РААБЕН фон, Лев Николаевич (1912/1913–2002)

Кафедра скрипки и альта
Профессор

РААБЕН фон, Лев Николаевич (19 декабря 1912 / 31 января 1913, г. Грозный – 22 января 2002, Санкт-Петербург, Смоленское кладбище) — скрипач, ученый, музыковед, педагог. Доктор искусствоведения (1968). Профессор (1971).

Родился в дворянской семье выходцев из Швеции. Отец, Николай фон Францевич Раабен, был заведующим кафедрой математики в Грозненском нефтяном институте (1920–1939).

В детстве Лев Раабен обучался игре на скрипке частным образом. Окончив 9 классов грозненского реального училища, поступил в Ленинградскую консерваторию (1930), однако вынужден был прервать обучение по семейным обстоятельствам. Вернувшись в Ленинград, два года обучался игре на скрипке в Музыкальном техникуме при консерватории у ученика Л. Ауэра М. Р. Ледника (1933–1935), а затем поступил в консерваторию в класс Ю. И. Эйдлина (1935–1940).

В студенческие годы был скрипачом в оркестре Оперной студии, альтистом в оркестре Театра имени Ленинского комсомола (1937–1941), играл в кинотеатре «Ударник».

Одновременно обучался на кафедре истории и теории смычково-струнного исполнительства под руководством Б. А. Струве (1937–1940), к которому поступил в аспирантуру (1940/1941).

Во время Великой Отечественной войны был эвакуирован вместе с консерваторией в Ташкент, откуда выехал на фронт в составе консерваторского струнного квартета, возглавляемого А. Б. Меровичем. В течение 1942–1944 квартет дал свыше 700 концертов для воинских частей.

Вернувшись в Ленинград, Раабен стал альтистом в Государственном ансамбле оперетты под руководством М. С. Бронской (1945/1946), а также в квартете Ленинградской государственной областной филармонии.

По окончании аспирантуры (1945), был принят в штат преподавателей Консерватории.

В Консерватории: старший преподаватель (1945), и. о. доцента (1952), доцент (1963), и. о. профессора (1969), профессор (1971–1978) кафедры скрипки и альта.

Разработал курсы: «История, теория и методика инструментального исполнительства» (на кафедре скрипки и альта), а также «История и методика смычкового исполнительства для аспирантов».

Среди учеников — М. Г. Арановский, С. Я. Левин, О. Ф. Шульпяков, Е. В. Герцман, А. Н. Крюков, Н. А. Огаркова, Н. С. Серёгина, Л. П. Иванова, И. Г. Веденин, В. А. Якубовская, Лорел Э. Фей (США), Е. Рубина Мильнер (Мексика), Ли Ен Чжун, Им Ок Сон (Южная Корея), Н. М. Зейфас, Т. П. Самсонова, А. Л. Порфирьева.

Защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведения на тему: «Инструментальный ансамбль в русской музыке» (1948).

Внес значительный вклад в расширение представлений о формировании и эволюции инструментального ансамбля в России.

Перешел на основную работу в Ленинградский государственный научно-исследовательский институт театра и музыки в качестве старшего научного сотрудника (1949/1950) и заведующего сектором музыки (1950–1952; 1968–1995).

По своей книге «Советская камерно-инструментальная ансамблевая музыка» (1963) защитил диссертацию на соискание степени доктора искусствоведения на тему «История русского и советского скрипичного искусства» (1968).

В ряде работ Раабен освещал новые тенденции в отечественной музыке 1960–1970-х, в том числе в творчестве С. М. Слонимского, А. П. Петрова, Б. И. Тищенко, Г. И. Уствольской, Ю. А. Фалика, А. А. Кнайфеля, А. Г. Шнитке, С. А. Губайдулиной, Э. В. Денисова, В. П. Артёмова и других (книга «О духовном ренессансе в русской музыке 1960–1980-х годов. СПб., 1998).

Способствовал развитию перспективных для музыкознания научных концепций, разрабатываемых его коллегами — А. Н. Должанским, М. С. Друскиным, А. Н. Сохором, Э. Л. Фрид, М. В. Бражниковым, Н. С. Серёгиным, Г. А. Орловым, М. Г. Арановским, А. И. Климовицким, Л. Г. Данько, В. В. Смирновым и другими.

Под руководством Раабена более 40 человек защитили кандидатские и докторские диссертации.

Как ученый завоевал авторитет за рубежом. Читал лекции в Сорбонне (1973–1974), в Праге (1975), Братиславе (1976), на конгрессе ЮНЕСКО в Брно (1977). Проводил методические семинары в Польше (1975–1987).

Автор десятков фундаментальных исследований и статей по истории и теории музыкального исполнительства в отечественной и зарубежной инструментальной музыке, по музыкальной эстетике (всего более 140 печатных работ).

Составитель, член редколлегии и ответственный редактор многих музыковедческих сборников.

Под общей редакцией Раабена опубликованы десятки сборников научных статей, монографий, очерков, среди которых: «Б. А. Струве. Процесс формирования виол и скрипок» (1959), «Музыка советского балета» (1962), «Н. А. Малько. Воспоминания, статьи, письма» (1972). «Александр Ильич Зилоти. Воспоминания и письма» (1963), «Шекспир и музыка» (1964), «Вопросы теории и эстетики музыки» (Вып. 2, 4, 6, 7, 9, 10, 11, 13; 1966–1974), «Артур Никиш и русская музыкальная культура: воспоминания, письма, статьи» (1975), «Музыка и жизнь» (1973, 1975), «В. М. Богданов-Березовский. Статьи. Воспоминания. Письма» (1978), «Музыка ХХ века» (1976, 1984), «Жанрово-стилистические тенденции классической и современной музыки» (1980), «Традиции музыкального искусства и музыкальная практика современности» (1981), «Кризис буржуазной культуры и музыка» (выпуск 4, 1983) и многие другие.

Профессор-консультант Ленинградского педагогического университета имени А. И. Герцена (1993–2002) и Ленинградского государственного областного университета имени А. С. Пушкина (2000–2002).

Библиография

Сочинения: Развитие скрипичной культуры в России середины XIX века: дис. …канд. искусствоведения. Л., 1947. 313 с.; Скрипка в оркестре Глинки // М. И. Глинка. Исследования и материалы. Л.; М., 1950. С. 170–186; Леопольд Семёнович Ауэр: очерк жизни и деятельности. Л., 1952. 178 с.; Очерк IX: Инструментальная музыка // Очерки по истории русской музыки, 1790–1825. Л., 1956. С. 306–349; Очерк X: Музыкальная жизнь и исполнительство // Очерки по истории русской музыки, 1790–1825. Л., 1956. С. 350–392. Примечание: в соавторстве с В. И. Музалевским, М. П. Блиновой; Скрипичные и виолончельные произведения Петра Ильича Чайковского. М., 1958. 119 с.; Ауэр в России // Вопросы музыкально-исполнительского искусства. Вып. 2. М., 1958. С. 213–259; Камерно-инструментальные ансамбли Д. Д. Шостаковича // Научно-исследовательский институт театра и музыки. Ученые записки. Т. 2: Сектор музыки. Л., 1958. С. 71–108; Вопросы квартетного исполнительства. Изд. 2-е. М., 1960. 108 с.; Инструментальный ансамбль в русской музыке. Л., 1961. 476 с.; Об объективном и субъективном в исполнительском искусстве // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 1. Л., 1962. С. 20–51; Скрипка. М., 1963. 96 с.; Советская камерно-инструментальная музыка. Л., 1963. 340 с.; Мирон Полякин. М., 1963. 35 с.; А. И. Зилоти — пианист, дирижер, музыкальный деятель // Александр Ильич Зилоти. Воспоминания и письма. Л., 1963. С. 11–42; Мастера советского камерно-инструментального ансамбля. Л., 1964. 180 с.; Задачи вокальности в советской опере // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 3. М.; Л., 1964. С. 52–65; Эстетические и стилевые тенденции в музыкальном искусстве наших дней // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 4. М.; Л., 1965. С. 69–86; Жизнь замечательных скрипачей: биографические очерки. М.; Л., 1967. 312 с.; Советский инструментальный концерт. М., 1967. 307 с.; Камерные концерты // Музыкальная культура Ленинграда за 50 лет. Л., 1967. С. 359–392; Наука о музыкальном исполнительстве как область советского музыкознания // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 6–7. Л., 1967. С. 195–214; Жизнь замечательных скрипачей и виолончелистов: биографические очерки. М., 1969. 262 с.; Бетховен в интерпретации мастеров XX века // Людвиг ван Бетховен. Эстетика. Творческое наследие. Исполнительство. Л., 1970. С. 82–133; Инструментальное творчество Свиридова 30–40-х годов // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 10. Л., 1971. С. 101–122; Камерные оркестры Ленинграда // Музыка и музыканты Ленинграда. Л.; М., 1972. С. 107–114; Н. А. Малько — жизнь, дирижерская и общественная деятельность // Н. А. Малько. Воспоминания, статьи, письма. Л., 1972. С. 11–42. Примечание: в соавторстве с Шерманом И.; Путь служения искусству // Музыка и жизнь. Вып. 2. Л., 1973. С. 190–201; Стилевые тенденции в европейской камерно-инструментальной музыке 1890–1917 годов // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 12. Л., 1973. С. 3–60; Система, стиль, метод // Критика и музыкознание. Л., 1975. С. 76–93; Советский инструментальный концерт, 1968–1975. Л., 1976. 80 с.; Камерно-инструментальная музыка // Музыка XX века: очерки. Ч. 1. Л.; М., 1977. С. 232–277; Концертная жизнь // Русская художественная культура конца XIX — начала XX веков, 1908–1917. Кн. 3. М., 1977. С. 449–473; Образный мир последних камерно-инструментальных сочинений Д. Шостаковича // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 15. Л., 1977. С. 44–54; Романтический талант // Рассказы о музыке и музыкантах. Вып. 2. Л.; М., 1977. С. 238–252; История русского и советского скрипичного искусства: учебное пособие для музыкальных вузов. Л., 1978. 200 с.; Музыка барокко // Вопросы музыкального стиля. Л., 1978. С. 4–11; Необозримый мир образов (о творчестве А. Вивальди) // Советская музыка. 1979. № 4. С. 94–100; Камерно-инструментальная музыка // Музыка XX века: очерки. Ч. 2: 1917–1945, кн. 3. М., 1980. С. 346–406; Скрипка в оркестре Глинки // Жанрово-стилистические тенденции классической и современной музыки. Л., 1980. С. 138–153; Еще раз о неоклассицизме // История и современность. Л., 1981. С. 196–214; Камерные инструментальные сочинения // В. Н. Салманов. Материалы, исследования, воспоминания. Л., 1982. С. 65–92; Новое в советской музыке 70-х годов // Современные проблемы советской музыки. Л., 1983. С. 5–37; О современной советской опере // Современная советская опера. Л., 1985. С. 3–10; Камерная инструментальная музыка первой половины XX века. Страны Европы и Америки. Л., 1986. 200 с.; О новом музыкальном мышлении XX века // Стилевые искания в музыке 1970–1980-х годов. Ростов-на-Дону, 1994. С. 8–20; О духовном ренессансе в русской музыке 1960–80-х годов. СПб., 1998. 352 с.; Дирижер-просветитель // Памяти Н. С. Рабиновича. Очерки. Воспоминания. Документы. Washington, 1996. С. 26–36; Размышления о веке уходящем // Музыкальный миллениум: искусство истории — история искусства. Петрозаводск, 2000. С. 5–12; Скрипичный концерт барокко и классицизма. СПб., 2000. 126 с.; Скрипичный концерт Л. Сарьяна // Лазарь Сарьян и его время. Ереван, 2001. С. 22–23; Михаил Вайман — исполнитель и педагог: исследовательские очерки. СПб., 2005. 140 с. Примечание: в соавторстве с Шульпяковым О. Ф.

Литература: Раабен Лев Николаевич // Бернандт Г. Б., Ямпольский И. М. Кто писал о музыке: био–библиографический указатель. Т. 3. М., 1979. C. 3. Примечание: соч. 1956–1967; Раабен Лев Николаевич.// Григорьев Л. Г., Платек Я. М. Советские композиторы и музыковеды: справочник в 3 т. Т. 2. М., 1981. С. 368–369; Смирнов В. В. Раабен Лев Николаевич // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 4. М., 1978. Стб. 508. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/6302/Раабен.

Архивные источники

Личное дело Л. Н. Раабена // Архив СПбГК. Личные дела проф.-преп. состава, служащих, аспирантов и студентов консерватории за 1914–1957. Д. 192. С. 1–38; Личное дело Л. Н. Раабена // Архив СПбГК. Личные дела проф.-преп. состава, рабочих и служащих консерватории за 1960. Д. 34. С. 1–35; Ученый совет от 14. 01. 1971. Дело по утверждению в ученом звании профессора Раабена Л. Н. // Архив СПбГК. Д. 1749. 22 л.; Личная карточка Л. Н. Раабена // Архив СПбГК. Личные карточки проф.-преп. состава, рабочих, служащих и Оперной студии консерватории за 1978. Д. 2397. С. 166–174.

Н. Б. Селиверстова, 2017