ГОРОДИНСКИЙ, Виктор Маркович (23 февраля / 8 марта 1902, Санкт-Петербург – 11 мая 1959, Москва) — музыковед, музыкальный критик, редактор, педагог. Награжден орденом Красной Звезды и медалью «За боевые заслуги». Родной брат Б. М. Городинского.
Окончил 7 классов реального училища. Первые музыкальные занятия начались под руководством отца, некоторое время обучался в московской Музыкальной школе братьев Шор. С 13 лет выступал как пианист-солист и аккомпаниатор в театральных, эстрадных и кино оркестрах.
В 1915–1917 проживал в Москве, где некоторое время учился по классу фортепиано в Консерватории.
В 1918 работал в Пролеткульте г. Николаевска, откуда был мобилизован в военную Волжско-Каспийскую флотилию. В годы гражданской войны ярко проявился его талант партийного агитатора. Тогда же началась его публицистическая деятельность.
В 1921–1923 проживал в Баку, где работал как партийный лектор-пропагандист; впоследствии был командирован Центральным комитетом Азербайджанской коммунистической партии для поступления в Ленинградскую консерваторию в качестве слушателя.
Окончил Ленинградскую консерваторию по классу сольного пения у И. Ф. Россета (1923–1925) и по классу фортепиано: обучался сначала у Н. А. Дубасова (1925–?), затем у Л. В. Николаева (?–1929). По окончании консерватории несколько месяцев выполнял обязанности директора ленинградского Государственного академического театра оперы и балета (ныне — Мариинский театр).
В Ленинградской консерватории: заместитель проректора по учебной части по делам учащихся (1925–1927); старший ассистент (1926/1927 учебный год), преподаватель (1927/1928 учебный год) общественно-политического курса «История ВКП(б)»; председатель предметной комиссии по общественно-политическим дисциплинам (1927/1928 учебный год).
В 1929, после переезда в Москву, был избран председателем Московского областного комитета Союза работников искусств (Рабис) и членом ЦК Рабис. С 1932 — член правления и секретарь Московского союза советских композиторов; председатель и член секретариата Международного музыкального бюро. В 1934–1935 — директор Росфила (ныне — Московская государственная академическая филармония). В 1935–1937 работал инструктором, затем заведующим сектором искусств ЦК коммунистической партии. Одновременно был назначен членом редколлегии газеты «Комсомольская правда». В 1937–1940 — редактор газеты «Музыка», в 1938–1940 — редактор газеты «Советское искусство».
Во время Великой Отечественной войны служил в частях Тихоокеанского флота.
В 1946–1948 — главный редактор Государственного музыкального издательства «Музгиз».
Нотография
Кабалевский Д. Б. Золотые колосья (балет). Избранные отрывки: ор. 28 / либретто Е. Помещикова и А. Ермолаева; предисловие и редакция В. Городинского. М.; Л., 1940. 60 с.; Крошнер М. Е. Соловей: балет. Избранные отрывки: переложение для фортепиано / либретто Ю. Слонимского и А. Ермолаева на тему повести Д. Бядули; предисловие Л. Мухаринской; редакция В. М. Городинского. М.; Л., 1940. 41 с.
Библиография
Сочинения: Ленинградская Государственная Консерватория в 1926 году // Музыка и революция. 1926. № 4. С. 36–38 (в соавторстве с Г. Орловым); Покаянная Ленинградская Консерватория // Рабис. 1929. № 12. С. 4. Прим.: об утверждении новых Тезисов работы Консерватории и перехода на новый уровень обучения; Борьба за кадры // Рабис. 1929. № 50. С. 1–2. Прим.: о классовой борьбе среди работников искусства; Включимся в культэстафету! // Рабис. 1930. № 35–36. С. 4–5. Прим.: призыв к ликвидации отсталости во всех сферах искусства; Критерии отставания // Советский театр. 1930. № 3–4. С. 23–25; Запаслись ли вы… музыкантами? // Рабис. 1931. № 3. С. 14–15. Прим.: о безработице в среде музыкантов; Человек у рояля // Рабис. 1931. № 13. С. 8–9. Прим.: об эстрадных концертах; Опыт промышленности в художественном производстве // Рабис. 1931. № 25. С. 2–3. Прим.: рассуждения о невозможности существовании творчества без развития технической оснащенности; Фисгармония или Филармония? // Рабис. 1931. № 31. С. 10–11. Прим.: о музыкальном невежестве профработников Рабиса; Год борьбы за нового актера (Опыт работы Теа-клуба). М., 1931. 56 с.; Итоги третьего Пленума московского областного Комитета Всерабис // Рабис. 1932. № 33–34. С. 2–3; Музыкальный фронт СССР — 1 международное музыкальное совещание, созванное Музыкальной секцией Международного объединения революционного театра (ноябрь 1932 г.). Доклады… Выступления… Резолюции… М., 1933. 128 с.; К вопросу о социалистическом реализме в музыке // Советская музыка. 1933. № 1. С. 6–18; Проблема содержания и образности в музыке // Советская музыка. 1933. № 5. С. 2–22; Легкий жанр в музыке // Рабис. 1934. № 7. С. 6–8. Прим.: о джаз-музыке; Последняя встреча // Советская музыка. 1934. № 1. С. 95–97; За большевистскую самокритику на музыкальном фронте // Советская музыка. 1934. № 5. С. 6–12 (в соавторстве с В. Иохельсоном); Боевое искусство социализма продолжает дело Кирова // Рабочий и театр. 1934. № 34. С. 8–9. Прим.: заметка о встрече с С. М. Кировым на с. 8; Два скрипача // Комсомольская правда. 1935. № 86 (14 апреля). С. 4. Прим.: о концерте Буси Гольдштейна и Д. Ойстраха в Большом зале Московской консерватории; Рождение песни // Музыкальная самодеятельность. 1935. № 12. С. 6–11; Тартарен из Керчи // Советское искусство. 1935. № 25 (29 мая). С. 3. Прим.: о брошюре А. В. Лазарева «Лазарев и Бетховен, творения их и заслуги», изданной в 1860-х гг.; Контральто. Гастроли Мариан Андерсон в Москве // Советское искусство. 1935. № 28 (17 июня). С. 2; На совещании в «Советском искусстве». Вопросы вокального образования // Советское искусство. 1935. № 30 (29 июня). С. 2. Прим.: статья включает мнение автора под названием «Вокалист должен быть музыкантом»; Великий музыкант // Вечерняя Москва. 1936. № 23 (29 января). С. 3. Прим.: статья к юбилею Р. Ролана; «Тихий Дон» в Большом театре // Правда. 1936. № 267. С. 4; Людвиг ван Бетховен // Правда. 1936. № 341 (12 декабря). С. 4; О РАПМ и рапмовщине // Советское искусство. 1937. № 23. С. 5; Гениальная опера // Комсомольская правда. 1939. № 47. С. 3; Музыка Советской Белоруссии // Искусство Советской Белоруссии. 1940. № 3. С. 64–92; Этюды о грузинской музыке // Советское искусство. 1941. № 4 (26 января). С. 2; № 5 (2 февраля). С. 3; Мастера оперного театра // Правда. 1941. № 74. С. 3; Великий певец правды жизни // Правда. 1941. № 86. С. 4; «Фальстаф» // Правда. 1941. № 91. С. 5; «Кузнец Кова» // Правда. 1941. № 106. С. 4; «Восстание Восе» // Комсомольская правда. 1941. № 91. С. 4; Два пианиста // Правда. 1941. № 116. С. 4; Концерты Рафаэля Кубелика // Советское искусство. 1945. № 40. С. 3; Гениальный музыкант // Советское искусство. 1945. № 50. С. 3; «Ромео и Джульетта». Премьера в филиале Большого театра // Советское искусство. 1945. № 51. С. 2; «Золушка» // Театр. 1945. № 3–4. С. 9–15; Концерт польской музыки // Правда. 1946. № 15. С. 4; Исполнители // Советское искусство. 1946. № 5. С. 4; Вечер норвежской музыки. На концерте В. А. Давыдовой // Комсомольская правда. 1946. № 30. С. 3; Оперная молодежь. «Виндзорские проказницы» в студии им. Станиславского // Советское искусство. 1946. № 17. С. 2; Концерт Жоржа Энеско // Известия. 1946. № 99. С. 3; «Весна победная» // Правда. 1946. № 118. С. 3; «Весна победная» // Советское искусство. 1946. № 21. С. 4; «Весна победная» // Смена. 1946. № 140. С. 3; Русское хоровое искусство // Советское искусство. 1946. № 28. С. 2; Концерты чехословацких артистов // Советское искусство. 1946. № 44. С. 3; Музыкальная культура Чехословакии // Советское искусство. 1946. № 47. С. 3; «Глинка» // Искусство кино. 1947. № 2. С. 7–11. Прим.: о кинофильме; Современная музыка буржуазного Запада // Советское искусство. 1947. № 50. С. 4; Московский театральный сезон. Письмо первое: Музыкальная жизнь столицы // Вечерний Ленинград. 1947. № 125. С. 3; Возрожденная традиция. Итоги первого цикла симфонических собраний // Советское искусство. 1947. № 23. С. 4; Облик советского художника // Советская музыка. 1947. № 6. С. 14–20; «Любовь Яровая». Премьера оперы В. Энке в Театре им. Станиславского и Немировича-Данченко // Советское искусство. 1947. № 37. С. 2; Всесоюзный съезд советских композиторов (1; 1948; Москва): стенографический отчет / под ред. В. М. Городинского, М. В. Коваля и др. М., 1948. 456 с.; Гастроли болгарских артистов в Москве // Советское искусство. 1948. № 2. С. 2; Заметки об азербайджанской музыке // Советское искусство. 1948. № 15. С. 2; Великий русский композитор // Известия. 1948. № 145. С. 3; «Руслан и Людмила» в Большом театре // Советское искусство. 1948. № 27. С. 2; Памяти выдающегося композитора // Советское искусство. 1948. № 48. С. 4; Государственный симфонический оркестр Украины // Известия. 1948. № 297. С. 3; Поборник реалистического искусства // Вечерний Ленинград. 1949. № 10. С. 3; Замечательный русский критик // Литературная газета. 1949. № 4. С. 3; «Берег счастья». Новый советский балет в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко // Комсомольская правда. 1949. № 41. С. 3; Великий поэт польской музыки // Литературная газета. 1949. № 83. С. 3; Азербайджанский симфонизм // Советское искусство. 1949. № 49. С. 3; Музыка духовной нищеты. М.; Л., 1950. 136 с.; За прекрасную советскую музыку // Советское искусство. 1950. № 1. С. 3; Реализм и программность // Советское искусство. 1950. № 16. С. 3; Иоганн Себастиан Бах // Огонек. 1950. № 32. С. 25; Музыка и слово в опере // Советское искусство. 1950. № 49. С. 3; Эстетические основания реалистической программности // Советская музыка. 1950. № 8. С. 35–40; Иоганн Себастиан Бах // Советская музыка. 1950. № 9. С. 37–43 (в соавторстве с Ю. Шапориным); Книга о музыкальном мире Пушкина // Новый мир. 1950. № 11. С. 277–280; Рождение жанра // Литературная газета. 1951. № 14. С. 3; Молодые мастера китайского искусства // Огонек. 1952. № 5. С. 24; «О музыке и музыкантах» // Комсомольская правда. 1952. № 306. С. 3; Книга о китайской музыке // Советская музыка. 1952. № 12. С. 95–97; Избранные статьи Б. В. Асафьева // Советская музыка. 1953. № 1. С. 104–105; «Тихий Дон» в ленинградском Малом оперном театре // Советская опера: сб. критических статей / ред.-сост. М. Гринберг, Н. Полякова. М., 1953. С. 270–272; Проблемы оперной драматургии // Советская культура. 1954. № 116. С. 2; Музыка польского возрождения // Советская музыка. 1954. № 7. С. 109–112; Песни народов о дружбе и мире // Советская музыка. 1954. № 11. С. 120–126; Опера, возвращенная слушателю // Советская культура. 1955. № 17. С. 3; Любить и знать музыку // Комсомольская правда. 1955. № 64. С. 3; «Теоретическая рапсодия» // Советская музыка. 1955. № 10. С. 56–64; Гений музыкальной поэзии // Литературная газета. 1955. № 11. С. 3; Живой Шопен // Литературная газета. 1956. № 60. С. 4; Искусство строгого стиля // Литературная газета. 1956. № 67. С. 2; Еще о мастерстве // Советская музыка. 1956. № 1. С. 31–35; Искусство строгого стиля // Советская культура. 1956. № 67. С. 2; Честь художника. К 50-летию со дня рождения Д. Шостаковича // Советская культура. 1956. № 113. С. 3; Вульгаризация истории пианизма // Советская музыка. 1956. № 12. С. 75–78; Падчерица Полигимнии // Советская культура. 1957. № 13. С. 3; Испанские песни Д. Шостаковича // Литературная газета. 1957. № 16. С. 3; Размышления о симфонии Д. Кабалевского // Советская музыка. 1957. № 4. С. 33–37; Упрощенное решение темы // Советская музыка. 1957. № 6. С. 89–93 (в соавторстве с Л. Данилевичем); Зара Долуханова // Советская музыка. 1957. № 5. С. 139–142; Реплика польскому коллеге // Советская музыка. 1957. № 8. С. 133–136; По поводу некоторых выступлений польских критиков // Советская музыка. 1958. № 2. С. 127–131; Концерт Зары Долухановой // Музыкальная жизнь. 1958. № 4. С. 9; Продолжаем спор с польским коллегой // Советская музыка. 1958. № 4. С. 143–146; Первая скрипка страны. К 50-летию Давида Ойстраха // Музыкальная жизнь. 1958. № 15. С. 16; Об умении слушать музыку // Музыкальная жизнь. 1959. № 6. С. 9–10; Разговор о музыке // Комсомольская правда. 1959. № 137. С. 4; Избранные статьи / сост. Н. Шахназарова, Н. Городинская. М., 1963. 385 с.; «Поднятая целина» // Иван Дзержинский. Статьи. Воспоминания / сост. П. Ц. Радчик. М., 1988. С. 41–43.
Литература: В. М. Городинский [Некролог] // Советская культура. 1959. № 58. С. 4; Памяти ушедших. В. М. Городинский // Советская музыка. 1959. № 6. С. 206; Нестьев И. Избранные статьи В. Городинского // Музыкальная жизнь. 1964. № 14. С. 24.
Иконография
Городинский, Виктор Маркович (1902–1959). Фото. 1926 г. // Лия Зелихман, Моисей Хальфин: страницы жизни в документах, статьи, воспоминания / ред.-сост. С. М. Мальцев. СПб., 2012. С. 57. Прим.: Президиум академических комиссий 1926 года: Сидят (слева направо): А. Сколепова, В. М. Городинский, А. В. Оссовский, А. К. Глазунов, Б. В. Асафьев, Д. Н. Лебедев; стоят: Н. С. Эйгенсон, Н. И. Ямпольский, Г. Н. Орлов, Б. С. Кессельман, ?, ?; [Групповое фото. 1926 г.] // Лия Зелихман, Моисей Хальфин: страницы жизни в документах, статьи, воспоминания / ред.-сост. С. М. Мальцев. СПб., 2012. С. 58. Прим.: Президиум академических секций 1926 г. Слева направо: М. Школьников, Д. Н. Лебедев, Н. С. Эйгенсон, И. А. Мусин, Н. И. Ямпольский, В. М. Городинский, Г. М. Орлов, С. О. Брог.
Архивные источники
Дело секретной переписки за 1925–1927. ЦГАЛИ СПб. Ф. 298. Оп. 3. Д. 1. Л. 1–58. Прим.: о Городинском на с. 23; Городинский Виктор Маркович, 1925–1928. ЦГАЛИ СПб. Ф. 298. Оп. 2. Д. 822. Л. 1–25; Городинский Виктор Маркович, 1925–1930. ЦГАЛИ СПб. Ф. 298. Оп. 2. Д. 824. Л. 1–20.
М. В. Михеева, 2017