РЕЙХЕ, Евгений Адольфович (Max Eugen Reihe) (1878–1946)

Кафедра медных духовых и ударных инструментов
Профессор

РЕЙХЕ (Reihe), Евгений Адольфович (Макс Еуген) (26 марта 1878, Дрезден, Саксония – 15 февраля 1946, Ташкент, Узбекистан) — тромбонист, педагог, композитор, дирижер. Профессор (1940).

Родился в семье музыканта. Окончил среднюю школу (1884–1893). Начал обучаться у отца игре на скрипке с 8 лет. С 12 лет увлекся игрой на кларнете. Окончил Дрезденскую консерваторию по кл. кларнета (1891–1896). Был принят в Симфонический оркестр Дортмунд-Вестфалия, а в 1897 перешел в оркестр города Гале (нем. Halle, Саксония-Ангальт), где играл в городском оперном театре.

В Санкт-Петербург приехал с одним из немецких оркестров и был приглашен в летний симфонический оркестр Зоологического сада, которым руководил известный дирижер Т. Франке (1897–1899). В зимние сезоны играл в оркестре Итальянской оперы и в оркестре графа А. Д. Шереметева (1899).

По конкурсу занял место бас-тромбониста в группе тромбонов Императорского Мариинского театра, вызвав восхищение Э. Ф. Направника исполнением своего Концерта для тромбона си-бемоль мажор.

Играл в группе медных духовых (1899–1941) под руководством выдающихся дирижеров — А. Коутса, Ф. Мотля, Э. А. Купера, В. А. Дранишникова, А. М. Пазовского. Звучание группы тромбонистов, в которую входили известные музыканты П. Н. Волков, В. В. Кузнецов, отличалось интонационной и ритмической точностью, тембровой слаженностью, безупречным ансамблем и красочным «органным» звучанием.

Одновременно с работой в театре, до Революции 1917 года Рейхе выступал как солист и дирижер с симфоническими оркестрами. Играя в строго академическом стиле, он обладал мощным звуком мягкого металлического тембра. Дважды гастролировал в Дрездене (1903 и 1913). В летние сезоны выступал на курортах в Сестрорецке (1901, 1903, 1904–1912, 1914–1916).

В 1917 был приглашен в состав оркестра Московской оперы, гастролировавшей в Риге. В 1918 играл в симфоническом оркестре г. Перми. Летом 1924 был музыкальным руководителем и дирижером постановок двух оперетт: «Гейша» С. Джонса и «Граф Люксембург» Ф. Легара, получив высокую оценку в прессе.

Композиторское наследие Рейхе включает два концерта для тромбона и оркестра (си-бемоль мажор, 1903; ля мажор, 1906), тетрадь дуэтов для тромбонов, около 80 этюдов, переложения и обработки для тромбона, а также оркестровые произведения: Концертный вальс (1908), Вальс-интермеццо (1909), Элегия (1920) и другие. Его сочинения являются основополагающим материалом для обучения тромбонистов в России. Концерт си-бемоль мажор включается во многие исполнительские конкурсы.

Педагогическая и исполнительская деятельность Рейхе оказала огромное влияние на формирование ленинградской школы игры на тромбоне.

Преподавательскую деятельность начал во 2-м Кадетском корпусе, где вел кл. тромбона (1906–1908). Преподавал на Военно-музыкантских курсах, открытых С. А. Чернецким в Ленинграде (1920/1921), в Первом музыкальном техникуме имени М. И. Глинки (1924–1933), в Центральном музыкальном техникуме (1926–1941).

В Ленинградской консерватории: доцент (1933), и. о. профессора (1935), профессор (1940–1945) кл. тромбона на каф. духовых инструментов; также преподавал на Рабфаке (1933–1937). Подготовил целую плеяду молодых тромбонистов, которые работали в филармонических и оперных оркестрах страны, преподавали в средних и высших музыкальных заведениях. Среди учеников — А. А. Козлов, Н. С. Коршунов, П. И. Кобзий.

Был командирован в Москву в качестве члена жюри Всесоюзного и международного конкурса исполнителей на духовых инструментах (1941), на котором первой премии был удостоен его ученик И. М.[?] Поляцкин (тромбонист оркестра ГАТОБа имени С. М. Кирова).

Во время Великой Отечественной войны был выслан из Ленинграда в кишлак под Ташкентом, где продолжал заниматься со своими учениками.

Ему было отказано в возвращении вместе с Консерваторией в Ленинград. Он остался работать в Ташкентской консерватории. Скоропостижно скончался от приступа стенокардии.

Нотография

Концерт № 2 (A-dur) для тромбона и фортепиано. Л., 1937; Школа для тромбона. Ч. 1. Л., 1937. 124 с.; Блюм О. Этюды для тромбона в редакции Е. Рейхе. Ч. 1. Л.; М., 1939. 28 с.; Блюм О. Этюды для тромбона в редакции Е. Рейхе. Ч. 2. Л.; М., 1939. 21 с.; Блюм О. Этюды для тромбона в редакции Е. Рейхе. Ч. 3. Л.; М., 1940. 23 с.; Блюм О. Этюды для тромбона в редакции Е. Рейхе. Тетрадь 1. № 1–12. М., 1959. 23 с.; Блюм О. Этюды для тромбона в редакции Е. Рейхе. Тетрадь 2. № 1–12. М., 1959. 22 с.; Блюм О. Этюды для тромбона в редакции Е. Рейхе. М., 1988. 47 с.;

Библиография

Литература: Рейхе Евгений Адольфович: [кр. биогр. спр.] // 100 лет Ленинградской консерватории: историч. очерк. Л., 1962. С. 266; Виноградов Б. П. Евгений Адольфович Рейхе: биогр. очерк // Trombonium Сергея Осипова. Рейхе Е. А. (1878–1946). 2017. URL: http://trombonium.ru/rejxe-e-a-1878-1946/.

Архивные источники

Личное дело Е. А. Рейхе. Архив СПбГК. Д. 196. Личные дела проф.-преп. состава, раб., служ. и студ. за 1933–1952. С. 176–183; Личная карточка Е. А. Рейхе Архив СПбГК. Личные карточки уволенных за 1945. Л. 23 об.; Личная карточка Е. А. Рейхе. Архив СПбГК. Личные карточки проф.-преп. состава, раб. и служ. за 1930–1942. Л. 44 об.

Н. Б. Селиверстова, 2017