ВАКМАН, Софья Борисовна (Бенционовна) (1911–2000)

Кафедра камерного ансамбля
Профессор

ВАКМАН, Софья Борисовна (Бенционовна) (29 июня / 12 июля 1911, г. Умань Киевской губ. Российской империи, ныне Украина – 12 августа 2000, Санкт-Петербург) — концертирующая пианистка, ансамблистка, педагог. Доцент (1949). Профессор (1964). Награждена медалями «За трудовую доблесть» (1945), «За оборону Ленинграда» (1946), «Ветеран труда» (1984), Орденом «Знак Почета» (1987). Жена Э. П. Грикурова.

Родилась в семье служащего, которая с 1914 года проживала в Киеве. Начала заниматься фортепиано в детской музыкальной группе у Н. А. Зарецкой (1914–1921). Поступила на детское отделение Киевской консерватории (с 1918 года — музыкально-драматический институт им. Н. В. Лысенко) по классу рояля К. Н. Михайлова (1921–1928). Параллельно училась в средней школе (1921–1927).

С семьей переехала в Ленинград, где поступила в консерваторию по классу рояля С. И. Савшинского (1928–1932), а затем окончила у него же аспирантуру (1933–1935). Во время учебы работала пианисткой в концертном отделе Ленинградского Политпросветцентра (1931–1932). По конкурсу прошла в качестве пианистки в Общество Камерной музыки (1932–1934). Поступила в Концертное бюро Ленинградской государственной филармонии, где работала пианисткой и концертмейстером с 1935 по 1941 год.

С 1936 года была концертмейстером в классах М. Б. Полякина и А. Я. Штримера в Средней специальной музыкальной школе при консерватории. Затем начала преподавать в этой школе класс камерного инструментального ансамбля в старших классах (1939–1941).

С 1938 года  выступала в Филармоническом музыкальном лектории с видными музыковедами: А. Н. Должанским, А. Е. Будяковским, Ю. Б. Вайнкопом, А. А. Пэн-Черновым, Л. А. Энтелисом.

Во время Великой Отечественной войны была эвакуирована вместе с Малым театром оперы и балета (ныне — Михайловский театр) в г. Чкалов (Оренбург), где работала в Концертно-эстрадном бюро. Выступала в составе концертной бригады на фронте, где часто играла на аккордеоне.

Вернувшись в Ленинград, работала четыре месяца в Ленинградской государственной эстраде (1944 год), затем вернулась в штат Ленинградской филармонии как пианистка-ансамблистка (1944–1957), позже в том же качестве была приглашена в Ленинградское отделение ВГКО (1957–1960).

С 1953 года начала активную гастрольную деятельность по Советскому Союзу (от Прибалтики до Сахалина) и за рубежом. Участвовала во Всесоюзных и международных фестивалях и конкурсах в качестве концертмейстера и члена делегации. Посетила Румынию, Финляндию (1953), Болгарию, Голландию, Бельгию (1954), Югославию, Польшу, Исландию (1955), США, Мексику (1959), Бразилию (1967), Швецию (1971), КНР (1972), Италию (1978).

Обладала огромным репертуаром, в который входили камерные произведения Г. Генделя, Г. Перселла, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Дж. Верди, Дж. Россини, Г. Доницетти, И. Брамса, Я. Сибелиуса, К. Дебюсси, М. Равеля, О. Респиги, Ж. Бизе, К. Сен-Санса, Г. Венявского, Ю. А. Шапорина, С. Франка, Д. Мийо, Г. Вольфа, С. С. Прокофьева, С. И. Танеева, Дж. Гершвина, Б. Л. Клюзнера, С. М. Слонимского, В. Н. Салманова, Б. И. Тищенко, А. П. Петрова, Р. К. Щедрина, А. С. Гречанинова.

Выступала в ансамбле с выдающимися музыкантами: Э. Г. Фишманом, А. А. Лазько, Д. Б. Шафраном, Л. М. Моргулисом, С. Н. Кнушевицким, М. Л. Фурер, Б. Л. Гутниковым, И. А. Шпильбергом, А. В. Людевигом, А. А. Григорьевой, Н. М. Думцевым, Т. И. Мелентьевой, Н. Д. Шпиллер, Н. Ю. Юреневой, Н. П. Ли, И. Л. Просаловской и другими.

Длительное творческое сотрудничество связывало С. Б. Вакман с И. П. Богачёвой, с которой постоянно выступала в Большом и Малом залах филармонии, Малом зале им. А. К. Глазунова, московском и ленинградском Союзе композиторов, гастролировала в Бразилии. В их репертуар входили вокальные циклы «Любовь и жизнь женщины» Р. Шумана, «Пять песен на стихи Матильды Везендонк» Р. Вагнера, «Песни и пляски смерти» М. П. Мусоргского, песни Ф. Шуберта, Ф. Листа, Ж. Массне, Ш. Гуно, Г. Берлиоза, К. Сен-Санса, романсы М. И. Глинки, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, а также произведения современных композиторов, в том числе «Сатиры», «Из еврейской народной поэзии», «Испанские песни» и цикл романсов стихи Марины Цветаевой Д. Д. Шостаковича, который был посвящен И. Богачёвой (первое исполнение в 1973).

В Ленинградской консерватории: преподаватель-почасовик класса аккомпанемента (1946–1949), доцент (1949–1960), штатный доцент (1960–1964), и. о профессора (1964–1989), профессор (1989–2000) кафедры камерного ансамбля и аккомпанемента.

Принимала активное участие в концертах и методических разработках кафедры. Рецензировала работу преподавателей музыкального училища. Читала лекции на курсах повышения квалификации преподавателей класса аккомпанемента.

Среди многочисленных учеников С. Б. Вакман по классу аккомпанемента — О. Ю. Малов, И. М. Саравайская, К. А. Сандовская, А. И. Кнайфель, М. В. Мишук, Е. Я. Штейнбок, П. Л. Гилилов, В. Д. Слободян, И. Д. Михайлов, И. В. Васильева, Е. К. Солдатова, А. З. Угорский, А. В. Избицер, Д. Н. Часовитин, В. Б. Высоцкий, Я. Ю. Гранквист, Э. С. Горковенко, Н. Н. Фурманкова, Е. С. Гаудасинская, Е. В. Синайский, И. Н. Дзецкер, П. Р. Лаул, В. В. Мищук и многие другие известные музыканты и педагоги.

Библиография

Литература: Михайлов Г. Сонатный вечер в зале им. Глазунова // Вечерний Ленинград. 1947. 16 февраля (№ 39). С. 3. Примечание: рецензия на концерт виолончелиста Г. М. Немерецкого и пианистки С. Б. Вакман; Левитин Ю. Неиссякаемая мощь таланта // Советская культура. 1974. 22 января. С. 4. Примечание: о новом вокальном цикле Д. Д. Шостаковича на стихи М. Цветаевой в исполнении И. Богачёвой и С. Вакман; Мелентьева Т. Щедрость души и таланта // Музыкальные кадры. 1982. 9 декабря (№ 15). С. 3; Бялик М. Блистательный мастер // Вечерний Ленинград. 1991. 29 июня (№ 178). С. 3; Булычева А. Музыка в Фонтанном доме // Невское время. 1992. 25 июня (№ 123). С. 5. Примечание: о концерте Екатерины Громовой и Софьи Вакман; Скорбященская О. Фея фортепиано // Вечерний Петербург. 1993. 26 марта (№ 68). С. 3; Софье Борисовне Вакман — с любовью. Статьи, воспоминания, документы / ред.-сост. Г. А. Серова. СПб.: СПбГК , 2012. 246 с.

Архивные материалы

Личное дело С. Б. Вакман. Архив СПбГК. Д. 24. Личные дела проф.-преп. состава, рабочих и служащих консерватории в разные годы. Л. 54–57; [Документы С.Б. Вакман на замещение должности]. Архив СПбГК. Д. 1255. Ученый совет от 26. 05. 1964 года. Л. 48–56; Личное дело профессора Вакман С. Б. 2000 г. Архив СПбГК. Д. 293. Л. 1–161; Личная карточка С. Б. Вакман. Архив СПбГК. Личные карточки проф.-преп. состава, рабочих, служащих и Государственного музыкального театра за 2000 год. Л. 10.

Н. Б. Селиверстова, 2019