БРАЖНИКОВ, Максим Викторович (1902–1973)

Кафедра древнерусского певческого искусства
Профессор

БРАЖНИКОВ, Максим Викторович (19 марта / 1 апреля 1902, Санкт-Петербург – 23 октября 1973, Киев, захоронен в Ленинграде, ныне Санкт-Петербург, на Волковском православном кладбище) — музыковед-палеограф, исследователь древнерусской музыки, основоположник научной школы русской музыкальной медиевистики, композитор, пианист, педагог. Доктор искусствоведения (1969). Профессор (1971). Член Союза композиторов СССР (1943).

Из семьи врачей. Родители учились в Париже в Сорбонне на медицинском факультете. Отец Виктор Иванович Шарый, профессор, экономист-статистик, увлекался живописью (его акварели успешно выставлялись в Третьяковской галерее; умер в 1909). Мать Ольга Павловна Бражникова обладала яркими музыкальными способностями, хорошо играла на рояле, владела иностранными языками, занималась воспитанием и образованием сыновей, Виктора (в будущем архитектора) и Максима.

Начальное образование получил в Выборгском 8-классном коммерческом училище (Советская трудовая школа I и II ступени № 57) (1913–1920).

Окончил Ленинградскую консерваторию по классу фортепиано у Л. В. Николаева (1920–1925) и теории композиции у В. П. Калафати (1922–1927, был оставлен на 6-й дополнительный курс для усовершенствования и до 08.12.1928 состоял в классе свободного сочинения). Памятники древнерусской музыки и палеографию изучал под руководством А. В. Преображенского. Завершил обучение первой научной работой: «Опыт исследования старинного русского крюкового письма по рукописям XVII в.» (1928). Обучался в классе ансамбля А. К. Глазунова и классе инструментовки М. М. Чернова.

С 1930 работал в качестве пианиста (солиста и ансамблиста). Владел французским и немецким языками; рисовал, увлекался поэзией.

Писал музыку: соната для фортепиано (1928); концерты для фортепиано с оркестром (оркестровка С. Осколкова, премьера 1 апреля 1995 г. в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии) и скрипки с оркестром на темы знаменного распева (1948–1949), квартет для скрипки, альта, виолончели и фортепиано (1953), романсы.

В 1926–1928 работал чертежником в Бюро по своду нивелировок железных дорог и гипсометрических работ (Ленбумтрест); в 1931–1936 — в проектных организациях техником-конструктором (Лентрублит, Гипрогор).

В Государственном институте истории искусств (в 1931–1933 — Ленинградское отделение Государственной академии искусствознания; с 1939 — Государственный научно-исследовательский институт театра и музыки): преподаватель (1929–1931), старший научный сотрудник (декабрь 1940–1941, 1945–1954); с 1949 заведовал Историографическим кабинетом (Отделом рукописей).

В Государственном Эрмитаже: старший научный сотрудник и ученый секретарь Отдела истории музыкальной культуры и техники Государственного Эрмитажа (1936–1941).

Во время Великой Отечественной войны был эвакуирован в Киров, где с 1941 по 1943 работал заведующим историко-теоретическим отделением Кировского музыкального училища, преподавал теоретические дисциплины и специальное фортепиано, руководил группой педагогов по разработке методики преподавания истории русской музыки.

В 1943 был вызван в Москву Комитетом по делам искусств при Совете народных комиссаров (СНК) СССР для разработки программы по истории древнерусской музыки.

В Московской консерватории: старший научный сотрудник Научно-исследовательского кабинета (1943–1945).

Защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведения на тему «Многоголосие знаменных партитур» (М., 1945; частично опубликована в 1979).

В Отделе рукописей Государственной публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова-Щедрина (ныне — Российская национальная библиотека): главный библиограф (1945), с 1946 — главный библиотекарь (с 1946), а затем старший редактор (до 1947)

В 1954–1956 занимался научной работой в Союзе композиторов СССР.

В Институте истории искусств АН СССР при МК СССР: старший научный сотрудник (1956–1970).

В Ленинградской консерватории: преподаватель (1929–1931), после смерти А. В. Преображенского вел курс «Памятники древнерусской музыки»; 1969–1970 — работал по совместительству, 1971–1973 — штатный сотрудник, доцент (1969), профессор кафедры русской и советской музыки теоретико-композиторского факультета. После 40-летнего перерыва возобновил чтение курса по древнерусской музыке и палеографии, подготовил учебные пособия. Под руководством М. В. Бражникова защищено 10 дипломных работ по специальности «Древнерусское певческое искусство» и начаты диссертационные исследования, которые были завершены под руководством академика А. М. Панченко.

Среди учеников известные исследователи древнерусской музыки и педагоги: А. Н. Кручинина, С. В. Фролов, Б. А. Шиндин, К. Ю. Кораблева, Г. А. Никишов, А. М. Ратькова, Б. Г. Смоляков, Н. С. Серёгина, С. П. Кравченко.

Защитил диссертацию на соискание степени доктора искусствоведения по теме «Теория древнерусской музыки (по музыкально-палеографическим материалам XV–XVIII вв.)» (М., 1968).

Внес значительный вклад в разработку научных основ русской певческой палеографии, работал в направлении создания фундаментальной источниковедческой базы, сформировал свою концепцию истории древнерусского певческого искусства. Основные научные темы: семиография знаменного распева, знаменные партитуры, цикл евангельских стихир, теоретические руководства знаменного пения, лица и фиты знаменного распева.

Автор многочисленных работ по проблемам древнерусского певческого искусства: «Пути развития и задачи расшифровки знаменного распева XII–XVIII веков: Применение некоторых статистических методов к изучению музыкальных явлений» (Л.; М., 1949), «Древнерусская теория музыки» (Л., 1972), «Лица и фиты знаменного распева» (Л., 1984, первое в мировой музыкальной медиевистике фундаментальное исследование мелизматического пения позднего русского средневековья) и другие монографии, статьи, рецензии.

Публиковал памятники древнерусской музыки («Фёдор Крестьянин. Стихиры» (М., 1974, публикация, расшифровка, исследование), «Христофор. Ключ знаменной. 1604» (М., 1983, публикация, перевод совместно с Г. А. Никишовым) и другие.

Работал над описанием рукописей, хранящихся в разных архивах страны: более 900 певческих рукописей из фондов Москвы, Санкт-Петербурга, Рыбинска, Ярославля, Ростова Великого, Углича, Суздаля, Переславля-Залесского, Юрьева-Польского, Владимира и др.; кроме описаний создавал методические пособия, инструкции об архивной обработке певческих рукописей: «Пособие по изучению и описанию древнерусских певческих рукописей» (1944), «Архивная обработка певческих рукописей» («Вопросы архивоведения» М., 1965. № 2. С. 50–59).

Расшифровывал певческие рукописи, впервые в СССР (наряду с Н. Д. Успенским) публиковал древнерусские песнопения конца ХVI–ХVII вв. (первая публикация расшифровок знаменного многоголосия, выполненных Бражниковым появилась в 1965 в книге Н. Д. Успенского «Древнерусское певческое искусство» (М., 1965), далее были опубликованы расшифровки одноголосных распевов («Новые памятники знаменного распева». Л., 1967).

Расшифрованные Бражниковым древнерусские песнопения использовали в своем творчестве Г. В. Свиридов, А. Г. Шнитке, С. М. Слонимский, Ю. М. Буцко и др.; они вошли в репертуар Республиканской капеллы А. А. Юрлова, Московского камерного хора и других советских и зарубежных хоровых коллективов.

Труды исследователя получили признание научной общественности — был участником IV Международного съезда славистов в Москве (1958), I Международного музыковедческого конгресса «Старинная музыка Восточной Европы» в польском городе Быдгощи (1966), сотрудничал с музыковедами Польши, США, Швейцарии, Чехословакии, Болгарии и других стран.

С 1974 в Ленинградской (Санкт-Петербургской) консерватории проводится ежегодный Международный научно-творческий симпозиум «Бражниковские чтения», посвященный памяти ученого.

Нотография

Успенский Н. Д. Древнерусское певческое искусство. М., 1965. 216 с. Примечание: расшифровки М. В. Бражникова см. на с. 156–157, 163, 166–167, 169–173, 189–190; Успенский Н. Д. Образцы древнерусского певческого искусства. Л., 1968. 264 с. Примечание: расшифровки М. В. Бражникова см. на с. 133–137, 159–181, 252, 253; Успенский Н. Д. Древнерусское певческое искусство. Л., 1971. 623 с. Примечание: расшифровки М. В. Бражникова см. на с. 133–137, 159–181; Успенский Н. Д. Образцы древнерусского певческого искусства. София, 1971. 354 с. Примечание: расшифровки М. В. Бражникова см. на с. 39–41.

Дискография

Диски / сост. Н. С. Серёгина // Бражников М. В. Русская певческая палеография / под ред. Н. С. Серёгиной; Российский институт истории искусств, Санкт-Петербургская гос. консерватория. СПб., 2002. С. 10.

Библиография

Основные сочинения: Пути развития и задачи расшифровки знаменного распева XII-XVIII веков: применение некоторых статистических методов к исследованию музыкальных явлений. Л.; М., 1949. 104 с.; Благовещенский кондакарь: фотовоспроизведение рукописи / сост., автор вступ. ст. М. В. Бражников. Л., 1955. 12 с.; Певческие рукописи собраний Д. В. Разумовского и В. Ф. Одоевского // Собрания Д. В. Разумовского и В. Ф. Одоевского. Архив Д. В. Разумовского. Описания / под ред. И. М. Кудрявцева. М., 1960. С. 6–22; Новые памятники знаменного распева / сост. М. В. Бражников. Л., 1967. 84 c.; Фортепиано. М., 1967. 64 с. Примечание: 2-е изд. 1982; Древнерусская теория музыки: по рукописным материалам XV–XVIII веков. Л., 1972. 423 с.; Фёдор Крестьянин. Стихиры / публ., расшифровка, исслед. М. В. Бражникова. М., 1974. 249 с. (Памятники русского музыкального искусства. Вып. 3); Памятники знаменного распева. Вып. 2 / сост. М. В. Бражников. Л., 1974. 80 с. Примечание: вып. 1 см.: Бражников М. В. Новые памятники знаменного распева. М., 1967; Статьи о древнерусской музыке. Л., 1975. 120 с.; Русская певческая палеография и ее актуальные задачи // Советская музыка. 1975. № 4. С. 114–119; Список научных трудов М. В. Бражникова / сост. А. С. Белоненко // Проблемы истории и теории древнерусской музыки: сб. статей / под ред. А. С. Белоненко и А. Н. Кручининой. Л., 1979. С. 62–72. Примечание: 114 наименований (с 1928 по 1975 и работы без года); Многоголосие знаменных партитур / частичная публ., подг. А. Н. Кручининой, А. С. Белоненко // Проблемы истории и теории древнерусской музыки: сб. статей / под ред. А. С. Белоненко и А. Н. Кручининой. Л., 1979. С. 7–61; Христофор. Ключ знаменной, 1604 / публ., пер. М. Бражникова и Г. Никишова; предисл., коммент., исслед. Г. Никишова. М., 1983. 296 с. (Памятники русского музыкального искусства. Вып. 9); Лица и фиты знаменного распева: исследование / общ. ред. Н. Серёгиной и А. Крюкова. Л., 1984. 304 с.; Список публикаций М. В. Бражникова / сост. Н. С. Серёгина // Бражников М. В. Русская певческая палеография / под ред. Н. С. Серёгиной; Рос. ин-т истории искусств, Санкт-Петербургская гос. консерватория. СПб., 2002. С. 7–10 Примечание: 58 наименований (с 1939 по 1997); Русская певческая палеография / под ред. Н. С. Серёгиной; Рос. ин-т истории искусств, Санкт-Петербургская гос. консерватория. СПб., 2002. 294 с.; Из неизвестных писем М. В. Бражникова и В. И. Малышева и дневников // Древнерусское песнопение. Пути во времени: к 100-летию со дня рождения М. В. Бражникова: по материалам науч. конференции «Бражниковские чтения – 2002»: [сб. статей]. Вып. 1 / сост. Н. Б. Захарьина. СПб., 2004. С. 7–18; Дневник / публ. О. Бражниковой // Труды государственного центрального Музея музыкальной культуры имени М. И. Глинки: альманах. Вып. 3 / [ред.-сост. М. П. Рахманова]. М., 2007. С. 391–497; Начало войны: вступление к воспоминаниям / публ. О. Бражниковой // Труды государственного центрального Музея музыкальной культуры имени М. И. Глинки: альманах. Вып. 3 / [ред.-сост. М. П. Рахманова]. М., 2007. С. 526–540.

Литература: Бражников Максим Викторович: [краткая биографическая справка] // 100 лет Ленинградской консерватории: исторический очерк. Л., 1962. С. 227; Кершнер Л. М. В. Бражников // Советская музыка. 1964. № 5. С. 142; Бражников Максим Викторович // Бернандт Г. Б., Ямпольский И. М. Кто писал о музыке: биобиблиографический словарь. Т. 1. М., 1971. С. 115–116; Майкапар А. Коротко о книгах // Новый мир. 1973. № 6. С. 284–285. Примечание: рецензия на книгу Бражникова М. В. «Древнерусская теория музыки»; Ямпольский И. М. Бражников Максим Викторович // Музыкальная энциклопедия: [в 6 т.] / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 1. М., 1973. Стб. 553; Некролог // Советская музыка. 1974. № 3. С. 143; Бражников Максим Викторович // Бернандт Г. Б., Ямпольский И. М. Советские композиторы и музыковеды: справочник: в 3-х т. Т. 1. М., 1978. С. 98; Бражников Максим Викторович // Музыкальный энциклопедический словарь / гл. ред. Г. В. Келдыш. М., 1990. С. 80; К 95-летию Максима Бражникова // Музыкальное обозрение. 1997. № 4. С. 12; Лазарева Т. Раритеты Бражникова // Вечерний Петербург. 1997. № 61 (1 апреля). С. 4; Лебединская М. Воспоминания о М. В. Бражникове // Российская музыкальная газета. 1998. № 9. С. 8; Литература о М. В. Бражникове / сост. Н. С. Серёгина // Бражников М. В. Русская певческая палеография / под ред. Н. С. Серегиной; Рос. ин-т истории искусств, Санкт-Петербургская гос. консерватория. СПб., 2002. С. 10–12. Примечание: 57 наименований (с 1945 по 2001); Бражникова О. М. Петроградская / Ленинградская консерватория, 1920-е // Труды государственного центрального Музея музыкальной культуры имени М. И. Глинки: альманах. Вып. 3 / [ред.-сост. М. П. Рахманова]. М., 2007. С. 633–640; Кутузов Б. П. Русское знаменное пение / [авт. предисл. А. Кручинина]. Изд. 2-е. М., 2008. С. 17–26; Рамазанова Н. В. Бражников Максим Викторович: [биографическая справка] // Российская национальная библиотека. История библиотеки. 1998–2016. URL: http://www.nlr.ru/nlr_history/persons/info.php?id=26.

Иконография

Бражников М. В. Фото. Оригинал // ЦГАЛИ. Ф. 298. Оп. 2. Д. 369. Л. 1; Бражников М. В. Фото. Оригинал // Архив СПбГК. Личные дела проф.-преп. состава и служащих за 1973. Д. 144. Л. 26, 28; Бражников М. В. Фото. Оригинал // Архив СПбГК. Д. 1751. Дело по утверждению в ученых званиях профессоров Бражникова М. В., Григорьева А. А., доцента: Маргулиса В. И. Л. 30; Бражников М. В. Фото, б/г. Размер: 11,5 х 17,2. Ленинград // ОР РНБ. Ф. 1147. Бражников М. В. Ед. хр. 823; Бражников М. В. Фото на документы, б/г. Размер: 4,5 х 6,0 // ОР РНБ. Ф. 1147. Бражников М. В. Ед. хр. 823; Бражников М. В. Фото — негатив на стекле. Ленинград // ОР РНБ. Ф. 1147. Бражников М. В. Ед. хр. 824; Бражников М. В. Фото // Бражников М. В. Проблемы истории и теории древнерусской музыки. Л., 1979. Форзац; Серёгина Н. С. Колумб древнерусской музыки // Журнал любителей искусства. 1997. № 8/9. С. 24–26. Примечание: в статье опубликовано фото М. В. Бражникова; [Фото Бражникова М. В.] // Бражников М. В. Русская певческая палеография / под ред. Н. С. Серёгиной; Рос. ин-т истории искусств, Санкт-Петербургская гос. консерватория. СПб., 2002. Форзац.

Архивные источники

[Список архивных источников] / сост. Рамазанова Н. В. // Российская национальная библиотека. История библиотеки. 1998–2016. URL: http://www.nlr.ru/nlr_history/persons/info.php?id=26; [Ссылки на архивные источники] // Труды государственного центрального Музея музыкальной культуры имени М. И. Глинки: альманах. Вып. 3 / [ред.-сост. М. П. Рахманова]. М., 2007. С. 641; Бражников М. В. Отдел рукописей РНБ. Ф. 1147. 881 ед. хр. Примечание: включает материалы к биографии (ед. хр. 1–154), работы М. В. Бражникова (ед. хр. 155–455), материалы к работам (ед. хр. 456–493), нотные материалы: расшифровки (ед. хр. 494–499), музыкальные сочинения (ед. хр. 500–520), переписка (ед. хр. 521–790), книги и оттиски статей с автографами (ед. хр. 791–822), изобразительные материалы (ед. хр. 823–826), материалы других лиц (ед. хр. 827–881); Бражников М. В. Многоголосие знаменных партитур: диссертация на соискание ученой степени канд. иск.: машинопись // ОР РНБ. Ф. 1147. Бражников М. В. Ед. хр. 127; Бражников М. В. // ЦГАЛИ. Ф. 298. Оп. 2. Д. 369. 26 л.; Протокол президиума музыковедческого отделения от 13.03.1929 // ЦГАИПД. Ф. 7441. Оп. 1. Д. 385. Л. 59. Примечание: постановлено поручить Бражникову довести курс русской палеографии в виду смерти А. В. Преображенского (по архивной картотеке ИБО НМБ СПбГК); [Распоряжение от 04.04.1929 о зачислении на 2 сверхштатных недельных часа] // ЦГАИПД. Ф. 7441. Д. 580. Л. 18 (по архивной картотеке ИБО НМБ СПбГК); Протокол комиссии по переизбранию профессора от 02.05.1929 // ЦГАИПД. Ф. 7441. Оп. 1. Д. 578. Л. 95 об. (по архивной картотеке ИБО НМБ СПбГК); Личные листки по учету кадров [М. В. Бражников] // Архив СПбГК. Личные дела проф.-преп. состава и служащих. Д. 24а. Л. 74–77; Личное дело М. В. Бражникова // Архив СПбГК. Личные дела проф.-преп. состава и служащих за 1973. Д. 144. Л. 24–44; Дело по утверждению в ученых званиях профессоров Бражникова М. В., Григорьева А. А., доцента Маргулиса В. И. от 17.04.1971 // Архив СПбГК. Д. 1751. Л. 27–49; Личная карточка М. В. Бражникова // Архив СПбГК. Личные карточки проф.-преп. состава, рабочих, служащих консерватории и Оперной студии за 1973. Д. 1983. Л. 67–71; [Бражников М. В.] // Музыка и музыканты: творческие и биографические материалы в фондах и коллекциях Рукописного отдела Пушкинского Дома, XVIII–XX вв.: указатель / сост. Л. В. Герашко [и др.] СПб., 2003. С. 40.

М. Г. Людько, Е. Л. Попок, 2015