МИХАЙЛОВ, Михаил Кесаревич (17/30 июля 1904, Дрезден – 21 марта 1983, Ленинград, ныне Санкт-Петербург) — ученый-музыковед, композитор, пианист, педагог. Доктор искусствоведения (1970). Профессор (1977). Член Союза композиторов СССР (1939). Председатель Саратовского отделения Союза композиторов (1939–1947). Награжден медалью «За доблестный труд во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.» (1946).
Родился в дворянской семье. Начал обучаться игре на фортепиано дома с 8 лет. Проявил способности к сочинительству уже к 9–10 годам. Учился в петроградской гимназии (1914–1919), а затем, после смерти матери, был переведен в Детскую трудовую колонию «Коммуна» в Павловске (1919–1921), где продолжал занятия музыкой.
Поступил в Консерваторию в кл. композиции М. О. Штейнберга (1921–1927). Обучался игре на фортепиано у А. И. Кедровой, дирижированию — у Н. А. Малько. Дипломной работой по композиции стала музыка к инсценировке поэмы Д. Бедного «Главная улица» (для большого симфонического оркестра, хора, солистов и чтеца), оркестрованная совместно с Д. Д. Шостаковичем и поставленной на сцене Оперной студии С. Д. Масловской (1927).
Еще в студенческие годы проявлял серьезный интерес к музыковедению в исторической области. Начал педагогическую работу в Музыкальном техникуме г. Свердловска, где вел теоретические курсы и уроки истории музыки (1927/1928 уч. г.).
Вернувшись в Ленинград, преподавал теоретические дисциплины в Музыкальной школе имени Н. А. Римского-Корсакова (1929–1931).
Занимался различными видами практической музыкальной деятельности. Был пианистом-аккомпаниатором в кинотеатре «Сатурн», «Авангард», а также в ряде рабочих клубов (1926–1932).
В качестве заведующего музыкальной частью в драматическом театре В. Э. Мейерхольда (1931–1932, Москва, Ташкент) и заведующего литературной частью в Литературном театре Союза писателей (1932–1934, Ленинград) сочинял музыку к спектаклям, дирижировал, выступал солистом-пианистом в музыкальных ансамблях, делал «монтажи» к сценическому действию из классической и популярной музыки, осуществлял правку литературных текстов пьес.
В Саратовской консерватории: доцент каф. истории русской музыки (1935); возглавлял каф. теоретико-композиторского факультета; вел специальный кл. композиции (1935–1947), преподавал теоретические и исторические дисциплины (инструментовка, чтение партитур, гармония, русская и советская музыка).
Одновременно преподавал в Саратовском музыкальном училище.
Совмещал преподавательскую деятельность с композиторской работой, являясь последователем Н. А. Римского-Корсакова и А. К. Глазунова. Среди его произведений — две симфонии (соль минор, 1930; до мажор, 1931), детский балет «Кот в сапогах» (1941), камерно-инструментальные, фортепианные и вокальные сочинения (1927–1941).
Вел активную методическую и музыкально-просветительскую работу. Читал лекции по истории музыки в различных учебных заведениях и военных частях, выступал перед концертами со вступительным словом, участвовал в музыкальных радиопередачах, делал научные доклады, писал научные работы по методике преподавания чтения партитур и особенностям прикладных форм работы пианиста. Принимал участие в цикле открытых научных заседаний историко-теоретического факультета Московской консерватории, эвакуированной в Саратов (1942). В 1940-е глубоко изучал феномен Беляевского кружка как особого явления петербургской композиторской школы, объединенного общими стилевыми чертами, что позволило сделать важные открытия в области интонационных перекличек, совпадений, взаимовлияний между музыкой самых разных композиторов.
В Ленинградской консерватории: принят на работу по личной просьбе А. В. Оссовского; доцент историко-теоретического факультета (1947), штатный совместитель (1960), и. о. профессора (1965–1974), профессор (1975), профессор-консультант (1979–1983) каф. истории русской и советской музыки.
Вел занятия на музыковедческом и исполнительском факультетах. Под его научным руководством написано около 40 дипломных работ и 7 кандидатских диссертаций. Среди учеников — доктора искусствоведения М. Г. Арановский, Л. Г. Данько, М. А. Лобанов, З. М. Гусейнова, К. И. Южак и другие.
В Научно-исследовательском отделе Ленинградского гос. института театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК): старший научный сотрудник (1960–1967).
В центре его научных интересов была история русской музыки, представленная М. И. Глинкой, М. А. Балакиревым, А. Г. Рубинштейном, Н. А. Римским-Корсаковым, А. К. Глазуновым, И. Ф. Стравинским, А. Н. Скрябиным, С. В. Рахманиновым, Н. Я. Мясковским, С. С. Прокофьевым, Д. Д. Шостаковичем, С. И. Танеевым, А. С. Аренским. Кандидатскую диссертацию посвятил творчеству и личности А. К. Лядова — «А. К. Лядов (жизнь и творчество)» (1954).
Был авторитетным экспертом при подготовке музыкальных словарей, энциклопедий, автором глав и редактором учебников, а также сборников по истории русской музыки. Редактировал и писал комментарии к учебно-методическим пособиям и публикуемым документам.
Создал ряд научных трудов по теории стиля и стилевым особенностям русской музыки XIX–XX вв. Среди них — статьи «О понятии стиля в музыке» (1965), «О национальных истоках раннего творчества Скрябина» (1966), «К проблеме стилевого анализа» (1976), монография «Стиль в музыке» (1981), «Польская музыкальная цитата в "Иване Сусанине" Глинки» (1983), «Танеев и музыкальный романтизм» (1990) и другие.
Как ученый продолжал традиции Б. В. Асафьева и А. В. Оссовского в академическом музыкознании, воспринимая музыкальное искусство в единстве теоретических, исторических и эстетических элементов. Внес весомый вклад в развитие ленинградской научной школы музыковедения, конструктивно развивая учение об интонации и взаимовлияниях музыкальных стилей.
Нотография
Список музыкальных произведений М. К. Михайлова // Памяти Михаила Кесаревича Михайлова: сборник материалов и статей к 100-летию со дня рождения (1904–2004). СПб., 2005. С. 345.
Библиография
Литературные сочинения: Список научных трудов М. К. Михайлова // Памяти Михаила Кесаревича Михайлова: сборник материалов и статей к 100-летию со дня рождения (1904–2004). СПб., 2005. С. 341–344.
Литература: Михайлов Михаил Кесаревич // Музыкальный энциклопедический словарь / ред. Г. В. Келдыш. М., 1990. С. 347; Михаил Кесаревич Михайлов: [некролог] // Советская музыка. 1983. № 8. С. 144; Некрасова Г. А. О М. К. Михайлове // Ленинградская консерватория в воспоминаниях: в 2 кн. Кн. 1. Л., 1987. С. 220–223; Данько Л. Г. О лекциях по истории русской музыки М. К. Михайлова // Петербургский музыкальный архив: сб. статей и материалов. Вып. 3. СПб., 1999. С. 121–125; Некрасова Г. А. Об авторе этой книги // Михайлов М. К. О русской музыке: исследования, воспоминания. СПб., 1999. С. 149–166; Некрасова Г. А. Проблема стиля в трудах М. К. Михайлова // Некрасова Г. А. Петербургские страницы русской музыкальной культуры: сборник статей и материалов. СПб., 2001. С. 133–137; Барутчева Э. С. Михаил Кесаревич Михайлов // Барутчева Э. … И сердце мое не забудет: портреты современников. СПб., 2004. С. 105–108; Памяти Михаила Кесаревича Михайлова: сборник материалов и статей к 100-летию со дня рождения (1904–2004) / сост. и отв. ред. Г. А. Некрасова; Санкт-Петербургская гос. консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова, Каф. истории отечественной музыки. СПб., 2005. 372 с.
Архивные источники
Личное дело М. К. Михайлова за 1936–1983. Архив СПбГК. Д. 193. 65 л.; Дело о присвоении ученой степени кандидата искусствоведения М. К. Михайлову за 1954. Архив СПбГК. Д. 640. 136 л.; Дело по утверждению в ученом звании профессора М. К. Михайлова за 1974. Архив СПбГК. Д. 2041. 43 л.
Г. А. Некрасова, Н. Б. Селиверстова, 2015