КУРЛИН, Владимир Михайлович (1933–1989) 

Кафедра деревянных духовых инструментов
Профессор

КУРЛИН, Владимир Михайлович (03 марта 1933, Ленинград, ныне Санкт-Петербург – 29 ноября 1989, г. Бровары, Украина, похоронен в Санкт-Петербурге) — гобоист, педагог.

Заслуженный артист РСФСР (1972). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1982). Профессор (1988). Награжден орденом «Знак почета» (1986). Лауреат Международного конкурса имени А. Рейхи в рамках фестиваля «Пражская весна» (I пр., Прага, 1953), VII Всемирного фестиваля молодежи и студентов (Вена, 1959, 2-е место).

Обучение музыке начал в Средней специальной музыкальной школе при Консерватории в классе Г. А. Амосова (1945–1950). Окончил Консерваторию по классу гобоя А. А. Паршина (1955), аспирантуру (1959).

Солист оркестра Государственного академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова (ГАТОБ, 1952–1973), солист ЗКР Симфонического оркестра Ленинградской филармонии (1973–1989). 

В Консерватории: преподаватель (с 1972), доцент (с 1977, утв.), профессор (с 1983) кафедры деревянных духовых инструментов. Преподавал также в ПФ Консерватории (1970–1974, продолжал сотрудничество на условиях почасовой оплаты до 1977), где явился основателем класса гобоя.

Преподавал также в Петрозаводском филиале ЛОЛГК (ныне СПбГК) — Петрозаводской консерватории имени А. К. Глазунова (1972–1989).

Курлин впитал в себя лучшие традиции русской и советской школы игры на гобое. Начал обучение на гобое с более пластичной и современной французской системы, перешел на немецкую по требованию ГАТОБ им. Кирова (1952). Проявил себя в области исполнительства и педагогики представителем новых эстетических звуковых категорий. «Его исполнительскому стилю свойственен огромный диапазон выразительных средств — широкие динамические границы, богатство красок, яркая фразировка, виртуозная подвижность» (Е. А. Мравинский, цит. по: Баранцев «Из истории духовых классов…»… с. 175). Глубоко мыслящий музыкант с яркой индивидуальностью, Курлин своим творчеством внес новые черты в трактовку оркестровых соло и концертного репертуара. В памяти современников незабываемы оркестровые solо — в неоконченной симфонии Шуберта, в сочинениях Р. Штрауса, увертюре к «Шелковой лестнице» Россини, в концертах Брамса или симфониях Бетховена. Безупречный инструменталист, Курлин постоянно демонстрировал профессиональную уверенность, стилевую чуткость, артистизм. Его исполнение отличалось «отточенностью каждой фразы, виртуозностью, красивым певучим звуком. Характерный признак его исполнительской манеры — точность, строгость, академичность, но в то же время свободный разлив кантилены, обаяние непосредственности, простоты, мастерства» (Б. Т. Штоколов: см. в Болотин. Болотин С. В. Биографический словарь…¬ с. 158). Искусство музыканта запечатлено на пластинках фирмы «Мелодия». 

Репертуар Курлина включал старинную, классическую музыку и музыку XX века: концерты А. Вивальди, А. Марчелло, Д. Чимарозы, Г. Телемана, И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, В. А. Моцарта, Й. Гайдна; сонаты К. Сен-Санса, Ф. Пуленка, Д. Мийо и др. Специально для Курлина современными композиторами созданы произведения — Триптих памяти Д. Д. Шостаковича А. С Лемана, Поэма М. В. Дранишниковой, Бурлеска С. М. Слонимского, 7 прелюдий и фуг для гобоя соло Э. Н. Патлаенко и др. Выступал в концертах по радио и ТВ. Выпустил записи с ансамблем, соло и в составе оркестра ГАТОБ им. Кирова. 

Курлин — первый гобоист, выступивший с сольными концертами из двух отделений, имевшими большой успех. Концерты были приурочены к 50-летнему юбилею артиста и проходили в МЗ Ленинградской филармонии (07 марта 1983) при участии Ленинградского камерного оркестра под упр. В. А. Чернушенко, и в БЗ Ленинградской филармонии (07 октября 1983) при участии органиста С. Цацорина. Участие Курлина как в концертах, так и в других камерно-ансамблевых составах и в сольных программах неизменно привлекало внимание ценителей искусства.

Вместе с Л. В. Перепелкиным, М. М. Измайловым, В. М. Буяновским и Л. И. Печерским Курлин вошел в состав Квинтета духовых инструментов Филармонии — ансамбля деревянных духовых инструментов с валторной, созданного по образцу старейшего европейского вида инструментального исполнительства, с которым Курлин познакомился в Чехии на фестивале «Пражская весна» (1953). Этот коллектив познакомил соотечественников с десятками сочинений европейских и американских авторов разных стилей. Музыкант принимал участие в становлении Квинтета деревянных духовых и в ПФ Консерватории. 

В педагогической деятельности опирался на собственные взгляды на развитие техники игры на гобое. В соавторстве с В. И. Лупачевым написал статью «Новые приемы игры на гобое в произведениях современных композиторов» (рукопись).

Ученики Курлина — участники многих отечественных и зарубежных оркестров, концертирующие исполнители. Среди них: солист Мариинского теарта В. П. Хуссу, солист Санкт-Петербургской филармонии А. Г. Цес, солист Симфонического оркестра (СО) Нижегородского театра оперы и балета В. П. Ситник, артистка Омского СО Т. Е. Степанова, заслуженный деятель искусств Украины и заслуженный артист Республики Карелия В. П. Фартушный (профессор Петрозаводской консерватории, солист филармонического оркестра РК), В. Г. Хробыстов и другие.

Библиография

Литература: Баранцев А. П. Из истории духовых классов Петербургско-Ленинградской консерватории (1962–1987 гг.) Деревянные духовые. Петрозаводск: Изд. ПетрГУ, 2007. С. 166–176; Баранцев А. П. Мастера игры на гобое профессора Санкт-Петербургской консерватории (1962–1985). Петрозаводск: ПГК, 1996. С. 56–66; Черных А. В. Советское духовое инструментальное искусство. Справочник. М.: Сов. композитор, 1989. – 320 с.; Болотин С. В. Биографический словарь музыкантов-исполнителей на духовых инструментах. Л.: Музыка, 1969; Барутчева Э. С. Исполняется впервые // Музыкальная панорама Ленинграда. Л., 1977. С. 55–56; Барутчева Э. С. Золотые голоса Филармонии // Pro musica. 1996. №6. С. 3; Фартушный В. П. Владимир Михайлович Курлин — штрихи к портрету Маэстро: научное издание / В. П. Фартушный. (Портреты) // Музыковедение: приложение к журналу «Музыка и время». 2016. № 9, сентябрь. С. 50–55; Фартушный В. П. Золотой гобой Северной Пальмиры: научное издание / В. П. Фартушный; Петрозаводская гос. консерватория имени А. К. Глазунова. Петрозаводск: Версо, 2014. – 246 с.: нот. прим. (Библиогр., интернет-ресурсы, архивные документы: С. 94–96 (50 назв.). Краткий хроногр.: С. 97–111. Репертуарный список В. М. Курлина: С. 221–225. Дискогр. и аудиозаписи: С. 226–240. Выпускники и ученики: С. 241–244).

Дискография

См.: Фартушный В. П. Золотой гобой Северной Пальмиры: научное издание / В. П. Фартушный; Петрозаводская гос. консерватория имени А. К. Глазунова. Петрозаводск: Версо, 2014. – 246 с. (Дискография и аудиозаписи: С. 226–240).
    
Архивные документы

Личное дело В. М. Курлина. Архив СПбГК. Личные дела профессорско-преподавательского состава за 1989; Личная карточка В. М. Курлина. Архив СПбГК. Личные карточки профессорско-преподавательского состава за 1989.

Э. С. Барутчева, А. Н. Цветкова, 2012