МАКСИМОВ (Самусь), Владимир Васильевич (1880–1937)

Вокально-режиссерский факультет
Профессор

МАКСИМОВ (сценический псевдоним, наст. фамилия — Самусь), Владимир Васильевич (15/27 июля 1880, Санкт-Петербург – 22 марта 1937, г. Ленинград, ныне Санкт-Петербург, Никольское кладбище Александро-Невской лавры; в 1956 перезахоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища) — артист театра и кино, мелодекламатор, сценарист, режиссер, постановщик, педагог. Профессор (дата не установлена). Заслуженный артист Республики (1925). Отец — В. М. Самусь.

Обучался в Санкт-Петербургской гимназии Я. Г. Гуревича (1889–1898) и на юридическом факультете Императорского Санкт-Петербургского университета (1898/1899 уч. г.).

В 1899–1903 — студент Императорского Училища правоведения, по окончании которого был откомандирован в личное распоряжение статс-секретаря императора Николая II.

Во время Русско-японской войны (1904–1905) служил в канцелярии Особого комитета Дальнего Востока. По его расформировании вышел в отставку и начал свой сценический путь под псевдонимом (по имени деда) в экспериментальной студии Московского Художественного театра, в которую был принят осенью 1903. Участвовал в постановках В. Э. Мейерхольда — «Шлюк и Яу» (владелец замка Ранка) В. Гауптмана и К. С. Станиславского — «Царь Фёдор Иоаннович» (Шуйский), «Чайка» (Треплев) А. П. Чехова.

В 1906–1909, 1911–1918 — артист московского Малого театра (ныне Государственный академичекиий Малый театр России). В его репертуаре были роли из комических водевилей и пьес: «Израиль» (Тибо де Курси) А. Бернштейна, «Зима» (Варгин) П. П. Гнедича, «Горе от ума» (Чацкий, Молчалин) А. С. Грибоедова, «Без вины виноватые» (Незнамов), «Таланты и поклонники» (Бакин), «Бешеные деньги» (Глумов) А. Н. Островского, «Плоды просвещения» (Василий Леонидович) Л. Н. Толстого, «Чайка» (Треплев) А. П. Чехова, «Венецианский купец» (Лоренцо), «Как вам будет угодно» (Орландо), «Макбет» (Малькольм) В. Шекспира. В паре с М. Н. Ермоловой сыграл в спектаклях «История одного брака» В. А. Александрова, «Декабрист» П. П. Гнедича, «Убеждения госпожи Обрэ» А. Дюма-сына, «Побежденный Рим» А. Пароди, «Стакан воды» Э. Скриба.

В 1909–1910 выступал в труппе Н. Н. Синельникова в спектаклях «Горе от ума» (Чацкий) А. С. Грибоедова, «Без вины виноватые» (Незнамов) А. Н. Островского, «Коварство и любовь» (Фердинанд) Ф. Шиллера.

В 1910–1911 играл в частном театре К. Н. Незлобина («Дама с камелиями» А. Дюма).

В 1911 начал сниматься в роли «страдающего» героя в «салонно-психологических» фильмах: «Исповедь падшей», «Как смерть прекрасна», «Разбитая ваза», «Сказка жизни», «Страсть безрассудная», «Тайна липовой аллеи», «Труп № 1346»; участвовал в киносъемках спектаклей «Каширская старина» по Д. В. Аверкиеву, «Анфиса» по пьесе Л. Н. Андреева, «Ключи счастья» А. А. Вербицкой. Его партнершами были В. В. Барановская, М. М. Горичева, Н. И. Комаровская, О. И. Преображенская, Е. Н. Рощина-Инсарова, балерина В. Коралли. С В. В. Холодной сыграл в фильмах «Живой труп», «Позабудь про камин», «Ради счастья», «Сказка любви дорогой».

С 1912 выступал как мелодекламатор; создал тематические программы — «“Песни войны” и “Песни любви”» в 2-х отд. (1914–1915), «Картинки VIII века» на музыку Л. Боккерини и Ж. Б. Люлли (1918), «Вечер старинной мелодекламации» (1924). Часто выступал в литературных концертах, принимал участие в авторских вечерах А. А. Блока, В. Я. Брюсова, И. А. Бунина.

В 1914 получил предложение от немецкой кинофирмы «Биоскоп» сняться в фильмах по пьесе К. Гуцкова «Уриэль Акоста» в паре с Фр. Бертини и «Таверна сатаны» и «Тьма и ее сокровища» с А. Агрини, но Первая мировая война помешала осуществлению этого проекта.

В 1914–1918 пробовал себя в качестве режиссера в фильмах «В золотой паутине Москвы» (на собств. сценарий), «Потомок дьявола», «Даниэль Рок»; сыграл главную роль в фильме «Энвер-паша — предатель Турции».

В 1919 вступил в Петроградский коллектив киноартистов и кардинально изменил актерское амплуа: «Победа Мая» (рабочий), «Скорбь бесконечная» (Коренев), «Часовня Св. Иоанна» (рыбак), «Слесарь и канцлер» (оратор Франк Фрей), «Степан Халтурин» (жандарм), «Декабристы» (Александр I).

В 1918–1922, 1924 — актер петроградского Большого драматического театра (ныне — Российский гос. академич. Большой драматический театр имени Г. А. Товстоногова). Среди его сценических работ инсценировка романа «Праздник Св. Иоргена» Х. Бергстедта под названием «Корона и плащ» (Микель), пьесы «Рваный плащ» (Новичок) С. Бенелли, «Рюи Блаз» (загл. роль) В. Гюго, «Юлий Цезарь» (Антонио) В. Шекспира, «Разбойники» (Карл Моор) Ф. Шиллера.

В 1925 работал в Ленинградском гос. Народном доме — «14 декабря» Д. С. Мережковского под названием «Николай I» (гл. роль), «1881 год» (Желябов) Н. Н. Шаповаленко. После закрытия театра осенью 1925 перешел в Василеостровский театр комедии.

В 1926–1928 руководил собственным театром-студией, где поставил спектакли В. Вознесенского «Моабит», К. Гольдони «Слуга двух господ», де ла Грацио «Катастрофа», П. А. Кулиша «Незаможники», Ж. Б. Мольера «Мнимый больной», Б. С. Ромашова «Федька-есаул». В его труппе состояли актеры Ф. И. Акилов, С. П. Вакс, А. С. Данилова, Н. Д. Долгушина, Ю. С. Лавров, О. С. Лаврова, Н. П. Корсакова, В. И. Супруненко и другие.

С 1927 развивал жанр музыкального чтения в содружестве с композиторами А. К. Глазуновым (музыка к драме «Царь Иудейский»), А. Ф. Пащенко (оратория «Гармонь» и Траурно-триумфальная симфония), большим симфоническим оркестром Ленинградской филармонии во главе с дирижерами В. В. Бердяевым, А. В. Гауком, Э. П. Грикуровым, Ф. Штидри и др. (музыка к драме «Эгмонт» Л. ван Бетховена, «Манфред» Р. Шумана, оратория «Давид» А. Онеггера).

В 1928–1934 гастролировал по Советскому Союзу, выступая в театрах Ашхабада, Киева, Саратова, Таганрога и других городов.

В сезоне 1935/1936 осуществил 2 постановки в Ленинградском цирке: феерия-пантомима по повести Н. В. Гоголя «Сон в зимнюю ночь» и историческая мимодрама «Шамиль» (сценарий Е. М. Кузнецова). В сезоне 1936/1937 — актер Театра Академической драмы (ныне — Александринский театр). Участвовал в спектаклях «Горе от ума» (Фамусов) А. С. Грибоедова, «Фландрия» (маркиз Тремуйль) В. Сарду, «Пётр I» (гл. роль) А. Н. Толстого.

В Ленинградском институте (техникуме) сценических искусств (ныне — Российский государственный институт сценических искусств): руководил мастерской (1924–?), вел курс актерского мастерства (1934–1937). Среди учеников — М. В. Соколовский, Н. К. Черкасов. Своим наставником его считают и И. П. Алексеев, В. А. Будрейко, Л. Я. Грудина, Т. Н. Лаврова, Г. И. Самойлов, Н. А. Серваль.

В Консерватории: преподаватель декламации (1920–?); профессор кл. оперного мастерства вокального факультета (1934–1937); руководитель практики актерской работы студентов на сцене на Рабфаке (?–1936), режиссер Оперной студии (постановки: «Королева мая» К. В. Глюка, «Земля зовет» М. Коваля, «Волшебная флейта» и «Дон-Жуан» В. А. Моцарта, «Пан Воевода» Н. А. Римского-Корсакова), руководитель производственной практики студентов вокального, режиссерского и дирижерского отделений.

Библиография

Сочинения: Отчего? // Театральная газета. 1915. № 37. С. 14; Пан Воевода // Правда Севера. 1935. № 149 (4551). С. 4; Чернявский В. С. Мастера художественного слова об исполнении произведений Пушкина // Говорит СССР. 1936. № 3. С. 6–16. Прим.: на с. 15 — засл. артист В. В. Максимов.

Литература: К. [Каратыгин В. Г.] В Кружке друзей камерной музыки // Жизнь искусства. 1924. № 9. С. 16; В Кружке друзей камерной музыки // Жизнь искусства. 1924. № 15. С. 11–12 (ст. подписана псевд. В. К.); Исламей [Малков Н. П.] Филармония // Жизнь искусства. 1925. № 2. С. 10–11. Прим.: о Максимове на с. 10; Толмачев Д. Смерть Петра I // Жизнь искусства. 1925. № 17. С. 14; Д. Т. [Толмачев Д.] Ученики Максимова // Жизнь искусства. 1925. № 22. С. 14; Толмачев Д. Федька есаул // Жизнь искусства. 1925. № 23. С. 10; Толмачев Д. Двенадцатая ночь // Жизнь искусства. 1925. № 27. С. 13; Мокульский С. Гражданин Дарнэй // Жизнь искусства. 1925. № 42. С. 13; Львов В. Смерть Петра I // Рабочий и театр. 1925. № 19. С. 10–11; Мастерская В. В. Максимова // Рабочий и театр. 1926. № 7. С. 12 (ст. подписана псевд. Б. М.); «Моабит» в театре им. Максимова // Рабочий и театр. 1926. № 47. С. 12; «Мнимый больной»: (на просмотре в театре им. Максимова) // Жизнь искусства. 1927. № 5. С. 13; Театр им. Максимова // Рабочий и театр. 1927. № 5. С. 13 (ст. подписана псевд. С. Р.); Персидская О. Два вечера художественного слова // Рабочий и театр. 1934. № 33. С. 11; Гринберг М. Кавалер Христофор Виллибальд Глюк и кочегар Мантур // Советское искусство. 1935. № 27 (253). С. 4; Мазинг Б. Труды и люди Оперной студии Консерватории // Рабочий и театр. 1936. № 14. С. 16–17; Кузнецов Е. Актер двух эпох // Рабочий и театр. 1937. № 4. С. 52–53; Черкасов Н. К. Записки советского актера. М., 1953. 392 с.; Гловацкий Б. С. Владимир Максимов. Л.; М., 1961. 192 с.; Максимов Владимир Васильевич // Театральная энциклопедия / гл. ред. П. А. Макаров. Т. 3. М., 1964. Стб. 635–636 (ст. подписана псевд. Ан. А.); Максимов (Самусь) Владимир Васильевич // Исторические кладбища Петербурга: справочник-путеводитель / сост. А. В. Кобак, Ю. М. Пирютко. СПб., 1993. С. 340; Максимов Владимир Васильевич // Русский драматический театр: энциклопедия / под общ. ред. М. И. Андреева, Н. Э. Звенигородской, А. В. Мартыновой, Е. Ю. Бегляровой. М., 2001. С. 262.

Иконография

Самусь (сцен. псевдоним Максимов), Владимир Васильевич (1880–1937). Фото К. Шапиро (90 х 55 мм.). СПб. 1898 г. // ЦГИА СПб. Ф. 14. Оп. 3. Д. 35378. Л. 1; Эволюция русского киноактера. «В. В. Максимов — Салонный — Детективный — Бытовой» / шарж худ. Успенского // Кино-неделя. 1924. № 10. С. 5.

Архивные источники

Совета Императорского Училища правоведения дело Самуся Владимира за 1899. ЦГИА СПб. Ф. 355. Оп. 1. Д. 2773. Л. 1–13 об.; Дело Императорского Санкт-Петербургского университета студента Владимира Васильева Самуся за 1898. ЦГИА СПб. Ф. 14. Оп. 3. Д. 35378. Л. 1–35; Списки профессоров, преподавателей и служащих. Регистрационные квитанции служащих за 1920. ЦГАЛИ СПб. Ф. 298. Оп. 6. Д. 40. Л. 1–38 об. Прим.: о В. Максимове на с. 7 об.; Списки профессорско-преподавательского состава, рабочих и служащих за 1936 [Самусь В. В.] Архив СПбГК. Д. 127. Л. 1–29; Приказ № 24 по Ленинградской государственной консерватории от 5 апреля 1937 г. [Самусь В. В.] Архив СПбГК. Приказы по консерватории № 1–86 за 1937. Д. 144. Л. 1–211.

М. В. Михеева, 2017