна) (8 февраля 1883, Нью-Йорк, США – 21 декабря 1957, Ленинград, ныне Санкт-Петербург) — пианистка, педагог. Профессор (1921). Награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1946). Член Секции научных работников. В первом браке была замужем за И. О. Брик. Мать Е. В. Ирадова.

Окончила 1-ю Тифлисскую Великой княгини Ольги Федоровны женскую гимназию (1898). Училась в Московской консерватории в классу фортепиано К. А. Киппа (1898–1900). Окончила Санкт-Петербургскую консерваторию по классу игры на фортепиано у С. А. Малозёмовой (1900–1905) с дипломом на звание свободного художника, малой золотой медалью и премией имени А. Г. Рубинштейна.

В 1906 вместе с Н. К. Акцери (сопрано) и М. И. Долиной (контральто) осуществила гастрольную поездку по городам России и Туркменистана (Ташкент, Бухара, Чарджоу).

Одна из организаторов и профессор Воронежской советской консерватории (1918–1919). Профессор Тифлисской консерватории (1919–1921). Преподаватель Техникума Ленинградской консерватории (1932–1934) и Музыкальной школы-десятилетки при Ленинградской консерватории [?].

В Санкт-Петербургской (Ленинградской) консерватории: адъюнкт класса игры на фортепиано С. А. Малозёмовой (1907–1908), преподаватель (1908–1910), старший преподаватель (1910–1915), профессор 2-й степени (1915–1918), профессор (1921–1926), доцент (1926–1928, утверждено Государственным ученым советом в 1926) класса специального фортепиано. Одна из организаторов кафедры камерного инструментального ансамбля с участием фортепиано. Доцент кафедры камерного инструментального ансамбля (1928–1936), профессор кафедры камерного ансамбля (1936–1956, утверждено 1939), заведующая межфакультетским отделом (с 1936), заведующая кафедрой камерного ансамбля (1936–1941, 1947–1951[?]). Член Ученого совета. В 1941–1942 оставалась в Ленинграде, в первые месяцы блокады продолжала занятия в Консерватории. В 1942–1944 находилась в эвакуации в Ташкенте.

«Первые годы преподавания в консерватории руководствовалась школой и методами профессора С. А. Малозёмовой, но впоследствии много внесла изменений в эту школу, особенно в технику фортепьянной игры» (из личного дела пианистки в Архиве СПбГК). Автор программы класса камерного ансамбля фортепиано со струнными (1935). Среди учеников по специальному фортепиано — И. Брун (преподаватель Николаевской ДМШ № 1), Кравченко (заведующая Народной консерваторией в Астрахани), Риф (преподаватель Иркутского музыкального техникума), Смолкер (окончил консерваторию с большой серебряной медалью, работал в Екатеринославе).

Вела регулярную концертную деятельность в качестве солистки и ансамблистки. В 1905–1907 выступала в Санкт-Петербурге и провинции: на Северо-Востоке и Юго-Западе России (в Киеве, Одессе, Кишиневе и др.), в Поволжье и Туркестане. До Октябрьской революции участвовала в Беляевских камерных и симфонических концертах, концертах Императорского Русского музыкального общества, Павловских симфонических концертах. В 1918–1921 концертировала в Воронеже и Тифлисе, с 1921 — в Петрограде и других городах страны. С середины 1920-х в течение 15 лет выступала в сонатных вечерах с В. И. Шером.

Была первой исполнительницей ряда произведений русских композиторов: Трио № 2 А. С. Аренского, 25 прелюдий Ц. А. Кюи, Прелюдии и фуги ре минор А. К. Глазунова, Квинтета В. П. Калафати и др. Впервые в России исполнила 5-й фортепианный концерт К. Сен-Санса. Сольный репертуар: произведения Ф. Шопена (в том числе 24 прелюдии), А. К. Глазунова, Р. Шумана, К. Сен-Санса, А. Г. Рубинштейна. Камерный репертуар: скрипичные сонаты Л. ван Бетховена, Н. К. Метнера, П. Хиндемита, Д. Мийо, А. Онеггера, Трио си-бемоль мажор Ф. Шуберта, Квартет ми мажор С. И. Танеева, квинтеты И. Брамса, К. Ю. Давыдова, С. И. Танеева, А. С. Аренского, произведения И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева и других.

Играла под управлением А. К. Глазунова, Э. А. Ярнефельта. Среди партнеров-инструменталистов: скрипачи — Л. Ауэр, К. К. Григорович, Н. И. Кранц, В. И. Шер; виолончелисты — В. Ф. Алоиз, И. О. Брик, и альтист В. Р. Бакалейников. Выступала с Квартетом герцога Г. Г. Мекленбург-Стрелицкого, Квартетом Придворного оркестра, Беляевским квартетом, Квартетом имени А. К. Глазунова, Квартетом В. А. Заветновского.

Имя пианистки запечатлено на памятной мраморной доске, до 2007 находившейся у Малого зала имени А. К. Глазунова (историческое здание на Театральной площади).

Библиография

Основная литература: Брик Елена Осиповна // 100 лет Ленинградской консерватории. Л., 1962. С. 227; Михайлов И. Д. На концерте в Зале им. Глазунова // Театральная, 3. 2002. № 1. С. 3; Ирадов Е. В. Из прошлого нашей консерватории // Обертон. 2003. № 6. С. 8; Никифорова Л. Б. Памяти Елены Иосифовны Брик-Ирадовой // Musicus. 2008. № 2. С. 52–55. URL: http://old.conservatory.ru/files/52-55_musicus_11.pdf.

Иконография

Брик-Ирадова (урожд. Фейгенберг), Елена Иосифовна (Осиповна) (1883–1957). Фотопортрет. Фонд иконографии Научной музыкальной библиотеки СПбГК.

Архивные источники

Личное дело Е. И. Брик-Ирадовой. Архив СПбГК. Личные дела проф.-преп. состава, аспирантов и студентов за 1926–1950. Д. 23. Л. 298–360, 394–398; Личное дело Е. И. Брик-Ирадовой. Архив СПбГК. Личные дела проф.-преп. состава, рабочих, служащих и студентов за 1936–1956. Д. 35. Л. 1–32; Личная карточка Е. И. Брик-Ирадовой. Архив СПбГК. Личные карточки проф.-преп. состава, рабочих и служащих за 1951. Д. 523. Л. 20–22.

М. И. Алейников, 2012