ПЕРЕЛЬМАН, Натан Ефимович (1906–2002)

Кафедра специального фортепиано
Профессор

ПЕРЕЛЬМАН, Натан Ефимович (19 июля / 1 августа 1906, Житомир – 18 февраля 2002, Санкт-Петербург, Преображенское кладбище) — пианист, педагог. Профессор (1958).

Окончил житомирскую Трудовую школу (1915–1920). Начальное музыкальное образование получил в Житомирском музыкальном училище. Во время учебы в годы гражданской войны выступал как пианист-солист, аккомпаниатор и дирижер маленького оркестра в составе Агитпоезда 1-й Конной Армии дивизии Н. А. Щорса (1919–1921).

Поступил в Киевскую консерваторию, где учился у Г. Г. Нейгауза (1921–1924). Одновременно работал преподавателем фортепиано в Киевской музыкальной школе «Культур-лига» (1921–1924).

Продолжил образование в Ленинградской консерватории, в классе Л. В. Николаева (1925–1930). Одновременно работал пианистом-аккомпаниатором в кинотеатрах «Гладиатор» (1924–1928) и «Унисон» (1928–1932).

В 1927 гастролировал по городам СССР со скрипачом Мироном Полякиным. Участвовал во Втором международном конкурсе пианистов имени Ф. Шопена (1932).

Вел активную концертную деятельность в течение почти 70-ти лет (1927–1996). Выступал с сольными концертами в Сибири и на Урале, в Средней Азии и на Дальнем Востоке, в Прибалтике и на Кавказе, включая в программы разнообразный репертуар от старинной клавирной музыки до произведений современных советских композиторов. Во время гастролей проводил мастер-классы для педагогов и учащихся музыкальных учебных заведений.

Был одним из первых советских музыкантов, концертировавших за рубежом — в Болгарии (1946, 1978), Югославии (1964), Польше (1964, 1968).

Делал транскрипции и переложения для рояля: Хор из оперы М. П. Мусоргского «Борис Годунов» (Л., 1932. 4 с.), «Полет шмеля» из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» (Л., 1932. 8 с.), Вальс из оперы С. С. Прокофьева «Война и мир» (М., 1937, 10 с. Фонд записи Всесоюзного радио), Ария из оперы «Ричард Львиное сердце» А. Гретри (Рукопись, 3 с.)

В Ленинградской консерватории: преподаватель кл. фортепиано на Рабфаке (1930–1932); преподаватель (1937), и. о. доцента (1940), доцент (1946), профессор (1958–1981), заведующий каф. специального фортепиано (1977–1981), профессор-консультант (1981–2002) каф. специального фортепиано.

Выступал с докладами по вопросам методики фортепианной игры, обобщая свой методический опыт в статьях, также в книге «Беседы у рояля». Читал лекции на Курсах повышения квалификации музыкальных педагогов. В течение десяти лет вел цикл музыкально-просветительских передач на Ленинградском телевидении «Беседы у рояля» (1980–1990-е годы, 5 Канал) Среди его учеников — известные музыканты Л. Е. Гаккель, Ф. Д. Брянская, А. П. Утешев, О. Ю. Малов, И. Е. Тайманова, Р. М. Лебедева, Ю. С. Колайко, Е. К. Матусовская и другие.

Библиография

Сочинения: В классе рояля // Советская музыка. 1966. № 5. С. 84–86. Прим.: о фортепианном исполнительстве; Друг талантливых людей // Воспоминания о Б. И. Загурском. Л., 1971. С. 48–49; Властитель дум. // Л. В. Николаев: статьи, воспоминания современников, письма. Л., 1979. С. 140–141; Воспоминания // Генрих Нейгауз: воспоминания, письма, материалы. М., 1992. С. 31; Автопортрет в монологах и диалогах на фоне конца столетия // Музыкальная академия. 1992. № 1. С. 120–127; О дирижере-ансамблисте // Памяти Н. С. Рабиновича: очерки, воспоминания, документы / ред. Л. Г. Ковнацкая. Вашингтон, 1996. С. 73; В классе рояля: короткие рассуждения. М., 2000. 151 с. Прим.: изд. 1-е. Л., 1970. 55 с.; изд. 2-е.: Л., 1975. 64 с.; изд. 3-е., доп.: Л., 1981. 95 с.; изд. 4-е, доп.: Л., 1986. 79 с.; Бойцы Первой конной слушали с «перцем» Шопена: байки Натана Перельмана / интервьюер О. Сердобольский // Санкт-Петербургские ведомости. 2002. № 41 (2 мар.) С. 21; Моцарт — не манная каша для детей!: Вокруг Моцарта // Как исполнять Моцарта. М., 2003. С. 100–103; Преодолевая сопротивление: [интервью] // Музыкальное просвещение. 2004. № 1 (19). С. 26–31; Он вдохновлял нас // Музыкальное просвещение. 2012. № 1 (63): Лев Баренбойм. Воспоминания. Письма. Материалы. Ч. 1. [Переизд. 2004, 2005 г.] С 7; Беседы у рояля. Воспоминания. Письма / сост. Ф. Брянская, Е. Мовчан. М., 2013. 292 с.

Литература: Вересков Ю. Играет Натан Перельман // Советская музыка. 1963. № 11. С. 78–80; Гаккель Л. Г. Натан Ефимович Перельман // В фортепианных классах Ленинградской консерватории. Л., 1968. С. 44–85; Баренбойм Л. А. Перельман Натан Ефимович // Музыкальная энциклопедия: [в 6 т.] / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 4. М., 1978. Стб. 240; Гаккель Л. Г. Беседы у рояля // Советская музыка. 1987. № 1. С. 54–57. Прим.: о цикле телепередач с участием Н. Е. Перельмана; Гаккель Л. Г. Кредо музыканта // Музыкальная жизнь. 1987. № 6. С. 19; Гаккель Л. Г. Спасенный, спасающий // Гаккель Л. В. Я не боюсь, я музыкант. СПб., 1993. С. 114–118; Верникова К. Умер Натан Перельман: [некролог] // Коммерсантъ. 2002. № 31 (21 февр.) С. 13; Вирсаладзе Э. К. В доме на улице Чайковского: Памяти Натана Перельмана // Музыкальная академия. 2011. № 2. С. 84–86;

Иконография

Перельман, Натан Ефимович. Фото конца 1980-х гг. Фонд иконографии Научной музыкальной библиотеки СПбГК; Перельман Натан Ефимович. Рисунок Р. Габриадзе // Перельман Н. Е. Беседы у рояля. Воспоминания. Письма / сост. Ф. Брянская, Е. Мовчан. М., 2013. Фронтиспис.

Н. Б. Селиверстова, 2015