ЗАХАРОВ, Борис Степанович (1887–1943)

Кафедра специального фортепиано
Профессор

ЗАХАРОВ, Борис Степанович (19/30 ноября 1887, Санкт-Петербург[?] – 30 января 1943, Шанхай, Китай) — пианист, педагог. Профессор (1919). Брат виолончелиста В. С. Захарова, муж скрипачки Ц. Г. Ганзен.

Родился в семье потомственного почетного гражданина, купца 1-й гильдии С. Н. Захарова. Начальное образование получил в Первой Санкт-Петербургской классической гимназии, окончив ее с золотой медалью (1906). Затем поступил на философско-юридический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета и обучался в течение 1906–1908 и первого полугодия 1908/1909 учебного года. В 1906 поступил также в Консерваторию на отделение теории композиции; с 1908 начал заниматься в кл. игры на фортепиано А. Н. Есиповой и окончил Консерваторию по этой специальности (1913, диплом). В годы обучения в Консерватории был дружен с С. С. Прокофьевым и Н. Я. Мясковским. По совету Захарова Прокофьев также поступил в кл. фортепиано Есиповой.

Совершенствовал игру на фортепиано под руководством Л. Годовского в Вене (1913–1914).

В Консерватории: преподаватель (1915–1921), старший преподаватель (1918), профессор (1919) кл. игры на фортепиано. В 1918 по предложению А. К. Глазунова был назначен заместителем руководителя кл. камерного ансамбля (вместо Ф. М. Блуменфельда).

У Захарова частным образом игре на фортепиано обучался В. М. Богданов-Березовский (1918–1919).

В конце 1920-х Захаров отправился в кругосветное путешествие с женой, скрипачкой Цецилией Ганзен (выпускницей Консерватории: кл. игры на скрипке Л.  Ауэра, 1914). Гастролировал в Европе, Америке, Японии. Исполнительская манера Захарова оценивалась по-разному — слушателями отмечались благородство и высокое техническое мастерство наряду с недостатком мягкости и теплоты исполнения.

С 1929 жил в Шанхае. Принял деятельное участие в развитии музыкального образования в Китае и в деле создания шанхайской фортепианной школы. С 1929 — профессор Шанхайской национальной консерватории, заведующий кафедрой фортепиано, декан фортепианного факультета. Под руководством Захарова в консерватории работали русские пианисты С. С. Аксаков, З. А. Прибыткова и др. Благодаря деятельности Захарова китайская педагогика интенсивно развивалась, расширился охват классического репертуара, возрос уровень технической сложности исполняемых произведений, а китайский пианизм стал постепенно приближаться к европейским и мировым стандартам. Среди учеников – видные деятели музыкальной культуры Китая — Дин Шан Дэ (пианист и композитор), Лин Щан Мин, У Лэи, Ли Цзуй Чжен, Чию Фу Шен и другие.

Исполнительская деятельность Захарова в Китае носила просветительский характер. На концертных площадках Шанхая он исполнял классические сочинения, неизвестные китайским слушателям: «Хорошо темперированный клавир» И. С. Баха, сонаты и концерты В. Моцарта и Л. Бетховена, пьесы Ф. Шопена, Р. Шумана, Э. Грига, К. Дебюсси, М. Равеля и другие.

Сотрудничал с Шанхайским симфоническим оркестром. Выступал в различных ансамблях, в частности в составе трио, организованного вместе с преподавателями консерватории Фу Хуа (скр.) и И. Шевцовым (влч.), а также совместно с Я. Хейфецом (скр.). В Китае впервые исполнил Четвертый фортепианный концерт С. В. Рахманинова (1933, дирижер М. Пачи).

Был председателем Общества камерных концертов в Шанхае, председателем музыкальной секции Шанхайского Арт-клуба, членом жюри первого конкурса китайской музыки «Китайское фортепианное творчество», организованного А. Н. Черепниным (1934).

Библиография

Литература: Прокофьев С. С. [Переписка Захарова с Прокофьевым] // Прокофьев С. С. Автобиография. М., 1973. С. 468–471. (См. также имен. указ. С. 585); Музыкальное письмо С. С. Прокофьева [Б. Захарову] / публ. И. В. Нестьева // Музыкальное наследство. Т. 3. М., 1970. С. 405–410, 474–478; Бянь Мэн. Очерки становления и развития китайской фортепианной культуры: Автореферат дис. … канд. иск. СПб., 1994. 22 с.; Хуан Пин. Борис Захаров и его роль в становлении китайской фортепианной школы // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Вып. 74–1. 2008. С. 527–531; У На. Педагогическая деятельность Б. С. Захарова в Шанхае (по материалам документов и публикаций Дин Шан Дэ) // Известия Российского государственного педагогического Университета им. А. И. Герцена. Вып. 92. 2009. С. 262–271; Хисамутдинов А. Из истории музыкального образования: Россия — Китай // Музыкальная академия. 2012. № 3. С. 151–155.

Архивные источники

Личное дело Бориса Захарова. ЦГИА СПб. Ф. 361. Оп. 1. Д. 1476.11 л.; Списки учеников 1918-1919 гг. ГИАЛО. Ф. 361. Оп. 11. Д. 403. Л. 80 (по арх. карт. ИБО НМБ Консерватории); Списки преподавателей 1920 г. ГИАЛО. Ф. 361 Оп. 11. Д. 579. Л. 18 (по арх. карт. ИБО НМБ СПбГК); [Опросный лист Захарова Бориса Степановича от 23.10.1918]. ГАОРСС ЛО. Ф. 7441. Д. 36. Л. 64, 64-об. (по арх. карт. ИБО НМБ СПбГК); Журнал Малого Совета 30. 10.18. §2. ГАОР. Ф. 7441. Д. 2. С. 9 (по арх. карт. ИБО НМБ СПбГК).

А. Н. Цветкова, 2013