ЧЕКРЫГИН, Иван Иванович (1880–1942)

Кафедра режиссуры балета
Преподаватель

ЧЕКРЫГИН, Иван Иванович (10/22 января 1880, Санкт-Петербург (по другим источникам 11/23 января 1880, Москва) – [?] 1942, Ленинград, ныне Санкт-Петербург) – русский артист балета, композитор, педагог, теоретик балета. Старший брат балетмейстера А. И. Чекрыгина.

Отец – Иван Николаевич Чекрыгин, мещанин из Калужской губернии. В 1860-х работал в оперном хоре в Киеве у Ф.Г. Бергера, где иногда занимал амплуа вторых артистов. Через два года, не сойдясь в условиях, покинул оперу и посвятил себя деятельности куплетиста и рассказчика, аккомпанируя себе на гитаре. Выступив в Москве у М. В. Лентовского в конце 1860-х годов под фамилией «Пушкин», Иван Николаевич под этим псевдонимом объездил всю Россию и, как пишет И. Чекрыгин, «в течение 45 лет имел всюду громадный успех как гитарист, куплетист и рассказчик еврейских, русских, армянских и др. сцен, историй, романсов и др.». Умер в 1908 в Москве.

Обучался на балетном отделение Петербургского императорского театрального училища (окончил в 1897).

Композиторские способности проявились еще в училище, в котором будучи регентом школьного хора, написал «Херувимскую песнь», «Тебе поем» и др. произведения. Первыми редакторами, не знавшего теории молодого композитора, были А. А. Копылов и Н. М. Быстров. По окончании училища Чекрыгин писал музыку к балетам, шедшие в экзаменационные спектакли по классам П. А. Гердта. По совету многих музыкантов поступил вольнослушателем в Санкт-Петербургскую Консерваторию (1901-1911), где занимался с А. К. Глазуновым, А. А. Винклером, А. К. Лядовым, Н. А. Римским-Корсаковым, Н. Н. Черепниным и др. В результате неудачно сложившейся семейной жизни пришлось дважды прекращать занятия в консерватории и только в 1911 году Чекрыгин окончил музыкальное учреждение. К окончанию Консерватории написал произведения: «О волны морские», «Я проснулся», «Погасло солнце», дуэт «Весна» и др., балет «Куклы господина Морешаля». 

Работал танцовщиком кордебалета в Мариинском театре; артист Императорских Санкт-Петербургских театров (1897-1917). Организовал группу балетных артистов и гастролировал с нею по России в качестве директора (1909). Совместно с братом А. И. Чекрыгиным организовал собственную балетную школу (1914-1925). Среди учеников – Леонид Якобсон.

Свою дирижерскую деятельность Чекрыгин начал с любительских кружков, потом дирижировал оперой в Екатеринодаре (Краснодар), гастролями Императорского балета в России, в качестве капельмейстера в Москве в Императорском Большом театре. Выступал как оперный дирижер в антрепризе С. В. Брагина.

Публиковался со статьями о балете в периодической печати. Участвовал в заседаниях организационного совета Института живого слова под председательством В. Н. Всеволодского-Гернгросса (1918). Обсуждали курс «Жеста и мимики» в Институте: Чекрыгин отстаивал метод Франсуа Дельсарта, как наиболее приемлемого для задач Института. Состоял в группе Театральных Школ при Театральном Отделе Народного Комиссариата по Просвещению (1918).

Автор романсов, басен (для одного голоса), «русских песен», пьес для фортепиано и скрипки, танцев к ассирийской пьесе Теффи (Н. А. Лохвицкая) «Царица Таир», балетов «Куклы господина Марешаля», «Искра любви» (совм. с П. Маржецким, 1900, спектакль Санкт-Петербургского театрального училища, балетмейстер П. А. Гердт; сцена из этого балета «В царстве льдов», 1901), «Братство народов» (1920), «Красная шапочка» (1938), комич. опера «Нерон». Сочинял музыку для вставных номеров в классических балетах (дуэт в гроте в балете «Корсар»). Несколько балетов были поставлены силами учащихся Петербургского театрального училища. О своем творчестве композитор писал так: «по своему дарованию Чекрыгин – лирик, хотя и комические произведения его (басни, русские песни) оригинальны, удобны для исполнения и разнообразны по приемам, форме и гармониям».

В Консерватории: приглашен на должность балетмейстера при Оперной студии, преподавал искусство жеста и танец (1928–?). 

Скончался в 1942 году во время блокады Ленинграда. 

Литература

Основная литература: Боpисоглебский М. (сост.). Материалы по истории рус. балета, т. 2. Л., 1939; Соколов-Каминский А. А. Чекрыгин И. И. // Русский балет. Энциклопедия. Научное издательство «Большая Российская Энциклопедия», 1997. C. 499.; https://ru.wikipedia.org/wiki/Чекрыгин,_Иван_Иванович; В. А. Русанов. Из прошлого. Автобиографические воспоминания. Из книги С. С. Заяицкого «Интернациональный Союз Гитаристов» (1902) / История гитары в лицах. №1, 2014. С. 5-10 (о И. Н. Чекрыгине-Пушкине): И. М. Юрцев. В. А. Русанов. Биографический очерк/ История гитары в лицах. №1, 2014. С.11-26 (о И. Н. Чекрыгине-Пушкине); «Музыка гитариста», 1907, №№ 10, 12.

Архивные источники

Протокол правления ЛГК от 3.10.1928 г. ЦГАЛИ Ф. 298. Оп. 1. Д. 186. Л. 1.; Письмо И. И. Чекрыгина А. Л. Волынскому о снабжении учеников хореографического училища льготными билетами на его доклад через Л. Якобсона. ЦГАЛИ Ф. 87. Оп. 1. Д. 292. Л. 1.; Журнал заседания организационного совета Института живого слова от 30.10.1918 г. ЦГАЛИ Ф. 82. Оп. 1. Д. 22. Л. 10, 11; Архив С. А. Венгерова. Чекрыгин И. И. Письмо Венгерову С. А. с автобиографией. 1913, янв. 26. ИРЛИ РАН. Рукописный отдел. Ф. 377. Оп.7. №3811. Л. 1-4; Архив А. П. Коптяева. Чекрыгин И. И. Письмо Коптяеву А. П., 1911 г. ИРЛИ РАН. Рукописный отдел. Ф. 566, №114. 2 лл.; Чекрыгин Иван. ЦГИА СПб, Ф. 361 Оп. 3. Д. 215; По заявлению артиста И. И. Чекрыгина об отсутствии его в списке избирателей. ЦГИА СПб, Ф. 263, Оп.1. Д. 1185. 1 л.; Чекрыгин И. И. ЦГА СПб, Ф. Р-2551, Оп. 1. Д. 2060, 4 л.; Переписка со студией Балетного искусства И. И. Чекрыгина о ее ликвидации (ул. Некрасова д. 21). ЦГА СПб. Ф. Р-2552. Оп.1. Д. 1900. 5 л.

Е. А. Пархомова, 2019