КОХАНСКИЙ, Павел (Paweł Kochański) (1887–1934)

Кафедра скрипки и альта
Профессор

КОХАНСКИЙ (Kochański), Павел (Paweł, Павел Иосифович) (2/14 сентября 1887, Одесса Херсонской губ. Российской империи, ныне Украина – 12 января 1934, Нью-Йорк, США) — скрипач, педагог. Профессор 2-й степени (1917).

С 7 лет учился в Музыкальном училище Одесского отделения Императорского Русского музыкального общества в классе Э. Ш. Млынарского — ученика Л. Ауэра (1894–1898). Вместе с Млынарским уехал в Варшаву, где с успехом дебютировал в 1898 году, а затем совершил концертное турне по Европе. Прошел курс виртуозной игры у С. Томсона в Брюссельской консерватории (начало 1900-х). В 14 лет стал концертмейстером оркестра Варшавской филармонии. Преподавал в Варшавском институте музыки (1907–1914). Вел активную концертную деятельность как солист и ансамблист. В репертуаре — произведения И. С. Баха, А. Вивальди, Л. ван Бетховена, Ф. Крейслера, К. Сен-Санса, Г. Венявского, К. Шимановского.

Отличался самобытностью артистического дарования, одухотворенностью, поэтичностью исполнения. Обладал необыкновенной легкостью техники, музыкальной фантазией (блистательный импровизатор), разнообразием колористических приемов, обостренностью ритма и широкой палитрой динамической нюансировки.

С 1914 года жил в Киеве, выступал с Г. Г. Нейгаузом, Ф. М. Блуменфельдом и К. Шимановским. С Шимановским гастролировал в Европе и США, стал первым исполнителем всех его скрипичных сочинений, индивидуальная исполнительская манера которого во многом повлияла на творчество композитора.

Вместе с Нейгаузом приехал в Петроград (1915), активно включился в музыкальную жизнь столицы как солист, ансамблист и педагог. Сотрудничал с такими музыкантами, как С. С. Прокофьев, Р. М. Глиэр, А. И. Зилоти, А. К. Глазунов, С. С. Кусевицкий, Н. А. Малько и др. Оказал глубокое влияние на формирование современного стиля скрипичного письма.

Создал ряд оригинальных скрипичных пьес («Испанская народная сюита» на основе цикла «Семи народных испанских песен» М. де Фалья и др.), а также скрипичных переложений произведений композиторов-современников. Среди них — 2-й скрипичный концерт, фрагменты из оперы К. Шимановского «Хагит» и «Король Рогер», «Испанская сюита» Х. Нина, «Павана» М. Равеля, Мелодия и Вальс А. К. Глазунова, «Пять мелодий» для голоса и фортепиано С. С. Прокофьева (композитор посвятил Коханскому пятую мелодию), «Пульчинелла», «Прелюдия и хоровод царевен», «Колыбельная» из оркестровой сюиты «Жар-птица» И. Ф. Стравинского и другие.

Принимал участие в работе Прокофьева над штрихами и колористической техникой в Скрипичном концерте. Был одним из первых его исполнителей и выдающихся интерпретаторов (1923, Нью-Йорк). Глазунов посвятил Коханскому «Мазурку-Оберек» (1917).

В Санкт-Петербургской консерватории: преподаватель класса скрипки (1916), профессор 2-й степени (1917–1918). Состоял в комиссии по устройству консерваторских концертов и постоянным участником концертных программ (вместе с А. К. Глазуновым, С. С. Кусевицким). Педагогический метод Коханского основывался на исполнительском опыте, непосредственном показе. Требовал осмысленности каждого звука, широкого скрипичного дыхания, разнообразия нюансов и тембровых красок. Среди учеников — Б. Я. Ровицкий, Г. В. Баринова, Л. М. Шаргородский, И. Г. Вакс, М. Г. Симкин.

Библиография

Литература: Ямпольский И. Польский скрипач П. Коханский // Советская музыка. 1959. № 7. С. 135–136; Коханьский (Кochanski) Павел // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 3. М., 1976. Стб. 19. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/99219/Коханьский; Ямпольский И. М. Павел Коханский в России // Ямпольский И. М. Избранные исследования и статьи. М., 1985. С. 180–197.

Н. Б. Селиверстова, 2012