РУБЕЦ, Александр Иванович (1837–1913)

Кафедра теории музыки
Профессор

РУБЕЦ, Александр Иванович (29 апреля / 11 мая 1837, Чугуев Харьковской губ. Российской империи, ныне Украина – 28 апреля / 10 мая 1913, г. Стародуб Черниговской губ., ныне Брянская область; захоронен в ограде Вознесенской церкви) — музыковед-теоретик, педагог, фольклорист, хоровой дирижер, композитор, музыкально-общественный деятель. Профессор 2-й степени (1879). Награжден русским Орденом Св. Анны 3-й степени (1881), черногорским Орденом Даниила 4-й степени (1882). Действительный член Санкт-Петербургского отделения Императорского Русского музыкального общества (1887).

Обучался в Харьковской (1850–1853) и Киевской (1853–1858) гимназиях, Нежинском лицее (1858–1861). Окончив лицей, поступил на службу в Черниговскую уголовную палату помощником судебного следователя.

Поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию в класс сольного пения Л. Пиччиоли (1862–1863), затем перешел в класс теории композиции Н. И. Зарембы, по которому окончил консерваторию с аттестатом в 1866; учился в классе обязательной игры на фортепиано Ф. Ф. Черни (1862/1863). Параллельно работал артистом хора Итальянской оперы Мариинского театра (с 1863).

В консерватории: преподаватель (1866), старший преподаватель (1868), профессор 2-й степени (1879–1895). Вел обязательные классы элементарной теории и сольфеджио (среди учеников — В. М. Самусь), а также класс сольного пения (1875–1878), класс гармонии на подготовительном отделении (1876/1877 учебный год). Руководил хоровым классом, состоял преподавателем бесплатных хоров для взрослых и детей при консерватории. Помогал Н. А. Римскому-Корсакову в налаживании работы оркестрового класса. Пожертвовал в дар консерватории коллекцию народных инструментов, а также приобретенную им библиотеку графа Г. А. Демидова, содержащую ценные нотные и книжные издания и рукописи нот русских композиторов.

Вел Хоровые классы Ведомства учреждений Императрицы Марии, в том числе в Мещанском (Александровском) училище (Александровском институте) и Смольном институте благородных девиц (1875–1895), Патриотического (1876–1882), Павловского (1878–1895), Елизаветинского и Сиротского институтах. Руководил хором Общества хорового пения (1870-е), детским хором при Педагогическом музее (1889–1893).

Создал ряд методических пособий по элементарной теории музыки и сольфеджио: «Метода преподавания первоначальных музыкальных сведений и сольфеджио» (М., 1867); «Краткая музыкальная грамматика» (М., 1875); «Музыкальная азбука» (М., 1876). Его учебник «Одноголосное сольфеджио» выдержал несколько переизданий (последнее в 2005) и продолжает использоваться в педагогической практике.

Сыграл значительную роль в становлении музыкально-фольклористической школы консерватории. Работал как собиратель на своей родине, в Полесье. Новаторскими для музыкальной фольклористики этого периода являются точность фиксации диалекта и достоверность слуховых нотаций.

Автор музыкальных сочинений (романсов, хоров, оркестровых и фортепианных пьес, обработок), методических пособий и сборников по теории музыки и сольфеджио. Опубликовал собрания русских, малороссийских и других народных песен. Его труд «Одноголосные детские песни и подвижные игры с русскими народными мелодиями» был одобрен Художественным советом консерватории в качестве учебного пособия по начальному музыкальному образованию. Материалы песенного собрания Рубца были использованы Римским-Корсаковым в операх «Майская ночь» и «Ночь перед Рождеством», а также другими композиторами. Издал ряд сборников хоровых произведений для различных голосов.

Составил «Биографический лексикон русских композиторов и музыкальных деятелей» (СПб., 1879, 2-е издание 1886). Написал воспоминания о консерватории (публиковались частично в газете «Новое время» в 1912). Выступал в периодической печати как музыкальный критик и автор статей по музыкальному фольклору.

В 1895 в связи с потерей зрения получил отставку и переселился в г. Стародуб, где продолжал давать уроки пения и теории музыки и занимался общественной и благотворительной деятельностью. В 1900 его учеником был певец К. С. Исаченко. В Стародубе открыл (1911) и содержал на свои средства музыкальную школу (ныне ДШИ имени А. И. Рубца), школу рисования, курсы кройки и шитья, построил сельскую школу в с. Буде Корецкой (1910) и кинотеатр в Стародубе.

После отставки продолжал принимать участие в учебной жизни консерватории. В 1907 представил доклад в Художественный совет о необходимости изучения гармонии, контрапункта и теории музыки на основе национальных принципов русской народной музыки.

В 1912 был избран Членом Московской музыкально-этнографической комиссии.

Позировал И. Е. Репину для картины «Запорожцы пишут письмо султану» (запорожец с трубкой в центре одного из эскизов картины, 1880).

Библиография

Сочинения: Предания, легенды и сказания стародубской седой старины, записанные по рассказам дорогой для меня няни Варвары. Стародуб: тип. А. М. Сорокина, 1911. 72 с.; Обзор истории гимназии. Ч. 2: Киевская первая гимназия в 1854–1880 гг.: Воспоминания о Киевской 1 гимназии А. И. Рубца, Н. А. Бунге и Н. П. Забугина. Исторический очерк св.-Николаевской церкви Киевской 1 гимназии. Б. м., 1911. 646 с.

Литература: Рубец Александр Иванович: [биографическая справка и библиографический список] // Бернандт Г. Б., Ямпольский И. М. Кто писал о музыке. Био-библиографический словарь музыкальных критиков и лиц, писавших о музыке в дореволюционной России и СССР. Т. 3. М., 1979. С. 33; Метельский Г. В. Чувства добрые я лирой пробуждал: повесть о забытом музыканте. М., 1983. 392 с.; Зайцева С. «От чистого сердца…»: о дарителях консерватории // Малоизвестные страницы истории консерватории: альманах. Вып.10 / СПбГК, Кафедра музыкальной критики. СПб., 2009. С. 47–58; Петровская И. Ф. Рубец, Александр Иванович: [биографическая справка и библиографический список] // Петровская И. Ф. Музыкальный Петербург, 1801–1917: энциклопедический словарь-исследование. Т. 11. Кн. 2. СПб., 2010. С. 279–280.

Нотография

методические пособия: Первоначальные прогрессивные упражнения для постановки и развития голоса: для баритона, альта, тенора и сопрано / сост. А. Рубец. М.: Юргенсон, б. г. 101 с.; Сборник ритмических упражнений для одного и двух голосов без сопровождения / сост. А. Рубец. СПб.: Битнер, 1872. 101 с.; Сборники упражнений. Сб. 4: упражнения в ключах для 1 голоса / сост. Александр Рубец. СПб. : Битнер, б. г. 119 с.; Упражнения для одного и многих голосов. Т. 1. М.; Лейпциг: П. Юргенсон, б. г. 83 с.; Новыя Сольфеджио / сост. А. И. Рубец. СПб.; М.: В. Бессель, [1893]. 75 с.; Одноголосное сольфеджио. М., 2005. 87 с.

сборники народных песен: Двести шестнадцать народных украинских напевов: для пения без сопровождения / записал и издал А. И. Рубец. М., ценз. 1872. 55 с.; Сборник русских народных песен. Вып. 1: для голоса с фортепиано / сост. А. Рубец. СПб., 1875. 37 с.; Сборник украинских народных песен. Вып. 1: для голоса в сопровождении фортепиано / сост. А. Рубец. СПб.: Черкесов, 1870. 35 с.; Сборник украинских народных песен. Вып. 2: для голоса в сопровождении фортепиано / сост. А. Рубец. СПб.: Черкесов, 1870. 41 с.; Сборник украинских народных песен. Вып. 3: для голоса в сопровождении фортепиано / сост. А. Рубец. СПб.: Черкесов, 1872. 35 с.

сборники произведений для хора: Сборник 49 хоровых пьес: для трех и четырех однородных голосов a cappella / сост. А. Рубец. М.; Лейпциг: П. Юргенсон, 1902. 88 с.; Сборник хоровых пьес: мужской и смешанный хор a cappella / сост. А. Рубец. М.: П. Юргенсон ; СПб.: И. Юргенсон, 1873. 50 с.; Сборник школьных хоровых песен для однородных двух голосов a cappella. Вып. 1 / сост. Александр Рубец. СПб.: А. Битнер, 1889; Сборник хоровых пьес. Вып. 1: для мужского, женского и смешанного хора с фортепиано и без сопровождения / сост. и перелож. ряд пьес А. Рубец. СПб.: А. Битнер, б. г. 50 с.

обработки: Вниз по матушке по Волге: для смешанного хора без сопровождения / переложение А. И. Рубца. СПб.: Бессель, ценз. 1883. 5 с.; Во лузях: для смешанного хора без сопровождения / переложение А. И. Рубца. СПб.: Бессель, ценз. 1883. 5 с.; Лучина, лучинушка: русская народная песня для 4-х женских голосов без сопровождения / переложение А. Рубца. СПб.: Бернард, ценз. 1872. 5 с.; Народные танцы. Вып. 1. № 1–20: (Малороссийские казачки): для фортепиано / сост. А. Рубец. СПб., 1876. 11 с.; Шестьдесят народных русских и малороссийских песен / переложил на 3 женских или мужских голоса без сопровождения А. И. Рубец. М.: П. Юргенсон, 1880. 45 с.; Эй, ухнем!: для смешанного хора без сопровождения / переложил А. И. Рубец. СПб.: Бессель, ценз. 1883. 5 с.

вокальные сочинения для голоса с фортепиано: Желание. М.; Лейпциг: П. Юргенсон, ценз. 1904. 3 с.; Забудь о ней / сл. Н. Майского. М.; Лейпциг: П. Юргенсон, ценз. 1904. 5 с.; Колыбельная песня / сл. Н. Быкова. М.; Лейпциг: П. Юргенсон, ценз. 1904. 5 с.; На утесе / сл. Г. Гейне. М.; Лейпциг: П. Юргенсон, ценз. 1904. 3 с.; Не отходи от меня / сл. А. Фета. М.; Лейпциг: П. Юргенсон, ценз. 1904. 5 с.; Не пой, красавица, при мне / сл. А. Пушкина. СПб.: Битнер, ценз. 1868. 6 с.; Разлука. М.; Лейпциг: П. Юргенсон, ценз. 1904. 3 с.; Тихо вечер догорает: серенада / сл. А. Фета. СПб.: А. Битнер, ценз. 1868. 6 с.;

для хора: Два хора «Слава Пушкину»: в память 26-го мая 1899-го года в день торжественного празднования 100 летнего юбилея рождения великого поэта: для женского, мужского и смешанных голосов a cappella. СПб.: И. Юргенсон, 1899. 5 с.; Молитва / сл. М. Лермонтова // Хоры русских и советских композиторов на слова М. Ю. Лермонтова: без сопровождения и в сопровождении фортепиано / сост. Д. Д. Семеновский. М., 1991. С. 8; Урок сольфеджио / сл. неизвестного автора // Окно в природу: хоры а капелла: из репертуара ансамбля «Красная гвоздика» / сост. В. Удовицкий. М., 1997. С. 36–38.

Архивные источники

Формулярный список за 1896. ЦГИА СПб. Ф. 361. Оп. 9. Д. 135. Л. 105–108; Списки преподавателей и служащих. [Б. г.]. ЦГИА СПб. Ф. 361. Оп. 11. Д. 1. С. 14, 25; Журнал заседаний Художественных советов от 13.02.1907. ЦГИА СПб. Ф. 361. Оп. 11. Д. 497. Л. 160 об. – 161 об.

А. Н. Цветкова, И. С. Попова, Т. А. Зайцева, 2012