МИХАЙЛОВ, Авенир Васильевич (1914–1983)

Кафедра хорового дирижирования
Профессор

МИХАЙЛОВ, Авенир Васильевич (2/15 декабря 1914, Петроград, ныне Санкт-Петербург – 5 декабря 1983, Ленинград, ныне Санкт-Петербург) — хоровой дирижер, преподаватель. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1957). Почетный член Ассоциации хоровых дирижеров Американского хорового общества (1964). Профессор (1971). Кавалер Ордена Красной звезды (1943). Награжден медалями «За оборону Ленинграда», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов», «За победу над Германией» (1945).

Родился в семье музыканта. Окончил среднюю школу № 33 (1921–1929). Одновременно обучался в музыкальной школе по классу фортепиано (1922–1926). Учился в Школе фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) бумажников и деревообделочников (1929–1934). 

Работал на фабрике «Госзнак» (1932–1934). Был командирован от производства на Рабфак Консерватории (1934–1935).

Окончил с отличием Консерваторию по трем специальностям: как дирижер хора, дирижер оркестра народных инструментов (класс хорового дирижирования В. П. Степанова) и артист оркестра (1935–1940). Одновременно с учебой работал в Государственном академическом театре оперы и балета имени С. М. Кирова (ГАТОБ) в качестве артиста оркестра (1936–1940).

Профессиональную деятельность начал как руководитель оркестрового класса народных инструментов в Музыкальном училище при Консерватории (1939–1940). Был приглашен в Ленинградскую государственную академическую Капеллу на должность хормейстера (1940–1941). Одновременно стал художественным руководителем Ансамбля песни и пляски погранвойск МВД (1940–1950), а также художественным руководителем и дирижером хора Ленинградского Радиокомитета и Оркестра народных инструментов имени В. В. Андреева (1943–1947, 1951–1955). С хором Ленинградского Радио им была записана фонограмма музыки Д. Д. Шостаковича к кинофильму «Виссарион Белинский» (1951). 

В музыкальном фонде Ленинградского радио хранятся записи Михайлова с Оркестром народных инструментов имени В. В. Андреева. 

Окончил аспирантуру дирижерско-хорового факультета под руководством А. А. Егорова (1946–1948).

С 1950 по 1961 год был главным хормейстером ГАТОБа имени С. М. Кирова. Много работал с молодыми хористами, добиваясь тонкости и красочности звучания. В 1956 году написал статью «Особенности работы с хором в оперном театре» (рукопись). 

Участвовал в постановках опер Н. А. Римского-Корсакова «Псковитянка» и «Садко», «Риголетто» Дж. Верди, «Князь Игорь» А. П. Бородина, «Дубровский» Э. Ф. Направника, «Хованщина» и «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Иван Болотников» Л. Б. Степанова, «Декабристы» Ю. А. Шапорина, «Семья Тараса» Д. Б. Кабалевского, «Мать» Т. Н. Хренникова и других. 

Консультировал художественную деятельность вокально-инструментального ансамбля «Дружба», который завоевал первое место и золотую медаль на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве (1957).

В Консерватории: преподаватель (1953), старший преподаватель (1956), и. о доцента (1961), доцент (1963–1965), заведующий кафедрой хорового дирижирования (1962–1976), и. о. профессора (1965), профессор (1969–1981), декан дирижерского факультета (1976–1977), заведующий кафедрой оперно-симфонического и хорового дирижирования (1977–1982), профессор-консультант (1981–1983) кафедры хорового дирижирования. Вел класс специального дирижирования. 

Свыше двадцати лет руководил хором студентов дирижерского факультета, добившись высочайшего уровня исполнительства. Сделал более 300 концертных обработок народных песен для хора. Был активным пропагандистом-популяризатором лучших произведений отечественных авторов ХХ века. Хор студентов Консерватории успешно выступал на лучших концертных площадках Ленинграда и Москвы с произведениями западных и отечественных композиторов, а также с песнями разных народов. Разнообразный репертуар хора включал произведения современных композиторов: хоры Р. К. Щедрина, В. Н. Салманова, Г. В. Свиридова, В. Я. Шебалина, А. П. Петрова, А. А. Давиденко, А. Г. Флярковского, М. В. Коваля, В. А. Гаврилина, С. М. Слонимского и других. Студенческий хор был одним из первых исполнителей двух хоровых циклов Д. Д. Шостаковича: «Десять хоровых поэм» на слова революционных поэтов и «Восемь баллад о В. И. Ленине» на стихи Е. А. Долматовского (1966). На Всесоюзном фестивале «Творчество молодых» в Москве хор под руководством Михайлова первым исполнил оратории «Памяти Хатыни» В. Войтика и «Четыре времени сердца» на слова П. Неруды С. А. Белимова (1977). 

Одновременно с работой в Консерватории, был главным дирижером и художественным руководителем Академической капеллы (1972–1974), председателем хоровой секции при методическом совете Министерства культуры РСФСР. Осуществлял методическое руководство дирижерско-хоровым отделом Музыкального училища имени Н. А. Римского-Корсакова. Курировал работу дирижерско-хорового факультета Алма-Атинской консерватории.

Многогранная творческая деятельность Михайлова явилась существенным вкладом в развитие отечественного хорового исполнительства и подготовку высококвалифицированных и широко образованных хоровых дирижеров.

Среди многочисленных учеников Михайлова — такие известные дирижеры, как Н. Г. Алексеев, В. А. Васильев, Ю. И. Васильев, В. А. Комаров, В. Н. Бадулин, Р. Беквит (США), С. Н. Легков, В. И. Нестеров, В. Мачке (Германия), Л. И. Лепехина, А. В. Титов, Д. В. Смирнов, Т. И. Хитрова, Г. В. Хорошайло, И. В. Черноусов, А. М. Штейнлухт и другие.

Среди солистов, с которыми выступал Михайлов — С. П. Преображенская, Б. Т. Штоколов, Л. П. Филатова, С. Н. Шапошников, И. П. Богачёва, Е. В. Образцова и другие.

Библиография

Сочинения: Донцы-молодцы. Обработка русской народной песни. Воениздат. 1946. 4 с.; Песни ловичанских девушек. Обработка польской народной песни a cappella. Л.: Музгиз, 1956. 4 с.; Перепелка. Обработка французской народной песни a cappella. Л.: Музгиз, 1956. 3 с.; Девушки поют. Обработка перуанской народной песни для хора без сопровождения. Л.: Музгиз, 1957. 2 с.; Концертные вариации на темы волжских частушек для баяна и оркестра народных инструментов. М.: Советский композитор, 1960. 58 с.; В лесочке —комарочки. Обработка русской народной песни Л.: Музгиз, 1961. 3 с.; Калинушка с малинушкой в сопровождении баяна. М.: Советский композитор, 1962. 3 с.; Старинная хоровая музыка. М.; Л.: Музыка, 1966. 71 с.; Искать новые формы и методы / Дирижерский факультет. Проблемы, задачи, перспективы // Музыкальные кадры. 1970. 26 января № 2. С. 3; Пример величайшего гуманизма / Исполняя музыку Д. Шостаковича // Музыкальные кадры. 1976. 18 декабря. № 14. С. 4; О технике дирижирования // Советская музыка. 1981. № 5. С. 114–116. [рецензия на кн. Ольхова К. А. Вопросы теории дирижерской техники…]; Обработки для смешанного хора. СПб.: Композитор, 2018, 100 с. 

Литература: Новый почетный член хорового общества США // Вечерний Ленинград. 1964. № 61. 12 марта. С. 1; Хентова С. Слушайте! Поет Россия! // Вечерний Ленинград. 1969. 19 июля. № 168. С. 3 [Беседа с профессором А. В. Михайловым]; Ростопчина Н. Художник и гражданин // Музыкальные кадры. 1977. № 2. 1 ноября. С. 2; Хитрова Т. И. Один из немногих // Ленинградская консерватория в воспоминаниях. Кн. 2. Изд. 2-е. Л.: Музыка, 1988. С. 145–148; Хитрова Т. Авенир Васильевич Михайлов // Деятели хорового искусства Санкт-Петербургской консерватории. СПб.: СПбГК., 1993. С. 155–163; Хорошайло Г. В., Жабинский К. А. Традиции русской романтической музыки в хоровых обработках народных песен Авенира Михайлова // Музыкальный мир романтизма: от прошлого к будущему. Ростов-на-Дону: РГК, 1998. С. 104–107; Хорошайло Г. В. Наследие дирижера Авенира Михайлова на рубеже XXI столетия // Искусство на рубежах веков. Ростов-на-Дону: РГК, 1999. С. 360–364; Хорошайло Г. В. Жизнь и творчество Авенира Михайлова — на пути к «запрещенной духовности» // Музыкальная культура христианского мира. Ростов-на-Дону: РГК, 2001. С. 345–350; Весна в декабре. А. В. Михайлов в воспоминаниях и архивных документах / ред.-сост. Т. И. Хитрова. СПб.: Сударыня, 2004. 276 с.; Хорошайло Г. В. Обработки народных песен для хора a cappella в отечественной музыкальной культуре XX века и творчество А. В. Михайлова. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Ростов-на-Дону, 2005. 619 с.; Хорошайло Г. В. Уроки мастерства А. В. Михайлова: к проблеме воспитания профессионального хормейстера // Музыкант-исполнитель в пространстве мировой культуры. Ростов-на-Дону: РГК, 2011. С. 233–241; Кулеш М. Хоровые воспоминания // Консерватория. СПб. 2013. № 1. С. 6.; URL: https://www.kino-teatr.ru/teatr/activist/369862/bio/ Михайлов Авенир; Павлова В. К. Ленинградская Капелла. Дирижер Михайлов А. В. URL: https://www.proza.ru/2011/01/20/348; Санкт-Петербургская консерватория: имена и памятные даты. 100-летию А. В. Михайлова. URL: http://old.conservatory.ru/node/3358; Санкт-Петербургский музыкальный вестник «Прекрасные мгновенья прошлых лет…» [Авенир Васильевич Михайлов]. URL: https://nstar-spb.ru/musical/print/article/new42896/ (11.02.2013 г.); О. Р. Авенир Михайлов // 100-летие Филармонии. URL: https://www.100philharmonia.spb.ru/persons/19229/

Архивные источники

Личное дело аспиранта Михайлова А. В. Архив СПбГК. Личные дела профессорско-преподавательского состава, рабочих, служащих, студентов за 1926–1957 год. Д. 152. Л. 149–169; Конкурс на замещение штатной должности профессорско-преподавательского состава ЛОЛГК. Михайлов Авенир Васильевич. Архив СПбГК. Ученый совет от 29 мая 1956 года. Д. 760. Л. 1–9; Конкурс на замещение штатных должностей профессорско-преподавательского состава по кафедре хорового дирижирования. Михайлов А. В. — на должность доцента. Архив СПбГК. Ученый совет от 6.05.1958. Д. 884. Л. 44–54; Михайлов А. В. Конкурс на замещение вакантных и штатных должностей профессорско-преподавательского состава по кафедре хорового дирижирования за 1961 год. Архив СПбГК. Ученый совет от 26.12.1961. Д. 1055. Л. 12–13; Михайлов Авенир Васильевич — дирижер хора и оркестра народных инструментов. Архив СПбГК. Личные карточки профессорско-преподавательского состава за 1983 год. Л. 104–116; Личное дело Михайлова Авенира Васильевича. 1983 год. Архив СПбГК. Д. 192. 63 л.

Н. Б. Селиверстова, 2017