ЭРДЕЛИ (Энгельгардт), Ксения Александровна (1878–1971)

Кафедра виолончели, арфы, контрабаса и квартета
Профессор

ЭРДЕЛИ (Энгельгардт), Ксения Александровна (8/20 февраля1878, имение Миролюбовка близ Елизаветграда Херсонской губернии (ныне Кировоград, Украина) – 27 мая 1971, Москва, Новодевичье кладб.) — арфистка, композитор и педагог. Профессор (1939). Основоположница отечественной школы игры на арфе. Заслуженная артистка РСФСР (1927). Заслуженный деятель искусств (1947). Народная артистка РСФСР (1956). Народная артистка СССР (1966). Награждена орденами Красного знамени (1946) и «Знак Почета», а также медалями.

Венгерка по происхождению. Родилась в фамильном поместье Миролюбовка, близ Елизаветграда (ныне Кировоград, Украина). Отец, юрист по образованию, хорошо пел (студентом участвовал в любительском хоре, организованном А. Г. Рубинштейном для концертов Русского музыкального общества, далее — РМО) и играл на скрипке. Первым учителем музыки у Эрдели была француженка Эмилия Бюр.

Окончила Смольный институт благородных девиц (1889–1895), где училась игре на фортепиано у Н. А. Дубасова и на арфе у Е. А. Вальтер-Кюне (ученицы А. Цабеля).

Дебютировала как арфистка в симфоническом концерте РМО в Большом зале Санкт-Петербургской консерватории, где выступила с дирижером В. И. Сафоновым, исполняя музыку оперы Н. Ф. Соловьёва «Корделия», а с Г. Рихтером — фрагменты оперы «Тристан и Изольда» Вагнера (1898). Выступала вместе с пианисткой В. В. Тимановой, солисткой Мариинской оперы М. И. Долиной, камерной певицей А. Г. Жеребцовой-Андреевой, с известной скрипачкой М. Н. Гамовецкой (1898–1899).

Была приглашена в Москву, в оркестр Большого театра, где, с перерывом, проработала много лет (1899–1907, 1918–1938). Была солисткой симфонического оркестра ИРМО (1899–1907), оркестра Московского Филармонического общества (1901–1907). Участвовала в симфонических концертах под управлением А. И. Зилоти, с которым впервые в России исполнила партию арфы в Интродукции и Аллегро М. Равеля (1909).

Сотрудничала с виднейшими музыкантами своего времени, среди них — С. В. Рахманинов, А. Никиш, Э. А. Купер, В. И. Сук, М. М. Ипполитов-Иванов, Н. С. Голованов, А. К. Коутс, Ф. Вейнгартнер, Р. М. Глиэр, А. К. Глазунов, Л. П. Штейнберг и другие.

Преподавала игру на арфе в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества (ныне ГИТИС, 1900–1906), а также в Екатерининском институте (1904–1907) и Смольном институте благородных девиц (1908–1913). Вела кл. игры на арфе в Московской консерватории (1905–1907).

Выйдя замуж за Н. Н. Энгельгардта, переехала в Санкт-Петербург (1907), где помогала Е. А. Вальтер-Кюне заниматься с воспитанницами Смольного института, а затем вела класс арфы самостоятельно (1911–1913).

В Санкт-Петербургской консерватории: преподаватель (1913), профессор 2-й степени (1915–1918) кл. игры на арфе.

В 1918 переехала в Москву, где до конца жизни преподавала кл. арфы в Московской консерватории (с 1939 профессор) и в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (1944–1954). Успешно совмещала концертную деятельность с педагогической, редакторской и композиторской. Из класса Эрдели вышли практически все выдающиеся арфистки следующих поколений, в том числе В. Г. Дулова и О. Г. Эрдели (первая отечественная арфистка, получившая звание лауреата Международного конкурса на фестивале молодежи и студентов в Будапеште, 1949), Т. Л. Тауэр, Э. В. Кузьмичева и другие.

Участвовала в работе Персимфанса (1925–1932), Государственного симфонического оркестра СССР (1936–1938) и др. Стала первой отечественной арфисткой, выступавшей с сольными «Вечерами арфы». Концертировала в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Казани, Костроме, Ярославле, Львове, Тарту, Риге, Таллинне, Тбилиси, Ереване, Баку, Кисловодске и многих других городах.

В концертные программы включала не только эффектные салонные пьесы А. Хассельманса, Э. Шюёккера, А. Цабеля и других арфистов старшего поколения, но и собственные арфовые переложения произведений русских и зарубежных композиторов, а также свои сочинения, что очень расширило арфовый репертуар: Три прелюдии (1948), Элегия памяти М. И. Глинки (1950), Десять легких пьес в стиле русских песен (1951, 1959), «Украина», фантазия для арфы (1952), Вариации на русскую народную песню (1955), Двадцать этюдов (первая тетрадь — 1961, вторая тетрадь — 1963).

По оценке А. К. Глазунова, игра Эрдели отличалась блеском, яркой звучностью, высокохудожественной отделкой. Исполнению была присуща редкая эмоциональность, певучесть звука, драматическая выразительность фразировки. Многие композиторы сочиняли произведения специально для Эрдели и посвящали их ей. Среди них — Ц. А Кюи, А. Т. Гречанинов, М. М. Ипполитов-Иванов, С. Н. Василенко, Л. К. Книппер, М. В. Коваль и другие.

Арфистка была первой исполнительницей «Хорала с вариациями» французского композитора и органиста Ш. М. Видора (1913), а также посвященных ей концертов для арфы с оркестром Н. Г. Парфенова (1932), Р. М. Глиэра (1938), В. Н. Цыбина (1940), А. И. Кос-Анатольского (1955).

Эрдели первой начала создавать арфовые ансамбли и сама выступала в составе организованного ею первого в мире профессионального квартета арф (1956), а также в ансамблях со многими выдающимися певцами, балеринами и инструменталистами. А. П. Павлова исполняла с Эрдели знаменитый номер «Умирающий лебедь» на музыку К. Сен-Санса (1913). Позже арфистка аккомпанировала Г. С. Улановой и М. М. Плисецкой.

Сценическими партнерами Эрдели в разное время были певцы — Н. В. Салина, В. Н. Петрова-Званцева, Ф. И. Шаляпин, Е. И. Збруева, К. Г. Держинская, Л. В. Собинов, В. В. Барсова, Е. К. Катульская, Н. Д. Шпиллер, М. Д. Александрович, И. С. Козловский, Н. А. Обухова, М. О. Рейзен и другие.

Нотография

Список оригинальных сочинений и музыкальных произведений в обработке К. А. Эрдели // Полтарева В. Творческий путь Ксении Эрдели: из истории советской школы игры на арфе. Львов, 1959. С. 80–81.

Библиография

Сочинения: Заметки об арфе // Советская музыка. 1959. № 5. С. 128–129; Моя жизнь в музыке // Советская музыка. 1962. № 4. С. 74–78; Арфа в моей жизни. М., 1967. 240 с.

Литература: Полтарева В. Творческий путь Ксении Эрдели: из истории советской школы игры на арфе. Львов, 1959. 82 с.; Эрдели Ксения Александровна // 100 лет Ленинградской консерватории: историч. очерк. Л., 1962. С. 284; Борисовский В. Талант и энергия: К 80-летию К. Эрдели и 65-летию творческой деятельности // Советская музыка. 1962. № 4; Язвинская Е. Арфа. М., 1968. 59 с. (о К. А. Эрдели на с. 51–52, 55); Дулова В. Советская арфовая школа [Московская. — Ленинградская]. Развитие арфового искусства в союзных республиках. Всесоюзное творческое объединение советских арфистов // Дулова В. Искусство игры на арфе. М., 1975. С. 104–115. (о К. А. Эрдели на с. 105–106); Доброхотов Б. В. Эрдели Ксения Александровна // Музыкальная энциклопедия: [в 6 т.] / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 6. М., 1982. Стб. 542–543. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/8845/Эрдели; Эрдели Ксения Александровна // Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, 2010–2021. URL: https://www.mosconsv.ru/ru/person.aspx?id=9109.

Архивные источники

Протокол заседания Художественного совета от 13.9.1913. Эрдели-Энгельгардт К. А. ГИАЛО. Ф. 361. Оп. 11. Д. 592. Л. 1. (по арх. карт. ИБО НМБ СПбГК); Протокол заседания Художественного совета от 12.9.1915. ГИАЛО. Ф. 361. Оп 11. Д. 599. Л. 33. (по арх. карт. ИБО НМБ СПбГК); Списки преподавателей за 1916 г. ГИАЛО. Ф. 361. Оп. 11. Д. 73. С. 13. (по арх. карт. ИБО НМБ СПбГК).

Н. Б. Селиверстова, 2014