РЕЙНГБАЛЬД, Берта Михайловна (1899–1944)

Кафедра специального фортепиано
Профессор

РЕЙНГБАЛЬД, Берта Михайловна (21 октября / 2 ноября 1899, Одесса Херсонской губ. Российской империи, ныне Украина – 19 октября 1944, Одесса) — пианистка, педагог. Профессор (1933). Награждена Орденом Трудового Красного Знамени (1937). Заслуженный деятель искусств (не позднее 1941). Муж — В. П. Португалов (2-й брак).

Родилась в семье любителей музыки, однако профессионально начала заниматься игрой на фортепиано в 10 лет. С 15 лет давала частные уроки, чтобы иметь возможность завершить музыкальное образование. В 1914 окончила женскую гимназию с золотой медалью.

В 1919 с золотой медалью окончила Одесскую консерваторию (класс фортепиано Г. М. Бибер, Б. И. Дронсейко-Миронович). В период учебы тесно общалась с соучениками-композиторами А. Давиденко, З. Левиной, М. Раухвергером, Б. Шехтером. По окончании консерватории некоторое время брала частные уроки у Э. А. Чернецкой-Гешелин. Ограниченные виртуозные данные не позволили ей концертировать, в результате чего посвятила себя музыкальной педагогике.

С 1920 — преподаватель Одесского музыкального училища.

С 1933 — преподаватель Детской музыкальной школы-десятилетки при Одесской консерватории. Ее ассистентами в разные годы были М. А. Высоцкая (1933), Э. П. Бычач и М. М. Юрист (1934), З. И. Зильберг (1935), И. И. Гольдфарб (1939).

В Одесском музыкально-драматическом институте (консерватории): преподаватель (1920), профессор (1933–1941), заведующая кафедрой специального фортепиано (1938–1941). Среди учеников — Эмиль Гилельс, Татьяна Гольдфарб, Мария Гринберг, Яков Зак, Мария Карандашова, Берта Козель, Берта Маранц, Людмила Сосина, Лидия Фихтенгольц.

Б. М. Рейнгбальд играла активную роль в организации культурной жизни Украины — инициировала концерты, оказывала методическую помощь преподавателям музыкальных училищ в Николаеве и Херсоне, а также была организатором, а позднее куратором Молдавской консерватории (Кишинёв), являлась председателем исполнительской секции Одесского отделения Союза композиторов СССР. В 1928 была направлена в профессиональную командировку в Штутгардт для изучения методики фортепианной игры. Долгие годы поддерживала творческие контакты с Н. И. Голубовской, А. Б. Гольденвейзером, К. Н. Игумновым, Г. Г. Нейгаузом, Л. В. Николаевым, С. И. Савшинским.

Во время Великой Отечественной войны находилась в эвакуации в Ташкенте.

В Ленинградской консерватории: профессор (1941–1944) кафедры специального фортепиано исполнительского факультета. В 1943 на Художественном совете сделала доклад на тему «Мой опыт воспитания одаренных учеников».

Библиография

Сочинения: Как я обучала Эмиля Гилельса // Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве / ред.-сост. С. М. Хентова. М.; Л., 1966. С. 147–160.

Литература: Мастера советской музыкальной культуры. Первый Всесоюзный музыкально-вокальный конкурс // Рабочий и театр. 1933. № 15. С. 2. Примечание: упоминается как педагог, подготовивший победителя конкурса; Гилельс Э. О моем педагоге: к 65-летию со дня рождения Б. М. Рейнгбальд // Советская музыка. 1964. № 10. С. 154–155; Хентова С. М. Современная фортепианная педагогика и ее мастера // Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве / ред.-сост. С. М. Хентова. М.; Л., 1966. С. 5–54. Примечание: о Рейнгбальд на с. 29–30; Хентова С. М. Эмиль Гилельс. М., 1967. Изд. 2-е, доп. 278 с. Примечание: о Рейнгбальд на с. 16–20, 25–31; Дагилайская Э. Р. Рейнгбальд Берта Михайловна // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. М., 1978. Т. 4. Стб. 590. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/6425/Рейнгбальд; Из писем к Л. В. Николаеву // Л. В. Николаев. Статьи и воспоминания современников. Письма / сост. Л. Баренбойм и Н. Фишман. Л., 1979. С. 261; Письма от Б. М. Рейнгбальд // Коган П. Вместе с музыкантами. М., 1986. Изд. 2-е. С. 207–209; Бычач А. Черты творческой, педагогической деятельности профессора Одесской консерватории Б. М. Рейнгбальд // Одесская консерватория: забытые имена, новые страницы / ред.-сост. Е. Н. Маркова. Одесса, 1994. С. 92–95; Коваленский Я. Г. Человек трагической судьбы: (к 110-летию Берты Рейнгбальд) // Фортепиано. 2008. № 3–4. С. 15–19; Лия Зелихман, Моисей Хальфин: страницы жизни в документах, статьи, воспоминания / ред.-сост. С. М. Мальцев. СПб., 2012. 599 с. Примечание: о Рейнгбальд на с. 206–207; Стоянова В. «С нетерпением ждем успешного конца войны». Письма Б. М. Рейнгбальд: (публикация и комментарии) // Musicus. 2015. № 2. С. 54–59. URL: http://old.conservatory.ru/files/Musicus_42_Stoianova.pdf.

Иконография

Рейнгбальд, Берта Михайловна (1899–1944). Фотопортрет 1930-х гг. // Коган П. Вместе с музыкантами. Изд. 2-е. М., 1986. Вставка между с. 208–209; Фотопортрет 1919 г. // Фортепиано. 2008. № 3–4. С. 15. Примечание: «Берта Рейнгбальд в год окончания Одесской консерватории»; Фото 1930-х гг. // Лия Зелихман, Моисей Хальфин: страницы жизни в документах, статьи, воспоминания / ред.-сост. С. М. Мальцев. СПб., 2012. С. 106; Фото 1931 г. // Лия Зелихман, Моисей Хальфин: страницы жизни в документах, статьи, воспоминания / ред.-сост. С. М. Мальцев. СПб., 2012. С. 207.

Архивные источники

Личная карточка Б. М. Рейнгбальд. Архив СПбГК. Личные карточки проф.-преп. состава, рабочих и служащих за 1930–1942. Д. 55. Л. 40–40 об.; Приказы Ленинградской консерватории за 1941. Архив СПбГК. Д. 229. Л. 424. Примечание: приказ № 54 от 20.11.1941 о зачислении Рейнгбальд в штат ЛОЛГК; Приказы консерватории за 1944. Архив СПбГК. Д. 278. Л. 123, 140. Примечание: приказ № 89 от 17.06.1944 о включении Рейнгбальд в состав жюри молодых исполнителей — учащихся и студентов консерватории, музыкального училища и школы-десятилетки; приказ № 104 от 22.07.1944 о включении Рейнгбальд в состав комиссии государственных экзаменов по фортепианному факультету.

М. В. Михеева, 2017