ВЕНГЛОВСКИЙ, Виктор Фёдорович  (1926–1994)

Кафедра медных духовых и ударных инструментов
Профессор

ВЕНГЛОВСКИЙ, Виктор Фёдорович (17 мая 1926, г. Балта Одесской обл. Украинской ССР – 28 марта 1994, Санкт-Петербург) — тромбонист, педагог. Заслуженный артист РСФСР (1991). Профессор (1992). Член Международной ассоциации тромбонистов (International Trombone Association, 1976).

Учился в Школе военно-музыкальных воспитанников (Ростов, 1940–1950) и Военно-транспортной академии имени Л. М. Кагановича (Ленинград, 1943–1950). Окончил Музыкальное училище при Консерватории по кл. тромбона у И. А. Гершковича (1945–1948), Консерваторию по кл. тромбона у А. А. Козлова (1949–1953), аспирантуру под руководством М. Н. Буяновского (1962–1966). Лауреат IV-го Всемирного фестиваля молодежи и студентов (Бухарест, 1953, II-я премия).

Артист Заслуженного коллектива России Академического симфонического оркестра Ленинградской филармонии (с 1950). Преподаватель ДМШ № 1 Ленинского р-на Ленинграда (1954–1961), Средней специальной музыкальной школы при Консерватории (1961–1966), Музыкального училища при Консерватории (1965–?). Производственный консультант по изготовлению тромбонов на Ленинградском заводе музыкальных духовых инструментов (1962–?). При участии Венгловского изготовлены первые отечественные модели заказного басового тромбона.

В Консерватории: преподаватель (1966), доцент (1972, утв. в 1977), профессор (1984–1994) кафедры медных духовых инструментов.

Среди учеников — народный артист РФ, профессор Московской консерватории А. Н. Морозов; заслуженный артист РФ, концертмейстер группы тромбонов Национального филармонического оркестра России В. В. Голиков (окончил Консерваторию в 1975); лауреат международного конкурса в Женеве (1973, 1-я премия), заслуженный артист РСФСР А. А. Скобелев (окончил Консерваторию в 1973); дирижер эстрадного оркестра Государственного Дома радио Литвы Т. И. Адомавичюс (окончил Консерваторию в 1974); Ю. П. Брындин (окончил Консерваторию в 1975); С. Г. Горовой (окончил Консерваторию в 1977); Р. З. Краснер (окончил Консерваторию в 1970); Н. П. Новиков (окончил Консерваторию в 1970) и другие.

В течение многих лет вел многостороннюю концертную деятельность как солист-виртуоз, оркестрант и ансамблист. Его исполнительский стиль отличали виртуозная техника, широкий динамический диапазон, яркая фразировка, чуткость к нюансам звукоизвлечения. Венгловский освоил практически весь сольный репертуар для тромбона. Его концертные программы включали редко исполняемые произведения, такие, как «Зимнее концертино» Д. Мийо для тромбона и струнного оркестра (1-е исполнение в СССР, 23.04.1964), Концертино для тромбона и струнного оркестра Л. Ларссона, Концерт для тромбона и оркестра Г. Вагензейля, сонаты для тромбона и фортепиано Л. З. Любовского, С. Шулека и др. В репертуаре музыканта был представлен широкий круг авторов старинной и современной камерно-ансамблевой музыки: А. и Дж. Габриели, Г. Виадана, Г. И. Ф. Бибер, Т. Альбинони, А. Вивальди, Г. Ф. Телеман, И. Ф. Стравинский, Д. Мийо, П. Хиндемит, А. Веберн, Э. Варез, Ч. Айвз, Д. Д. Шостакович, В. В. Сильвестров и мн. другие.

Гастролировал с Заслуженным коллективом России Академическим симфоническим оркестром (ЗКР АСО) Ленинградской филармонии в США, Канаде, странах Европы. Играл в составе камерного оркестра на базе ЗКР АСО с дирижерами Г. Н. Рождественским, Э. А. Серовым. Как солист выступал с Ленинградским камерным оркестром. Выступал с органистами И. А. Браудо, А. И. Браудо, Н. И. Оксентян, Т. М. Чаусовой. Участвовал в концертах ансамбля старинной музыки «Мадригал». Играл в квинтете медных духовых инструментов, в состав которого также входили В. Ю. Кафельников, М. Б. Романов, В. А. Малков, Ю. А. Большиянов, В. М. Буяновский, В. В. Галузин.

Руководил Квартетом тромбонов Ленинградской филармонии, известен исполнением оригинальных произведений для этого состава таких композиторов, как Г. Дюфаи, Л. Бетховен, Е. А. Рейхе, Э. Бозза, Д. Дондейн, А. Томази. В концертных залах Ленинграда Квартетом впервые были исполнены написанные специально для этого коллектива сочинения В. И. Кладницкого, А. А. Боярского, Г. Г. Окунева, Т. К. Мынбаева. Концертные программы Квартета были записаны и изданы фирмой «Мелодия» (2 грампластинки).

В 1960–1980-е сотрудничал с композиторами и студентами композиторского отд. теоретико-композиторского факультета, участвуя в премьерных исполнениях всех новых сочинений, в инструментальный состав которых входил тромбон: «Элегической музыки памяти И. Стравинского» Ю. А. Фалика для 16-голосного струнного оркестра и 4-х тромбонов, сюиты «Барокко» Г. О. Корчмара для трубы, 2-х валторн и тромбона и других.

Венгловскому, как первому исполнителю, посвящены «Концертино» для тромбона и оркестра В. А. Успенского, «Метаморфозы» для 4-х тромбонов Г. Г. Окунева, Торжественная увертюра для тромбона и фортепиано И. М. Ельчевой, Три пьесы для тромбона В. М. Буяновского, Квартет для 4-х тромбонов А. П. Смелкова. Студентами класса Венгловского были впервые исполнены сочинения В. Г. Арзуманова, А. М. Маневича, Ю. Ф. Ханина и др. С его участием осуществлено множество записей на фирме «Мелодия», на радио и телевидении, часть из них издана в Японии и США.

Венгловский — автор ряда методических статей, посвященных проблемам исполнительства на медных духовых инструментах. Его пособие «Ежедневные упражнения для тромбона» получило широкое признание в музыкально-учебной практике. С целью обновления и расширения тромбонового репертуара Венгловский создал многочисленные переложения произведений классической зарубежной и отечественной музыки: для тромбона и фортепиано (Экспромт оp. 35 № 9 Р. М. Глиэра, прелюдии ор. 34 № 13, 14, 15, романс из музыки к к/ф «Овод» Д. Д. Шостаковича , Концерт для 2-х скрипок А. Вивальди, Жига Г. Ф. Генделя и др.), ансамбля тромбонов, квинтета медных духовых (Чакона И. С. Баха, Прелюдия и фуга № 4 из 24 прелюдий и фуг Д. Д. Шостаковича). Выступил редактором концертов для тромбона, редактором-составителем сборников пьес и этюдов для тромбона, подготовил к изданию серию «Золотой репертуар тромбониста».

Дискография

Д018957/58 (моно), С01363/4 (стерео). Ленинградский камерный оркестр, Лазарь Гозман. Д. Мийо. Зимнее концертино для тромбона и струнного оркестра (В. Венгловский, тромбон); Э. Вилла-Лобос. Танец семи нот для фагота и камерного оркестра (Л. Печерский, фагот); В. А. Моцарт. Концерт № 2 для флейты с оркестром (Д. Беда, флейта). Мелодия, 1969. (Переизд.: Япония, 1971. SH 7707. МК; США, 1976: WGS 8336); Д19203/4. К. Сероцкий. М. Крейчи. П. Хиндемит. Исп. В. Венгловский (тромбон), П. Серебряков (фп). Мелодия, 1969 ‎; Д00021451/52. К. Сероцки. Четыре пьесы для 4-х тромбонов. Исп.: В. Венгловский, Г. Данилов, Н. Коршунов, А Козлов; А. Дубенский. Кончерто гроссо для 3-х тромбонов и тубы. Исп.: В. Венгловский, Г. Данилов, Н. Коршунов, Н. Куйванен. Мелодия, 1969; СМ01921/22. Играет Виктор Венгловский. Партия фп. Т. Венгловская. Мелодия, 1970. (Содерж.: С. Рахманинов. Элегия, соч. 3 в перелож. Венгловского; В. Англелов. Скерцино; Б. Дварионас. Тема с вариациями; К. М. Вебер. Хорал, каденция и фугато; Э. Бозза. Баллада; М. Пот. Экспромт); СМ02529/30. Л. Бетховен. Сочинения для камерных ансамблей духовых инструментов, среди которых: 3 пьесы для квартета тромбонов, соч. 1812. Исп.: В. Венгловский, Г. Данилов, А. Козлов, Н. Корщунов. Мелодия, 1970. (Переизд.: США, 1973. WGS 8220); СМ02955/56. Старинные и современные инструментальные ансамбли. Мелодия, 1972; СМ04239/40. Играет квартет тромбонов. Мелодия, 1973. (Содерж.: Д. Дондейн. Сюита; А. Томази. «Быть или не быть». Исп.: Б. Виноградов, А. Скобелев, В. Венгловский, А. Евтушенко; К. Сероцки. Сюита; Э. Бозза. Три пьесы. Исп.: В. Венгловский, Б. Виноградов, А. Скобелев, А. Евтушенко; Ж. М. Дюфаи. 4 пьесы; В. Кладницкий. Диптих. Исп.: А. Скобелев, В. Венгловский, Б. Виноградов, А. Евтушенко, В. Козырева (сопр.)). (Переизд.: Япония, 1985. Vic-2346); CDVP 000474. Малер Г. Симфония № 7 e-moll. Академический симфонический оркестр Ленинградской гос. филармонии. [Соло на баритоне В. Венгловский] — Малер Г. Симфонии № 1, 3–7, 9. Дир. К. Кондрашин М.: Мелодия, 1975; С10 09485/86. Квартет тромбонов Ленингр. филармонии. Мелодия, 1978. (Содерж.: Г. Рейхе. Соната № 3; И. С. Бах. Фуга; Г. Телеман. Консерто; П. Чайковский. Хорал; Утреннее размышление; Л. Бассет. Квартет; Р. Бутри. 5 пьес; Р. Премру. «In memoriam»; Д. Дондейн. Ритмические прелюдии. Исп.: В. Венгловский, Б. Виноградов, А. Скобелев, А. Евтушенко). (Переизд.: Япония, 1981. Vic-2321); С10 14679/80. Инструментальная музыка XVII века. Мелодия, 1981. (Содерж.: А. Бертали. Сонаты № 1, 2 для 2-х скрипок, тромбона и органа; Г. Бибер. Соната для 2-х скрипок, тромбона и органа. Исп.: Г. Кнеллер, М. Эстрин, В. Венгловский, Н. Оксентян (орган), Г. Лукьянин (контрабас); И. Шмельцер. Соната для скрипки, тромбона, трубы, фагота и органа. Исп.: Г. Кнеллер, В. Венгловский, В. Чирсков, К. Соколов, Н. Оксентян, Г. Лукьянин); С10 16649/50. К 100-летию Заслуженного коллектива России Академического симфонического оркестра Филармонии. Дир. Э. Чивжель Мелодия, 1982. (Содерж.: Л. Моцарт. Охотничья симфония. Исп.: В. Буяновский, А. Глухов, А. Мусоров, А. Суржок (валторны); Г. Вагензейль. Концерт для тромбона и оркестра. Исп.: В. Венгловский; М. Гайдн. Концерт для валторны, тромбона и оркестра. Исп.: В. Буяновский, В. Венгловский; С10 21983/84. Д. Хистон. Соната для корнета, сакбута и органа; Соната для 2-х кларино, баса-континуо и органа. Исп. М. Юдашкин (корнет и 1-й кларино), В. Кан (2-й кларино), В. Венгловский (сакбут и бас-континуо), Н. Сиротская (орган). Мелодия, 1985.

Нотография

Переложения: Шостакович Д. Три прелюдии. Романс из к/ф «Овод»: для тромбона и фп. Л., 1972. 27 с.; Пьесы для тромбона. Переложение для тромбона и фп. / сост. В. Венгловский. М.; Л., 1966. 32 с.

Редактирование и составление: Пьесы для тромбона. Переложение для тромбона и фп. / сост. В. Венгловский., М.; Л., 1966. 32 с.; Дварионас Б. Тема с вариациями. Переложение для тромбона И. Шведаса. / ред. В. Венгловского. Л., 1967. 15 с.; Пьесы для квинтета медных духовых инструментов / сост. В. Венгловский. Партитура. М., 1976. 79 с.; Рейхе Е. Этюды: для тромбона / ред. В. Венгловский. Л., 1979. 67 с.; Рейхе Е. Концерты № 1 и № 2: для тромбона с оркестром / ред. В. Венгловского. Клавир. Л., 1980. 63 с.; Пьесы современных французских композиторов для тромбона и фп. / сост. В. Венгловский. Л., 1982. 43 с.; Избранные этюды для тромбона. Тетрадь 1 / сост. В. Ф. Венгловский. Л., 1987. 78 с.; Избранные этюды для тромбона. Тетрадь 2 / сост. В. Венгловский. Л., 1988. 78 с.; Произведения современных зарубежных композиторов: для тромбона и фп. / сост. В. Венгловский. Л., 1988. 51 с.; Рейхе Е. Дуэты для двух тромбонов / ред. В. Венгловского. Л., 1988. 23 с.; Произведения советских композиторов: для тромбона соло в сопровожд. фп. / сост. В. Венгловский. Л., 1990. 35 с.

Библиография

Сочинения: Trombone School of the Petersburg-Petrograd-Leningrad Conservatory // International Trombone association journal. 1984. Vol. XII, № 2. Р. 26–28; Основы рациональной постановки при игре на тромбоне // Вопросы муз. педагогики. Вып. 4. М., 1983. С. 57–63; Ежедневные упражнения для тромбона. учеб. пособ. / ред. А. Г. Петропавлова. Л., 1986. 19 с.; Специфические особенности звукоизвлечения и звуковедения на медных духовых инструментах // Музыкально-педагогический институт им. Гнесиных. Сборник трудов. Вып. 103: Современное исполнительство на духовых и ударных инструментах. М., 1990. С. 76–91.

Литература: Венгловский Виктор Федорович // Болотин С. В. Биографический словарь музыкантов-исполнителей на духовых инструментах / ред. И. В. Голубовский. Л., 1969. С. 23, 141–142; Петров А. П. В. Ф. Венгловский // Болотин С. В. Биографический словарь музыкантов-исполнителей на духовых инструментах / ред. И. В. Голубовский. Л., 1969. С. 141–142; Венгловский Виктор Федорович: [биогр. спр.] // Черных А. В. Советское духовое инструментальное искусство: справочник. М., 1989. С. 200; Горовой С. Г. Виктор Венгловский (тромбон) // Портреты советских исполнителей на духовых инструментах / ред.-сост Ю. Усов. М., 1989. С. 298–310; Венгловский Виктор Федорович: [биогр. спр.] // Болотин С. В. Энциклопедический биографический словарь музыкантов-исполнителей на духовых инструментах. Изд. 2-е, доп. и перераб. М., 1995. С. 50–51; Сумеркин В. В. Тромбон. СПб., 2005. С. 116.

Архивные источники

Личное дело В. Ф. Венгловского [студента оркестрового факультета Консерватории]. Архив СПбГК. Личные дела рабочих, служащих и студентов за 1906–1955. Д. 44. Л. 264–282; Личное дело В. Ф. Венгловского. Архив СПбГК. Дело на утверждение в ученом звании профессора В. Ф. Венгловского за 1991; Личная карточка В. Ф. Венгловского. Архив СПбГК. Личные карточки профессорско-преподавательского состава, рабочих и служащих за 1993; Список выпускников класса Венгловского В. Ф. по ЛОЛГК [с 1969 по 1989; всего — 26]. Архив СПбГК. Дело на утверждении в ученом звании профессора В. Ф. Венгловского за 1991. Л. 24–28; Личное дело В. Ф. Венгловского. Архив СПбГК. Личные дела профессорско-преподавательского состава за 1993. [Сольные выступления Венгловского В. Ф. в сопровождении оркестра с 1964 по 1987.]. Архив СПбГК. Дело на утверждении в ученом звании профессора В. Ф. Венгловского за 1991. Л. 29–30; [Произведения, впервые исполненные Венгловским В. Ф в период 1963–1990]. Архив СПбГК. Дело на утверждении в ученом звании профессора В. Ф. Венгловского за 1991. Л. 31–34; Соло в сопровождении оркестра и фортепиано, сольные партии в камерных ансамблях с органом [1967–1985; всего – 11 пластинок]. Архив СПбГК. Дело на утверждении в ученом звании профессора В. Ф. Венгловского за 1991. Л. 35–39; Записи для Ленинградского Дома Радио и фирмы «Мелодия» [c 1964 по1988; всего 5]. Архив СПбГК. Дело на утверждении в ученом звании профессора В. Ф. Венгловского за 1991. Л. 30.

И. А. Мишина, 2012