ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ, София (Софья) Петровна (1904–1966)

Кафедра сольного пения
Профессор

ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ, София (Софья) Петровна (13/26 сентября 1904, Санкт-Петербург – 21 июля 1966, Ленинград, ныне Санкт-Петербург, Литераторские мостки Волковского кладбища) — оперная и камерная певица (драматическое меццо-сопрано), педагог. Профессор (1948). Народная артистка РСФСР (1939). Народная артистка СССР (1955). Награждена орденами Трудового Красного Знамени (1939), Красной Звезды (1945), медалями «За оборону Ленинграда» (1945) и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1945). Лауреат Сталинской премии I степени (1946, за партию Иоанны в опере «Орлеанская дева» П. И. Чайковского) и II степени (1951, за партию Ефросиньи в опере «Семья Тараса» Д. Б. Кабалевского).

В 1913–1921 училась в 33-й советской трудовой школе I и II ступеней. Два года училась в 15-й районной народной школе музыкального просвещения (ныне — Музыкальная школа имени Н. А. Римского-Корсакова) в классе сольного пения П. З. Андреева (1918/1919), брала уроки вокала у К. М. Непоренг-Виленской.

В 1921–1922 работала конторщицей совхоза «Скреблово» в Ленинградской области.

Окончила Ленинградскую консерваторию по классу сольного пения (1923–1928). Среди педагогов — Н. Н. Зайцева (класс сольного пения), И. В. Ершов (оперный класс). Во время обучения на II курсе начала выступать в спектаклях Оперной студии, а летом 1928 участвовала в Моцартовских торжествах в Вене и Зальцбурге в постановках «Бастьен и Бастьена» В. А. Моцарта и «Кащей Бессмертный» Н. А. Римского-Корсакова.

После исполнения партии Любаши в опере «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова в спектакле Оперной студии была приглашена выступить с дебютом в московский Большой театр и петроградский Государственный академический театр оперы и балета. Выбрав последний, Преображенская весной 1928 выступила в опере «Аида» Дж. Верди (Амнерис) и сразу же была зачислена в штат оперной труппы, где проработала до 1959 года.

В репертуаре: «Золото Рейна» (Фрика), «Гибель богов» Р. Вагнера (Вальтраута), «Аида» (Амнерис), «Трубадур» (Азучена) Дж. Верди, «Фауст» Ш. Гуно (Зибель), «Русалка» А. С. Даргомыжского (Княгиня), «Гугеноты» Дж. Мейербера (Паж), «Борис Годунов» (Марина Мнишек, Шинкарка), «Хованщина» (Марфа) М. П. Мусоргского, «Дубровский» Э. Ф. Направника (Егоровна), «Майская ночь» (Ганна), «Садко» (Любава), «Сказка о царе Салтане» (Бабариха), «Снегурочка» (Лель), «Царская невеста» (Любаша) Н. А. Римского-Корсакова, «Демон» (Ангел) А. Г. Рубинштейна, «Евгений Онегин» (Ларина, Няня), «Мазепа» (Любовь), «Орлеанская дева» (Иоанна), «Пиковая дама» (Графиня, Полина), «Чародейка» (Княгиня) П. И. Чайковского, «Кавалер роз» Р. Штрауса (Октавиан). В советских операх явилась создательницей образов комсомолки Муси («Лед и сталь» В. М. Дешевова), Бабки Степаниды («Князь-озеро» И. И. Дзержинского), Ефросиньи («Семья Тараса» Д. Б. Кабалевского), Устиньи («Емельян Пугачев» М. Коваля), Ядвиги («Беглец» Н. М. Стрельникова), Матули («Щорс» Г. К. Фарди), Груни («Броненосец “Потемкин”» О. С. Чишко).

Часто выступала в симфонических концертах Ленинградской филармонии (Месса h-moll И. С. Баха, Реквием Дж. Верди, Реквием В. А. Моцарта) и вечерах камерной музыки с романсами М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, С. В. Рахманинова, П. И. Чайковского и других.

Во время Великой Отечественной войны находилась в Ленинграде, где вела шефскую работу по обслуживанию воинских частей Красной армии и Красного флота, а также военно-морских и воздушных сил в Кронштадте и Новой Ладоге. Во время блокады состояла донором и получила значок отличника Здравоохранения.

В Консерватории: и. о. профессора (1947 – август 1948), старший преподаватель, и. о. профессора (сентябрь 1948 – август 1949), профессор (1949–1953, 1960/1961) класса сольного пения вокального факультета; в 1953/1954 находилась в творческом отпуске без сохранения содержания.

Дискография

[Перечень грамзаписей и магнитофонных записей] // Трайнин В. Я. Софья Петровна Преображенская: очерк жизни и творческой деятельности. Л., 1972. С. 66–71; Мальков М. Звукозаписи С. П. Преображенской // Корыхалова Н. П. Софья Преображенская. СПб., 1999. С. 205–223.

Библиография

Сочинения: В чем значение постановки «Трубадур». Говорят исполнители // Гатобовец. 1933. № 1 (1 декабря). С. 3. Примечание: С. П. Преображенская о своей роли (Азучена); Большая радость, большое счастье // За советское искусство. 1936. № 16 (27 июня). С. 4. Примечание: о новом законопроекте помощи матерям; Мой голос зазвучал по-новому // Профсоюзный работник. 1936. № 15. С. 6; Героика на оперной сцене // Рабочий и театр. 1937. № 11. С. 24–25; Мои впечатления от государственных экзаменов // Музыкальные кадры. 1941. № 21. С. 1; Слава Великому Сталину // За советское искусство. 1945. № 8 (30 апреля). С. 2. Примечание: по поводу взятия Берлина; Мы помогали ковать победу над врагом // За советское искусство. 1945. № 16 (6 ноября). С. 2. Примечание: о своих выступлениях в блокадном Ленинграде; «Пиковой даме» – почетное место в репертуаре театра // За советское искусство. 1946. № 9 (9 мая). С. 3; Образы будущего спектакля. Бабушка Степанида. С. П. Преображенская // За советское искусство. 1947. № 15 (22 сентября). С. 3; Годы творческого труда // За советское искусство. 1947. № 18 (7 ноября). С. 4; За сталинскую дружбу народов // За советское искусство. 1950. № 6 (11 марта). С. 2. Примечание: о предстоящих выборах в Верховный Совет РСФСР; Уверенно смотрим в будущее // Музыкальные кадры. 1950. № 7 (4 ноября). С. 2. Примечание: о 2-ой Всесоюзной конференции сторонников мира; Благородная задача современности // За советское искусство. 1951. № 19 (5 ноября). С. 3. Примечание: об идейном содержании советского искусства; Талантливый художник // За советское искусство. 1952. № 8 (29 апреля). С. 2. Примечание: о декораторе ГАТОБ’а С. Б. Вирсаладзе; Яркое впечатление // За советское искусство. 1956. № 10 (7 июля). С. 3. Примечание: о московском конкурсе вокалистов; Тридцать лет на сцене // Музыкальная жизнь. 1958. № 2. С. 8–9; Мысли о молодых певцах // Музыкальные кадры. 1960. № 12. С. 1; Самые дорогие воспоминания // Ленинградская консерватория в воспоминаниях, 1862–1962 / гл. ред. Г. Г. Тигранов. Л., 1962. С. 342–343; Счастье советской актрисы // Женщины города Ленина: воспоминания и очерки / предисл. Т. И. Лютовой. Л., 1963. С. 343–349; Память сердца // Музыкальные кадры. 1964. № 19. С. 3; Из воспоминаний // Советская музыка. 1965. № 4. С. 63–65; Незабываемые годы // Шлепянов И. Ю. Статьи, заметки, высказывания. М., 1969. С. 211–212; Самые дорогие воспоминания // Ленинградская консерватория в воспоминаниях / общ. ред. Г. Г. Тигранова. Л., 1988. С. 204–205.

Литература: Кукуричкин С. А. Концерт в консерватории // Жизнь искусства. 1927. № 48. С. 9. Примечание: статья подписана псевдонимом Grave; Вайнкоп Ю. Я. Дебют С. П. Преображенской // Жизнь искусства. 1928. № 6. С. 16. Примечание: статья подписана псевдонимом Ю. В.; Алданов А. Дебют С. Преображенской // Рабочий и театр. 1928. № 5. С. 8; Каплан Э. С. П. Преображенская // Музыка. 1937. № 26. 26 октября. С. 7; Софья Петровна Преображенская: [к юбилею] // За советское искусство. 1938. № 2 (24 января). С. 3; Фрейдков Б. Артистка большого дарования // За советское искусство. 1940. № 33–34 (31 декабря). С. 4; «Песнь о Земле» // Театральная неделя. 1941. № 5. С. 18. Примечание: об исполнении в Московской филармонии; солистка — Преображенская; Похитонов Д. И. Народная артистка // За советское искусство. 1945. № 5 (8 марта). С. 1; Похитонов Д. И. Народная артистка // За советское искусство. 1946. № 12 (30 июня). С. 3; Хентова С. Плеяда славных // Музыкальные кадры. 1947. № 12 (20 сентября). С. 2. Примечание: статья к 85-летнему юбилею консерватории; Владимиров А. Первый экзамен. Успехи студентов класса С. П. Преображенской // Музыкальные кадры. 1948. № 11 (21 июня). С. 1; Полноценные кадры. (Беседа с председателем Государственной экзаменационной комиссии на вокальном факультете профессором С. П. Преображенской) // Музыкальные кадры. 1948. № 12–13 (1 июля). С. 3; Мы за мир во всем мире! С. П. Преображенская — наш делегат на Вторую Всесоюзную конференцию сторонников мира // За советское искусство. 1950. № 16 (10 октября). С. 2; Ольховский Е. Г. Лауреат Сталинской премии, народная артистка РСФСР Софья Петровна Преображенская. Л., 1950. 52 с.; Левик С. Софья Преображенская // Советская музыка. 1957. № 8. С. 110–113; Дмитриев А. Народная артистка // За советское искусство. 1958. № 2 (20 февраля). С. 3. Примечание: юбилейная статья к 30-летию сценической деятельности С. П. Преображенской; Софья Петровна Преображенская: [некролог] // Советская музыка. 1966. № 10. С. 159–160; Левик С. Софья Преображенская. Творческий портрет // Музыкальная жизнь. 1966. № 20. С. 20–21, 24 (окончание); Лебедев Д. Н. Павел Захарович Андреев: очерк жизни и творческой деятельности. Л., 1971. 55 с. Примечание: о Преображенской на с. 48, 52–53; Трайнин В. Я. Софья Петровна Преображенская: очерк жизни и творческой деятельности. Л., 1972. 72 с.; Преображенская Софья Петровна // Исторические кладбища Петербурга: справочник-путеводитель. СПб., 1993. С. 344; Корыхалова Н. П. Софья Преображенская. СПб., 1999. 224 с.; Гамалей Ю. В. «Мариинка» и моя жизнь (воспоминания дирижера). СПб., 1999. 421 с. Примечание: о Преображенской см. с. 34.

Иконография

Преображенская, София Петровна (1904–1966). Фотопортрет 1923 г. (136 х 91 мм). ЦГАЛИ СПб. Ф. 298. Оп. 2. Д. 2626. Л. 2а; Преображенская, София Петровна. Фото на документы 1947 г. (31 х 24 мм). Архив СПбГК. Личные дела проф.-преп. состава, рабочих, служащих и студентов за 1931–1955. Д. 185. Л. 168; Преображенская, София Петровна. Фото на документы 1950 г. (56 х 43 мм). ЦГАЛИ СПб. Ф. 337. Оп. 2–1. Д. 290. Л. 6; Преображенская, София Петровна. Фото на документы 1950 г. (37 х 27 мм). ЦГАЛИ СПб. Ф. 337. Оп. 2–1. Д. 290. Л. 8; Преображенская, София Петровна. Фото на документы 1950 г. (106 х 76 мм). ЦГАЛИ СПб. Ф. 337. Оп. 2–1. Д. 290. Л. 53.

Архивные источники

Преображенская София Петровна. 1923–1928. ЦГАЛИ СПб. Ф. 298. Оп. 2. Д. 2626. Л. 1–16; Ленинградское управление государственных академических театров Народного Комиссариата просвещения РСФСР. Дело Преображенской Софии Петровны. 1928. ЦГАЛИ СПб. Ф. 260. Оп. 3. Д. 2793. Л. 1–4; Ленинградский академический театр оперы и балета им. С. М. Кирова. Дело № 9238 Преображенской Софьи Петровны. 1928–1959. ЦГАЛИ СПб. Ф. 337. Оп. 2–1. Д. 290. Л. 1–51; Богданов-Березовский В. М. Статьи и материалы для словаря «Советские композиторы и музыковеды». 1946. КР РИИИ. Ф. 82. Оп. 1. Ед. хр. 169. Л. 63–64; Личное дело профессора, народной артистки РСФСР Преображенской Софии Петровны. Архив СПбГК. Личные дела проф.-преп. состава, рабочих, служащих и студентов за 1931–1955. Д. 185. Л. 167–189; Личные карточки Преображенской С. П. Архив СПбГК. Личные карточки проф.-преп. состава, рабочих и служащих за 1954. Д. 663. Л. 26–27 об.

М. В. Михеева, 2017