ЭЙГЕНСОН, Николай Соломонович (1904–1984)

Кафедра общего курса и методики преподавания фортепиано
Профессор

ЭЙГЕНСОН, Николай Соломонович (27 ноября / 10 декабря 1904, г. Екатеринослав Российской империи, ныне г. Днепр, Украина – февраль 1984) — пианист, педагог. Доцент (1945). Награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Узбекской ССР (1944) и медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1946), «За трудовую доблесть» (1953), «В память 250-летия Ленинграда» (1957), «За доблестный труд (За воинскую доблесть). В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина» (1970).

Начальное образование получил в реальном училище (1912–1919); общее среднее — в гидротехникуме (1919), социально-экономическом техникуме (1919–1921) и Горном институте (1921–1922) г. Екатеринослава. Там же начались его занятия музыкой в Екатеринославской консерватории.

В 1922 переехал в Ленинград, где учился на физико-математическом факультете Политехнического института им. М. И. Калинина (1922–1924, не окончил; ныне — Санкт-Петербургский государственный политехнический университет Петра Великого).

Окончил фортепианное отделение исполнительского факультета Ленинградской консерватории (1922–1929) и аспирантуру (1929–1932) по классу специального фортепиано у С. И. Савшинского.

В Первом государственном музыкальном техникуме (ныне Санкт-Петербургское музыкальное училище им. М. П. Мусоргского): преподаватель класса специального фортепиано (1931–1941).

Выступал как пианист в Большом драматическом театре им. М. Горького (ныне Российский государственный академический Большой драматический театр им. Г. А. Товстоногова, 1925–1929); Обществе камерной музыки (1931–1933); Ленинградском комитете по радиовещанию (1931–1933, 1937–1938); Военно-театральном бюро Дома Красной Армии (1933–1937). В дальнейшем много концертировал в разных городах СССР, звучал на телевидении и радио. В симфонических концертах исполнял произведения Л. ван Бетховена, Э. Грига, Ф. Листа, С. В. Рахманинова, Н. А. Римского-Корсакова; участвовал в концертах Л. Я. Липковской, А. В. Неждановой, Н. К. Печковского, В. Р. Сливинского, Д. А. Смирнова, Ю. М. Юрьева и др. В многочисленных сольных концертах, наряду с классическими произведениями, исполнял старинную музыку, а также пропагандировал сочинения ленинградских композиторов — В. Г. Агафонникова, Я. И. Вайсбурда, Н. К. Гана, Б. Г. Гольца, О. А. Евлахова, Д. А. Прицкера, В. В. Пушкова, С. Н. Чичериной, И. И. Шварца, Д. Д. Шостаковича). В течение нескольких лет выступал как ансамблист в фортепианном ансамбле с М. Я. Хальфиным, И. И. Рензиным, Т. П. Кравченко, М. Г. Симкиным, в вечерах фортепианных квинтетов с Квартетами имени Н. А. Римского-Корсакова и С. И. Танеева. Осуществил ряд фондовых записей: «Произведения старинной русской фортепианной музыки», «Фортепианные произведения чешских композиторов», «Произведения испанских композиторов», «Фортепианные квинтеты».

Во время Великой Отечественной войны находился в эвакуации в Ташкенте, где по совместительству работал музыкальным руководителем Узбекской государственной филармонии (1942–1944).

В 1946–1948 учился на факультете работников искусств Университета марксизма-ленинизма при ленинградском Горкоме КПСС.

В 1958/1959 учебном году — доцент класса фортепиано Ленинградского государственного педагогического института им. А. И. Герцена (ныне РГПУ имени А. И. Герцена).

Несколько лет избирался членом пленума Обкома работников искусства и Обкома работников культуры, членом правления ленинградского отделения Всероссийского театрального общества, членом художественного совета Ленинградской филармонии (ныне Санкт-Петербургская академическая филармония имени Д. Д. Шостаковича), членом экспертного совета фабрики «Красный Октябрь». Много лет руководил шефской работой в Волховском районе Ленинградской области.

В 1966 был членом жюри конкурса имени Ф. Листа в Будапеште (Венгрия). В 1970 принимал участие в подготовке и проведении конференции «Воспитание молодого оперного певца» и организации концерта лауреатов Международных и Всесоюзных конкурсов.

В Ленинградской консерватории: заместитель председателя Аксекции фортепианного отделения (1926–1928); преподаватель класса читки с листа и фортепианного ансамбля (1934/1935); и. о. декана оперно-симфонического отделения дирижерского факультета (1940/1941); и. о. декана фортепианного факультета (1950); заведующий кафедрой общего курса фортепиано (1950–1952); преподаватель (1938), доцент (1945), и. о. профессора (1972–1977, уволен в связи переходом на пенсию) общего курса фортепиано (преподавал «повышенный курс» у студентов оперно-симфонического и хорового отделений); и. о. профессора (почасовик) кафедры общего курса фортепиано (1978–1983). Среди учеников — Г. А. Дониях, М. Г. Кукушкин, Л. А. Павлова-Арбенина. Все годы работы в консерватории вел большую общественно-партийную и шефскую работу. Много лет руководил семинаром профессорско-преподавательского состава по марксистско-ленинской эстетике.

Нотография

Дулонча (плясовая) / обработка М. Ашрафи; переложил Н. Эйгенсон // 20 легких пьес: Переложение для фортепиано в 4 руки / сост. А. И. Кедрова, А. И. Рапопорт, Н. С. Эйгенсон. Ташкент, 1948. С. 16–17; Булмаса: узбекская народная песня / обработка Г. А. Мушель; переложил Н. С. Эйгенсон // 20 легких пьес: Переложение для фортепиано в 4 руки / сост. А. И. Кедрова, А. И. Рапопорт, Н. С. Эйгенсон. Ташкент, 1948. С. 30–33; Романсы и отрывки из опер М. И. Глинки в обработке русских композиторов для фортепиано / ред.-сост. Б. Вольман, Н. Эйгенсон. Л., 1955. 55 с.; Музыка в школе / ред.-сост. Н. М. Нахрамова, Н. С. Эйгенсон. Л., 1961. 70 с.; Вальсы и польки: для фортепьяно / ред.-сост. Н. Эйгенсон. Л., 1962. 71 с.; Романсы русских композиторов в обработке для фортепиано / сост. Б. Вольман, Н. Эйгенсон. Л., 1973. 47 с.

Библиография

Литература: Николай Соломонович Эйгенсон: [некролог] // Музыкальные кадры. 1984. № 2. С. 4. Примечание: подпись «Группа товарищей».

Сочинения: Экзамены у дирижеров // Музыкальные кадры. 1941. № 13 (21 марта). С. 4; Экзамены по специальности // Музыкальные кадры. 1941. № 20 (16 мая). С. 1. Примечание: о выступлениях студентов в Оперной студии; Профессор Кедрова // Музыкальные кадры. 1947. № 5 (8 марта). С. 3. Примечание: соавторы Кесельман С. и Ямпольский Н.; Вместе с работниками производства // Музыкальные кадры. 1949. № 9 (28 сентября). С. 3. Примечание: о крепнущих связях между консерваторией и промышленностью; Творческое содружество // Музыкальные кадры. 1950. № 4 (29 апреля). С. 4. Примечание: о контактах с фабрикой музыкальных инструментов «Красный Октябрь»; О концертном сезоне в Малом зале // Музыкальные кадры. 1952. № 8 (5 ноября). С. 4; Абонементные концерты в Малом зале // Музыкальные кадры. 1954. № 11 (16 июня). С. 2. Примечание: соавтор Вольман Б.; обзор прошедшего концертного сезона; На абонементных концертах // Музыкальные кадры. 1954. № 14 (4 ноября). С. 3. Примечание: об открытии сезона 1954/1955 гг.; За широкую пропаганду советской музыки // Музыкальные кадры. 1955. № 3 (25 февраля). С. 3; Концерт учащихся класса К. Е. Столяр // Музыкальные кадры. 1956. № 3 (8 марта). С. 4. Примечание: соавторы Загурская Э., Кессельман С.; Концерт памяти З. П. Лодий // Музыкальные кадры. 1961. № 1 (17 января). С. 3; В фонд мира // Музыкальные кадры. 1962. № 10 (31 мая). С. 4. Примечание: соавторы Константиновская Е., Шнитке А.; о концерте в Малом зале, сбор от которого был передан в фонд мира; Дорогу советской музыке // Музыкальные кадры. 1963. № 15 (5 ноября). С. 2. Примечание: о внутривузовских конкурсах на лучшее исполнение произведений советских композиторов; Пятьдесят лет в партии // Музыкальные кадры. 1967. № 7. С. 2; ВТО — Дворец искусств // Музыкальные кадры. 1967. № 19. С. 3; Рояль поедет в Шушенское // Музыкальные кадры. 1969. № 14. С. 1; Вокальная конференция // Музыкальные кадры. 1971. № 1. С. 4; Внести в содружество свой вклад // Музыкальные кадры. 1974. № 4. С. 2.

Сочинения (неопубликовано): Методика читки с листа: учебное пособие (1949); Методика игры в фортепианном ансамбле: учебное пособие (1954); Читка с листа на ОКФ: доклад (1955); Методика самостоятельной работы по общему курсу фортепиано: методическое руководство (1970-е гг.).

Иконография

Эйгенсон, Николай Соломонович (1904–1984). Фотография (38 х 32 мм) 1935 г. Архив СПбГК. Личные дела проф.-преп. состава, служащих, аспирантов и студентов за 1911–1953. Д. 266. Л. 4; Эйгенсон, Николай Соломонович (1904–1984). Фотография (31 х 25 мм) 1950-х гг. Архив СПбГК. Личные карточки проф.-преп. состава, рабочих, служащих и Оперной студии за 1977. Д. 2323. Л. 70; Эйгенсон, Николай Соломонович (1904–1984). Фотография (60 х 50 мм) 1956 г. Архив СПбГК. Конкурс на замещение штатных должностей проф.-преп. состава ЛОЛГК по кафедре общего курса фортепиано за 1956. Д. 766. Л. 71; Эйгенсон, Николай Соломонович (1904–1984). Фото на документы (34 х 24 мм) 1962 г. Архив СПбГК. Личные дела проф.-преп. состава, рабочих, служащих и Оперной студии за 1977. Д. 159. Л. 270; Эйгенсон, Николай Соломонович (1904–1984). Фото на документы (49 х 40 мм) 1971 г. Архив СПбГК. Дело по переизбранию на занимаемой должности проф-.преп. состава консерватории за 1971. Д. 1788. Л. 4.

Архивные источники

Личное дело Н. С. Эйгенсона. Архив СПбГК. Личные дела проф.-преп. состава, служащих, аспирантов и студентов за 1911–1953. Д. 266. Л. 1–38; Конкурс на замещение штатных должностей проф.-преп. состава ЛОЛГК по кафедре общего курса фортепиано за 1956. [Документы Н. С. Эйгенсона на замещение должности]. Архив СПбГК. Д. 766. Л. 68–79; Конкурс на замещение вакантных и штатных должностей по кафедре ОКФ Ленгосконсерватории за 1961. [Документы Н. С. Эйгенсона на замещение должности]. Архив СПбГК. Д. 1057. Л. 40–43; Дело по переизбранию на занимаемой должности проф.-преп. состава консерватории за 1971. [Документы Н. С. Эйгенсона для переизбрания в должности]. Архив СПбГК. Д. 1788. Л. 3–6; Дело на утверждение в ученых званиях за 1974. [Документы Н. С. Эйгенсона для утверждения в ученом звании]. Архив СПбГК. Д. 2033. Л. 199–222; Личное дело Н. С. Эйгенсона. Архив СПбГК. Личные дела проф.-преп. состава, рабочих, служащих и Оперной студии за 1977. Д. 159. Л. 248–281; Личные карточки Н. С. Эйгенсона. Архив СПбГК. Личные карточки проф.-преп. состава, рабочих, служащих и Оперной студии за 1977. Д. 2323. Л. 70–77 об.; Личные карточки Н. С. Эйгенсона. Архив СПбГК. Личные карточки за 1983. Б/н. Л. 115–117 об.

М.В. Михеева, 2017