МАРКОВИЧ (Берген), Мария (Михалина) Эдуардовна (1873– не ранее 1920)

Кафедра сольного пения
Профессор

МАРКОВИЧ (Берген), Мария (Михалина) Эдуардовна (1873, Киев Киевской губ. Российской империи, ныне Украина – ?) — оперная и камерная певица (меццо-сопрано), педагог. Профессор 2-й степени (1917).

Родилась в семье сенатора. Поступила в Консерваторию (1893, в некот. источн. в 1888). Обучалась игре на фортепиано в кл. Ф. Ф. Черни, а затем пению в кл. Н. А. Ирецкой.

В 1897 дебютировала в Мариинском театре в партии Амнерис («Аида» Дж. Верди) и Зибеля («Фауст Ш. Гуно) Солистка Мариинского театра (1900–1917). Некоторые партии готовила п/рук. М. А. Славиной. Обладала сильным голосом, красивым и ровным во всех регистрах. Исполнение отличалось тонкой музыкальностью. Пела ведущие партии меццо-сопранового репертуара.

Гастролировала в Киеве (1898), Харькове (1899). Выступала в составе Русской оперы в Париже (1927–1932). Была первой исполнительницей партии Эдмеи («Месть амура» А. И. Танеева, 1899), Лукреции («Франческа да Римини» Э. Ф. Направника, 1902), Отрока («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. А. Римского-Корсакова, 1907). На русской сцене впервые исполнила партию Зигруны («Валькирия» Р. Вагнера, 1900).

Среди лучших партий — Марина Мнишек («Борис Годунов» М. П. Мусоргского), Любаша («Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова), Любава («Садко» Н. А. Римского-Корсакова), Любовь Кочубей («Мазепа» П. И. Чайковского); Амнерис («Аида» Дж. Верди), Фидес («Иоанн Лейденский» / «Пророк» Дж. Мейербера), Брангена («Тристан и Изольда» Р. Вагнера в постановке В. Э. Мейерхольда).

Камерный репертуар включал романсы А. П. Бородина, А. С. Аренского, М. А. Балакирева, Ц. А. Кюи, Н. А. Римского-Корсакова и украинские народные песни. Исполняла сольные партии в «Траурной оде» и «Магнификате» И. С. Баха, в Мессе до мажор Л. Бетховена, в «Реквиеме» Дж. Верди.

Выступала в партнерстве с выдающимися певцами – И. А. Алчевским, И. В. Ершовым, М. Д. Каменской, В. И. Касторским, А. М. Лабинским, А. В. Смирновым, Л. В. Собиновым, Н. Н. Фигнером, Н. А. Фриде, Л. Г. Яковлевым. Пела п/рук. А. И. Зилоти, Ф. М. Блуменфельда, М. М. Ипполитова-Иванова, Э. Ф. Направника, Н. Н. Черепнина.

В Консерватории: профессор 2-й степени кл. сольного пения (1917–1920).

С 1932 — профессор Русской консерватории в Париже. Умерла в эмиграции.

Записывалась на грампластинки (10 произведений) в Санкт-Петербурге («Сирена», 1911). До революции 1917 года жила в собственном доме на Псковской улице, 5.

Библиография

Литература: М. Э. Маркович // Нива. 1900. № 16. С. 321; [Маркович М. Э.] // Русский театр / сост. и изд. А. М. Шампаньер. Вып. 1, 2. Киев, ценз.1905. С. 29; Маркович М. Э.: [кр. биогр. спр.] // 100 лет Ленинградской консерватории: историч. очерк. Л., 1962. С. 254; Маркович [М. Э.] // Пружанский А. М. Отечественные певцы, 1750–1917: словарь: в 2 ч. Ч. 1. М., 1991. С. 317.

Архивные источники

Выписки из протокола Художественного совета от 24.01.1917 г. [Маркович М. Э.]. ГИАЛО. Ф. 408. Оп. 1. Д. 636. Л. 65.

Н. Б. Селиверстова, 2013