СЛУЦКАЯ, Маргарита Давидовна (Давыдовна) (1916–2003)

Кафедра оперной подготовки
Доцент

СЛУЦКАЯ, Маргарита Давидовна (Давыдовна) (6 декабря 1916, Одесса – 2003, США) — педагог, режиссер музыкального театра. Доцент (1973). Награждена почетной грамотой «За активную шефскую работу» Верховного Совета УзССР (1943), знаком Министерства Культуры СССР «За отличную работу» (1975).

Окончила Ленинградскую консерваторию по классу специального фортепиано (1933–1938) и аспирантуру фортепианного факультета (1938–1941) П. А. Серебрякова и оперно-режиссерский факультет по специальности «оперная режиссура» (класс Э. И. Каплана, 1941–1946).

В Консерватории: педагог-концертмейстер (1941–1942), ассистент оперно-режиссерской кафедры (1948–1952), преподаватель кафедры оперно-сценической подготовки (1952–1960, курс «актерское мастерство»), режиссер Оперной студии (1952–1989[?]); преподаватель (1960–1967), доцент (1967–1989[?]) кафедры музыкальной режиссуры. Декан факультета музыкальной режиссуры (1965–1966), и. о. заместителя декана вокально-режиссерского факультета на отделении музыкальной режиссуры (1973).

Читала курс лекций «Теоретические основы музыкальной режиссуры». Осуществляла сценическое руководство дипломными спектаклями: «Риголетто» Дж. Верди (1955), «Перикола» Ж. Оффенбаха (1966), «Так поступают все» В. А. Моцарта (1981) и др. Среди учеников: Ю. И. Александров, О. Иванова, В. Карпачёва, Н. Карпачёва, Д. И. Косаковский, В. Н. Микштайте, И. А. Морозова, Л. Г. Потапова, Н. П. Рудакова, Н. Я. Самосуд, З. М. Хасс (Польша).

Рецензент отдела искусств газеты «Tägliche Rundschau» (Берлин, 1947–1948). Режиссер музыкальной редакции телевидения (Ленинград, 1957–1959). Режиссер ГАТОБ’а им. С. М. Кирова (1962–1968).

Лучшие режиссерские работы: в Оперной студии Ленинградской консерватории — «Евгений Онегин» П. И. Чайковского (1970), в ГАТОБ’е им. С. М. Кирова (совместно с Р. И. Тихомировым) — «Питер Граймс» Б. Бриттена (1965), «Оптимистическая трагедия» А. Холминова (1966), в Литовском ТОБ’е — «Фауст» Ш. Гуно (1971). Партнеры-дирижеры: А. С. Бубельников, Д. Э. Далгат, А. И. Климов, Н. С. Рабинович, Б. И. Ратнер, В. А. Чернушенко и другие.

Автор учебной программы по предмету «Музыкальная режиссура» (1972), положенной в основу работы факультета музыкальной режиссуры. Автор статей по вопросам режиссерского искусства, в т. ч. посвященных творческой биографии В. Фельзенштейна (1977), Э. И. Каплана (1991), А. Н. Киреева (2000).

Библиография

Основные литературные сочинения: Героический спектакль: гастроли Ереванского оперного театра в Ленинграде // Ленинградская правда. 1956. № 145. С. 3; Интересное сообщение об И. В. Ершове // Музыкальные кадры. 1957. № 12. С. 4; Пропагандист камерной музыки // Музыкальные кадры. 1958. № 2. С. 3; Московские встречи // Музыкальные кадры. 1970. № 2. С. 2; Новая работа режиссерского факультета: («Евгений Онегин») // Музыкальные кадры. 1971. № 1. С. 3. Примечание: в соавторстве с Л. Халифманом; О Вальтере Фельзенштейне // Фельзенштейн В., Мельхингер З. Беседы о музыкальном театре / перевод с нем. Л.: Музыка, 1972. С. 3–8; В ногу с жизнью: (отделению музыкальной режиссуры — 40 лет) // Музыкальные кадры. 1974. № 8. С. 3. Примечание: в соавторстве с Э. Пасынковым; Творческое «чудо» состоялось! (на сцене — гости) // Музыкальные кадры. 1983. № 10. С. 4; Э. И. Каплан (1895–1962): заметки к творческой биографии // Музыкальный театр: сб. науч. трудов. СПб., 1991. С. 241–270. (Проблемы музыкознания. Вып. 6); А. Н. Киреев: Заметки к творческой биографии // Оперная режиссура: история и современность: сб. статей и публикаций. СПб., 2000. С. 168–196.

Основная литература: Премьеры Оперной студии консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова // Музыкальный Ленинград / ред.-сост. И. В. Голубовский. Л., 1958. С. 113–118; Слуцкая Маргарита Давидовна // 100 лет Ленинградской консерватории. Л., 1962. С. 270.

Основная сценография

Оперная студия Ленинградской консерватории: «Дочь мадам Анго» Ш. Лекока (1949, совместно с Д. Камерницким), «Севильский цирюльник» (1950, совместно с Э. И. Капланом), «Риголетто» (1955), «Свадьба Фигаро» (1970[?]), «Евгений Онегин» (1970);

Театр оперы и балета имени С. М. Кирова: «Питер Граймс» (1965), «Оптимистическая трагедия» А. Холминова (1966), возобновление спектаклей «Пиковая дама» (1972[?]/1977[?]) и «Октябрь» В. Мурадели (1980);

Вильнюсский гос. театр оперы и балета: «Фауст» Ш. Гуно (1971);

Саратовский оперный театр имени Н. Г. Чернышевского: «Демон» А. Рубинштейна (1973).

Архивные источники

Дело Слуцкой Маргариты Давидовны на утверждение в ученом звании профессора по кафедре музыкальной режиссуры. 1969 год. Архив СПбГК. Д. 1581. 15 л.; Дело на утверждении в ученом звании доцента Слуцкой М. Д. 1972 год. Архив СПбГК. Д. 1853. 21 л.; Личная карточка М. Д. Слуцкой. Архив СПбГК. Личные карточки проф.-преп. состава, рабочих, служащих консерватории и Музыкального театра. 1989 год. «С». Л. 51–63; Личное дело М. Д. Слуцкой. Архив СПбГК. Д. 221. Личные дела рабочих, служащих и студентов за 1938–1955 год. Л. 87–145; Личное дело М. Д. Слуцкой. Архив СПбГК. Личные дела проф.-преп. состава. «Н-С-У». 1989 год. Л. 124–168.

Н. Б. Селиверстова, 2019