МИХАЙЛОВ, Александр Александрович (1887–1942)

Кафедра общего курса и методики преподавания фортепиано
Доцент

МИХАЙЛОВ, Александр Александрович (12/25 сентября 1887, Санкт-Петербург – 1942, Ленинград) — пианист, концертмейстер, композитор, педагог. Доцент (1935).

Родился в семье присяжного поверенного. В связи со слабым здоровьем занимался дома по программе классической гимназии. Рано проявил музыкальные способности. С 10 лет учился игре на рояле, интересовался теорией музыки. С 14 лет начал брать систематические уроки по теории композиции у А. И. Лабинского. Сочиненная им Сюита для симфонического оркестра была исполнена в летних концертах в Павловске (1906). Получил место пианиста в салонном оркестре в Гаграх (1909–1910). 

Поступил в Консерваторию. Контрапункт изучал в классе В. П. Калафати (1911), потом перешел в класс фуги А. К. Лядова. Учился по классу специального фортепиано у Л. В. Николаева (1912–1918). Курс музыкальной формы прошел у Я. Витолса. Окончил курс теории композиции и практического сочинения у М. О. Штейнберга (1912–1915). 

На выпускном экзамене представил Балладу для голоса с оркестром «Тростник» (стихотворение М. Ю. Лермонтова). 

Давал частные уроки игры на фортепиано, теории музыки и аккомпанемента. Выступал в концертах в качестве аккомпаниатора у известных певиц Н. И. Забелы-Врубель, Е. И. Терьян-Коргановой и ее учеников (1913–1914). Как концертмейстер проходил оперные партии с З. П. Лодий (1915). Состоял постоянным платным аккомпаниатором в оперном классе Й. Палечека (1913–1915), а затем у И. В. Ершова и С. Д. Масловской (1915–1917). 

Преподавал теорию и гармонию в частной музыкальной школе Т. А. Шлидерман. Выступал в качестве аккомпаниатора и автора собственных романсов в программах вечеров Общества любителей вокальной музыки под руководством А. П. Сандуленко (1913–1917). 

Преподавал специальное фортепиано и теорию музыки в Советской музыкальной школе в Калуге (1918–1922). Был членом Правления Калужского Губрабиса, где заведовал музыкальной секцией, вел организационную и культурно-просветительскую работу. Организатор и участник лекций-концертов в театре, клубах, лазаретах, школах. Работал в группе Политпросвета как руководитель концертных программ. Руководил музыкальной частью оперных постановок под рояль. Заболел туберкулезом. Уехал в Ялту на летние сезоны как аккомпаниатор в симфоническом оркестре (1922–1923). Преподавал в Ялтинской музыкальной школе гармонию (1923–1924). Вернулся в Калугу, где вел слушание музыки и гармонию. Концертировал как солист-пианист.

В 1925 году вернулся в Ленинград. Преподавал фортепиано в музыкальных классах Соцвоса (Социальное воспитание детей), а также в Первой государственной музыкальной школе имени Н. А. Римского-Корсакова (1925–1927). Выступал на заводах, в рабочих клубах, в лазаретах Ленинграда. Исполнял свои произведения в концертах Общества любителей вокальной музыки, Обществе друзей камерной музыки, Ассоциации современной музыки (1925–1926). 

Среди произведений — Увертюра, Танец, Серенада для симфонического оркестра, три фортепианные сонаты, Концерт для рояля с оркестром, камерная музыка, Поэма «Путь в Дамаск» для сопрано и тенора в сопровождении струнного квартета, фисгармонии, арфы, флейты и кларнета, романсы на стихи А. А. Блока, К. Д. Бальмонта, И. В. Северянина, А. Белого, М. Метерлинка, Ф. Ф. Тютчева, А. А. Фета и др. Писал музыку к театральным спектаклям, в том числе — музыка к пьесе М. Метерлинка «Чудо св. Антония» для рояля и струнного квартета (Калужский театр, 1924).

В Консерватории: преподаватель общего курса фортепиано (1926), доцент (1935–1942).

Развивал принципы фортепианной школы Л. В. Николаева. Написал методические заметки о методе преподавания фортепианной игры как дополнительного предмета на исполнительских факультетах (1926). Участвовал в разработке кафедральных программ. Делал обработки произведений для сборников по общему курсу фортепиано.

Нотография

«Горячий ключ» на слова А. Фета для голоса с фортепиано. М.: Музгиз, 1941. 5 с.; «Ночью» на слова А. Фета для голоса с фортепиано. М.: Музгиз, 1941. 5 с.

Библиография

Литература: Михайлов Александр Александрович // 100 лет Ленинградской консерватории: исторический очерк. Л.: Музгиз, 1962. С. 256.

Архивные источники

ГАОРСС ЛО. Ф. 7441. Д. 6 [Выпуск 1917–1918]; Личное дело А. А. Михайлова. Архив СПбГК. Личные дела профессорско-преподавательского состава, рабочих, служащих и студентов за 1926–1957. Д. 152. Л. 1–38; Личная карточка А. А. Михайлова. Архив СПбГК. Личные карточки профессорско-преподавательского состава, рабочих и служащих за 1936–1942. Л. 100, 100об.

Н. Б. Селиверстова, 2016