ГОРОДИНСКИЙ, Борис Маркович (20 декабря 1903 / 2 января 1904, Санкт-Петербург – не ранее 1939) — пианист, композитор, педагог. Родной брат В. М. Городинского.
Родился в семье оперного певца и педагога, под руководством которого начались его первые музыкальные занятия. В 1914, в сопровождении отца, совершил поездку по городам Поволжья и Сибири, выступая в качестве малолетнего пианиста-виртуоза.
В 1915–1917 проживал в Москве, где некоторое время под чужой фамилией (так как отец был участником революционного движения) учился в консерватории по классу фортепиано у Г. А. Пахульского.
В 1919–1921 служил в Морских силах Рабоче-крестьянской Красной Армии (Красном флоте) в составе военной Волжско-Каспийской флотилии (на своем корабле организовал хор из моряков).
В 1921 несколько месяцев находился в Нижнем Новгороде, где посещал занятия в консерватории.
В 1921–1924 проживал в Баку, где учился в Азербайджанской консерватории по классу фортепианной игры у М. Л. Пресмана и на Военно-инженерных курсах в качестве кружковода по музыкальной части. Одновременно с учебой работал пианистом в местных театрах и хормейстером в хоровых кружках. По окончании Азербайджанской консерватории был командирован Центральным комитетом Азербайджанской коммунистической партии для поступления в Ленинградскую консерваторию в качестве студента на обучение без стипендии.
Окончил Ленинградскую консерваторию (1924–1928) и аспирантуру (1928–1931) фортепианного отделения исполнительского факультета по классу специального фортепиано под руководством Л. В. Николаева.
Во время обучения работал пианистом-иллюстратором в кинотеатрах «Молния» и «Паризиана». Выступал с сольными концертами в Центральном Доме искусств и Малом зале имени А. Г. Глазунова.
С 1929 преподавал пение и фортепиано во 2-й музыкальной школе Ленинграда.
С 1934 работал в качестве пианиста в центральном радиовещании.
В 1939 работал концертирующим пианистом в Московской государственной филармонии.
В Ленинградской консерватории: преподаватель фортепиано (1928/1929 учебный год; 1931–?) у студентов I–II курсов; также провел две беседы методического характера.
Нотография
Сочинения: (опубликованные): Бизе Ж. Сегедилья из оперы «Кармен» / свободная обработка для фортепиано Б. Городинского. Л., 1935; Этюд-наигрыш // Сборник фортепьянных пьес и этюдов советских композиторов для учащихся III–IV классов детских музыкальных школ / сост. Е. Г. Веврик и С. Я. Вольфензон. Л., 1957. С. 16–17; Этюд-шутка // Сборник фортепьянных пьес и этюдов советских композиторов для учащихся III–IV классов детских музыкальных школ / сост. Е. Г. Веврик и С. Я. Вольфензон. Л., 1957. С. 49–50; Тема с вариациями // Сборник фортепьянных пьес и этюдов советских композиторов для учащихся V–VI классов детских музыкальных школ / сост. Е. Г. Веврик и С. Я. Вольфензон. Л., 1958. С. 37–43.
Сочинения: (неопубликованные): Пуньяни-Крейслер. Прелюдия и аллегро / концертная транскрипция для фортепиано Б. Городинского. Прим.: согласно каталогу ОНЛ НМБ СПбГК.
Библиография
Литература: Кобылинский А. Пианист Б. Городинский // Говорит СССР. 1935. № 20. С. 17; Л. В. Николаев. Статьи и воспоминания современников. Письма / сост. Л. Баренбойм и Н. Фишман. Л., 1979. Прим.: о Городинском на с. 105, 133, 151, 286.
Иконография
Городинский, Борис Маркович (1903 – не ранее 1939). Фото на документы (59 х 39 мм.). 1924 г. // ЦГАЛИ СПб. Ф. 298. Оп. 2. Д. 823. Л. 1.
Архивные источники
Городинский Борис Маркович. 1924–1939. ЦГАЛИ СПб. Ф. 298. Оп. 2. Д. 823. Л. 1–47; Личный листок Городинского Б. М. Архив СПбГК. Личные листки по учету кадров за 1931. Д. 24 а. Л. 42–45; Приказы [о назначении пособия, об окончании аспирантуры Б. М. Городинского]. Архив СПбГК. Приказы по консерватории за 1931. Д. 66. Л. 19, 47.
М. В. Михеева, 2017