МАРЕНИЧ, Григорий Алексеевич (21 января / 2 февраля 1833, Кронштадт[?] – 1918, ?) — музыковед-теоретик, фольклорист, альтист, композитор, педагог. Профессор 1-й степени (1901). В 1885 утвержден в личном дворянстве. Коллежский асессор (1901). Награжден орденами Св. Станислава 3-й степени (1881), Св. Анны 3-й степени (1885), Св. Станислава 2-й степени (1888), Св. Анны 2-й степени (1896), Св. Владимира 4-й степени (1902); нагрудной серебряной медалью «В память царствования Императора Александра III» на Александровской ленте (1896); вензелевым знаком «В ознаменование 100-летия существования Ведомства учреждений Императрицы Марии» (1897).
Обучался в школе графа Шереметева (Санкт-Петербург). Окончил Консерваторию по кл. игры на альте у И. Вейкмана и кл. теории композиции у Н. И. Зарембы (1862–1866), удостоен диплома на звание свободного художника. Учился в обязательном кл. игры на фортепиано Ф. Ф. Черни (1862/1863).
В Консерватории: преподаватель элементарной теории музыки и сольфеджио (1871), старший преподаватель (1879), профессор 2-й степени по кл. элементарной теории музыки (1883), профессор 1-й степени (1901–1909).
Артист-альтист Императорских театров Санкт-Петербурга (?–1873). Учитель светского пения в Мариинском институте (Институте Императрицы Марии, 1875–1900); вел хор. Учитель пения в частной женской гимназии Л. С. Таганцевой (1892–?). Помощник Г. Я. Ломакина в Шереметевской капелле.
Автор методических работ по сольфеджио: «О первоначальном обучении пению» (СПб., 1876), «Практический курс элементарного пения» (СПб., б. г.), «Сольфеджио» (СПб., б. г.). Составитель учебных пособий: «32 одноголосные песни» (1874), «Песни для школы, детские и народные, на один и на два голоса» (СПб., 1878, 1881, 1893, 1896), «Трехголосные хоровые песни для школы» (1902). Музыкально-педагогические работы Маренича ценил А. Д. Кастальский.
Внес существенный вклад в изучение народной инструментальной музыки. По поручению А. С. Фаминцына и при участии П. Г. Васильева провел первое полевое исследование семиструнных крыловидных гуслей на территории Лужского уезда Санкт-Петербургской губернии — записал строй инструмента и нотировал по слуху игру Трофима Ананьева (опубликовано в работе Фаминцына «Гусли — русский народный музыкальный инструмент»).
Сочинял романсы и православные церковные хоровые произведения, отдельные из которых в 1899 получили одобрение Наблюдательного совета при Синодальном училище «для употребления в храмах».
Библиография
Сочинения и составитель: О первоначальном обучении пению // Паульсон И. Обучение грамоте и родному языку по «Первой учебной книжке». Ч. 1. СПб., 1876. С. 265–304. (Также: СПб., 1884); Практический курс элементарного пения / сост. Г. А. Маренич. СПб., б.г. [18??]. 99 с.; Сольфеджио: (к «Практическому курсу элементарного пения»). СПб.; М., б. г. [18??]. 108 с.; Трехголосные хоровые песни для школы: для пения без сопров.: классное пособие при обучении пению: к предисл. и коммент / сост. Г. Маренич. СПб., 1902. 96 с.
Основная литература: [Маренич Григорий Алексеевич] // 100 лет Ленинградской консерватории. Л., 1962. С. 254; [Маренич Григорий Алексеевич] // Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. 2. Кн. 2: Синодальный хор и училище церковного пения: Концерты. Периодика. Программы / сост., вступит. ст. и коммент. С. Г. Зверевой, А. А. Наумова, М. П. Рахмановой. М., 2004. С. 1276.
Архивные источники
ЦГИА СПб. Ф. 414. Оп. 2. Ед. хр. 310. Дело С.-Петербургского Мариинского ин-та. Преп. пения, Маренич Григорий Алексеевич. Поступил 1 февр. 1875 г. 150 л.; ЦГИА СПб. Ф. 361. Оп. 9. Ед. хр. 99. Дело преподавателя Консерватории Г. А. Маренича. 1879–?. 151 л.
И. С. Попова, М. И. Алейников, 2013