МАЛОЗЁМОВА, Софья Александровна (1845, или 1846[?], Санкт-Петербург – 5/18.08.1908, там же; Никольское кладбище Александро-Невской лавры) — пианистка, музыкальный деятель, педагог. Профессор 1-й степени (1907).
Родилась в семье видного сановника. Выпускница Смольного института благородных девиц (1863). Окончила Консерваторию по кл. игры на фортепиано у Т. Лешетицкого (1863–1866), удостоена звания свободного художника.
Гастролировала по Западной Европе с певицей Е. А. Лавровской (1872–1877). Сменила Т. Лешетицкого на посту придворного пианиста при дворе великой княгини Екатерины Михайловны (дочери Елены Павловны). С юности находилась под сильным влиянием художественной деятельности и личности А. Г. Рубинштейна, став его верным помощником и соратником. Организовала у себя дома первое прослушивание оперы Рубинштейна «Демон», проведя репетиции с исполнителями. Подготовила первое исполнение «Стихов и Реквиема по Миньоне» из «Вильгельма Мейстера» И. Гёте (для баритона, тенора, сопрано, мужского квартета и хора с фортепиано, ор. 91, 1872). Вела Исторические концерты А. Рубинштейна (1885–1886), который посвятил ей свои Вариации (op. 104).
По приглашению А. Рубинштейна стала преподавать специальный класс фортепиано в Консерватории. (1887). Пропагандировала творчество А. Рубинштейна и после его смерти, организовывая концерты его памяти. Пополнила коллекцию музея А. Рубинштейна, созданного в его честь в Консерватории (дирижерская палочка, автограф Кантаты на 25-летие бракосочетания Их Императорских Величеств, 6 фото пейзажей села Выхватинцы, где родился Рубинштейн).
В Консерватории: преподаватель (1887), старший преподаватель (1890), профессор 2-й степени (1894), профессор 1-й степени (1907–1908) специального кл. игры на фортепиано.
Малозёмова воспитывала учеников в духе рубинштейновского пианизма. Характерные черты ее школы — безупречная техника, певучесть звука, развитие внутреннего слуха и самостоятельного музыкального мышления, поэтическая манера исполнения, разнообразие учебного репертуара, в который включала и сочинения современных русских композиторов (что было тогда редкостью). Требовала свободы звука при стальных пальцах. Рекомендовала учить пассажи медленно, громко, высоко поднимая пальцы. Следила за судьбой выпускников своего класса, среди которых — Е. И. Брик-Ирадова М. Н. Баринова, преподаватели музыкальных учреждений России С. Ю. Друккер, Э. и Ж. Штембер, Ф. Б. Тейтельбаум, В. В. Покровский и другие
В память о Малозёмовой в Консерватории был учрежден Конкурс пианисток имени проф. С. А. Малоземовой, в котором участвовали выпускницы консерваторий Императорского Русского музыкального общества, получившие диплом свободного художника по кл. игры на фортепиано за последние 5 лет, а также все бывшие ученицы Малозёмовой, независимо от времени их выпуска. Конкурсная программа состояла из произведений А. Рубинштейна. Конкурс прошел дважды — в 1911 и 1916 годах.
Библиография
Литература: Малозёмова С. А.: [некролог] // Русская музыкальная газета. 1908. № 2. Стб. 41–42; Алексеев А. Д. [О С. А. Малозёмовой] // Алексеев А. Д. Русские пианисты: очерки и материалы по истории пианизма. М.; Л., 1948. С. 79–80; Оссовский А. В. С. А. Малозёмова // Оссовский А. В. Музыкально-критические статьи (1894–1912). Л., 1971. С. 259–261; Никифорова Л. Б. Памяти Елены Иосифовны Брик-Ирадовой // Musicus. 2008. № 2 (11). С. 52–55 (о С. А. Малозёмовой). URL: http://old.conservatory.ru/files/52-55_musicus_11.pdf; Быстрова К. Тайна одного портрета: о Софье Александровне Малозёмовой // Малоизвестные страницы истории Консерватории: Альманах. 2011. Вып. 11. C. 15–19.
Архивные источники
Списки преп. и служ. [С. А. Малозёмова]. ЦГИА. Ф. 361. Оп. 11. Д. 1. С. 13; Общая переписка за 1909. [Об учреждении конкурса и стипендии им. С. А. Малоземовой]. ЦГИА. Ф. 361. Оп. 11. Д. 327. Л. 161–162; Оп. 9. Д. 97; Почетные отзывы за январь 1911. [О проведении 1-го конкурса на соискание премии им. проф. Конс. С. А. Малоземовой]. ЦГИА. Ф. 408. Оп. 1. Д. 325. Л. 17.
Н. Б. Селиверстова, 2012