МАЛЬЦЕВ, Сергей Михайлович (1942–2021)

Фортепианный факультет
Профессор

МАЛЬЦЕВ, Сергей Михайлович (14 марта 1942, г. Орск Оренбургской обл. – 21 сентября 2021, Санкт-Петербург) — пианист, музыковед, критик-публицист, методист, педагог. Доктор искусствоведения (1995). Профессор (2001). Член Союза композиторов Санкт-Петербурга (1990). Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2004). Председатель правления Санкт-Петербургского благотворительного фонда П. И. Чайковского.

Окончил Чебоксарскую музыкальную школу имени С. М. Максимова (1949–1956). В течение года учился в Музыкальном училище имени Ф. П. Павлова (г. Чебоксары, 1956/1957). Окончил Музыкальное училище при Консерватории (1957–1961), а затем — Консерваторию по кл. специального фортепиано у М. Я. Хальфина (1961–1967) и ассистентуру-стажировку под руководством Л. А. Баренбойма (1967–1969). 

С 1966 как солист и ансамблист концертировал по России и за границей (Германия, Австрия, Франция, Швеция, Италия, Нидерланды, Южная Корея, Киргизия). Выступал с Заслуженным коллективом России Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии, с Ленинградским камерным оркестром старинной и современной музыки (Ленинградским (Санкт-Петербургским) государственным симфоническим оркестром), с камерным ансамблем «Солисты Санкт-Петербурга» (под руководством М. Х. Гантварга). Участник многих российских и международных музыкальных фестивалей, в том числе «Декабрьских вечеров», фестиваля фонда С. Т. Рихтера в Тарусе, в «GSCM World Music Days (Сеул, 1997), Бетховенского фестиваля в Бонне и др. Выступал как импровизатор. Сделал многочисленные записи на радио и телевидении, ряд компакт-дисков c камерной музыкой. Концертный обозреватель журнала «Советская музыка» (1980-е годы).

Защитил диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения на тему: «Семантика музыкального знака» (1981) и доктора искусствоведения на тему: «Музыкальная импровизация как вид творческой деятельности. Теория, психология, методика обучения» (1995). 

Является автором более 80-ти опубликованных научных работ (книги, методические брошюры, учебник по гармонии, множество критических, методических и исследовательских статей). Среди них — монографии «Метод Лешетицкого» (2005), «Инструмент и педаль у Бетховена» (2010), «Риторика, образность и юмор в фортепианной музыке Бетховена» (2010), «Внутритактовая агогика в немецком учении о такте XVII–XVIII в.» (2010), а также научные исследования «О психологии музыкальной импровизации» (1991), «Раннее обучение гармонии — путь к детскому творчеству» (1985) и др. В качестве переводчика и научного редактора подготовил уникальное издание К. Черни «О правильном исполнении всех фортепианных сочинений Бетховена» (2010).

В Консерватории: концертмейстер (1967), преподаватель каф. истории и теории фортепианного исполнительства и педагогики (1969), преподаватель (1973), старший преподаватель (1981–1986) каф. педагогики и методики преподавания фортепиано, доцент (1988–1995, утв. в 1991) каф. теории, критики и практики музыкального искусства, профессор каф. музыкальной критики (1995–2001), профессор каф. специального фортепиано (с 2013). 

Вел активную методическую деятельность, являясь лидером передовой музыкальной педагогики, где важным элементом методики является обучение музыкальной импровизации (как академической, так и джазовой). Впервые разработал для аспирантов фортепианного и других исполнительских факультетов специальный двухгодичный курс «Теория, история и методика преподавания фортепианного искусства». Читал лекции и проводил семинары на факультете повышения квалификации для преподавателей музыкальных вузов и музыкальных училищ в Санкт-Петербурге. Проводил многочисленные мастер-классы и методические семинары по методике обучения игре на фортепиано в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Стокгольме, Кёльне, Веймаре, Вильнюсе, Сарове, Челябинске, Череповце, Костроме, Владикавказе, Вене, Кремсе, Сан-Пёльтене (Австрия), Астане и др. Был постоянным участником российских и международных научно-теоретических конференций по проблемам воспитания и обучения педагога-музыканта. Автор методических разработок, посвященных проблемам детского музыкального воспитания.

С участием Мальцева снят телефильм (4 серии) «Мастерская музыки» (1992). Сценарист и режиссер-постановщик 10-тисерийного видеофильма «Творческое развитие юного пианиста» (1994), удостоенный гранта фонда Сороса. Монография Мальцева «Аутентичное и современное в исполнении музыки Бетховена» включена в Федеральную целевую программу «Культура России» (2010). Составитель и ответственный редактор музыкального раздела трехтомного издания «Российский гуманитарный энциклопедический словарь» (2002), сборника статей и материалов «М. И. Лебедь» (2006), ответственный редактор книги Е. С. Сартаковой «История фортепианного отдела СПбГК. Ч. 1» (2008), книги О. В. Онегиной «Фортепианное творчество С. М. Ляпунова» (2011) и мемориальных сборников «Мария Карандашова. Статьи, воспоминания», «Л. И. Зелихман и М. Я. Хальфин. Страницы жизни в документах, статьи, воспоминания» (2012). 

Библиография

Сочинения: Нотация и исполнение // Мастерство музыканта–исполнителя. Вып. 2. М., 1976. С. 68–105; Семантика музыкального знака: автореферат дис. … канд. искусствоведения. Вильнюс, 1981. 17 с.; Раннее обучение гармонии — путь к детскому творчеству // Музыкальное воспитание в СССР. Вып. 2. М., 1985. С. 179–237; Насущные задачи детского музыкального воспитания (к проблеме воспитания через творчество) // Актуальные проблемы эстетического и художественного воспитания студентов: межвузовский сборник научных трудов. Л., 1985. С. 91–98; На полях книги по эстетике // Советская музыка. 1986. № 12. С. 106–108; Об импровизационной природе фуги // Сборник научных трудов Ленинградской государственной консерватории: Теория фуги. Л., 1986. С. 58–94; О комплексной методике занятий сольфеджио, гармонией и фортепианной игрой на уроке фортепиано // Проблемы подготовки педагогических кадров в музыкальных вузах: материалы межвузовской конференции. Тбилиси, 1986. С. 256–261; О субсенсорном и сенсомоторном уровнях антиципации в музыкальной импровизации // Вопросы психологии. 1988. № 3. С. 115–122; Извлечем ли уроки? — Непременно: [заметки музыканта на полях театроведческих статей] // Искусство Ленинграда. 1989. № 5. С. 50–56; Честность художника: [творческий портрет пианиста Григория Соколова] // Искусство Ленинграда. 1990. № 6. С. 38–46; О психологии музыкальной импровизации. М., 1991. 88 с.; Музыкальная импровизация как вид творческой деятельности: теория, психология, методика обучения: автореферат дис. … док. искусствоведения. СПб., 1995. 47 с.; Семантика музыки (симпатический взгляд) // Исследования. Публицистика: к 20-летию кафедры музыкальной критики: сборник науч. статей. СПб., 1997. С. 161–218; О фортепианной детской пьесе: на материале детской музыки петербургских композиторов // Скрипичный ключ. 1997. № 1. С. 38–42; Давидсбюндлер // Скрипичный ключ. 1998. № 4. С. 50–53. Прим.: творческий портрет пианиста; Руки Лешетицкого // Три века Петербурга: музыкальные страницы: сборник статей и тезисов. СПб., 2003. С. 52–80; Школа Н. И. ГолубовскаяВ. В. Нильсен: взгляд со стороны // Наше святое ремесло: памяти Нильсена (1910–1998). СПб., 2004. С. 171–179; Метод Лешетицкого. СПб., 2005. 222 с.; О музыкально-риторических фигурах анафора и эпифора // Критика. Публицистика. Страницы истории: к 30-летию кафедры музыкальной критики / ред.-сост. А. Б. Шнитке, М. П. Мищенко; Санкт-Петербургская гос. консерватория (академия) имени Н. А. Римского-Корсакова. СПб., 2006. С. 266–297; Уроки Н. И. Голубовской // Приношение Надежде Голубовской / ред.-сост. Т. Зайцева, С. Закарян-Рутстайн, В. Смирнов; Санкт-Петербургская гос. консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова. СПб., 2007. С. 186–198; Признание // Михаил Лебедь: страницы жизни, воспоминания, статьи / [сост. и отв. редактор С. М. Мальцев]. СПб., 2007. С. 287; Два года, определившие жизнь. // Михаил Лебедь: страницы жизни, воспоминания, статьи. СПб., 2007. С. 103–140; Теория, история и методика преподавания фортепианного искусства: тематический план лекционно-семинарского курса аспирантов фортепианного факультета / Санкт-Петербургская гос. консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова, каф. муз. критики. Изд. 3-е. СПб., 2009. 70 с.; Инструмент и педаль у Бетховена / Санкт-Петербургская гос. консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова. СПб., 2010. 129 с.; Внутритактовая агогика в немецком учении о такте XVII—XVIII веков. СПб., 2010. 123 с.; Риторика, образность и юмор в фортепианной и камерной музыке Бетховена. СПб., 2010. 184 с.; Дневник М. Я. Хальфина 1931 года // Musicus. 2010. N 3–4. С. 9–16: URL: http://library.conservatory.ru/fulltext/Musicus/Musicus_2010_3-4_(22)/Musicus_22_9-16.pdf; Вехи научного творчества // Музыкальное просвещение. 2012. № 2: Лев Баренбойм. Воспоминания. Письма. Материалы. Ч. 2. 2-е изд. С. 3–4.

Литература: Серебрянникова Ю. Элементы системы С. Мальцева в занятиях творческим музицированием с учащимися ДМШ и ДШИ // Петербургская консерватория в мировом музыкальном процессе, 1862–2002. СПб., 2002. С. 286–289; Тамбовская Н. Счастливое совпадение: концерт Сергея Мальцева и Елены Рубин в Малом зале имени М. И. Глинки // Musicus. 2005. № 2. С. 34–35: URL: http://library.conservatory.ru/fulltext/Musicus/Musicus_2005_1_(02)/34-35_musicus_02.pdf; Меликова Т. Русско-литовский диалог // Санкт-Петербургские ведомости. 2008. № 186 (3 окт.). С. 2. Прим.: о совместном концерте певицы Юдиты Лейтайте и пианиста Сергея Мальцева в МЗФ им. Глинки; Maltsev Sergey Mikhailovich // The New Grove. Dictionary of Music and Musicians. Vol. 15. 2nd ed. Oxford: Oxford Univ. Press, 2001. P. 714–715.

Архивные источники

Личное дело С. М. Мальцева. Архив СПбГК. Личные дела студентов за 1967. Д. 265. Л. 110–129.; Личное дело С. М. Мальцева. Архив СПбГК. Личные дела аспирантов за 1969. Д. 75. Л. 102–132.

Н. Б. Селиверстова, 2021