АКЦЕРИ (Ирецкая), Наталия Константиновна (1874-1940)

Кафедра сольного пения
Профессор

АКЦЕРИ (настоящая фамилия — Ирецкая; сценический псевдоним — прочитанная наоборот фамилия; Ирецкая-Акцери, Акцери-Ирецкая), Наталия Константиновна (23 марта / 4 апреля 1874 – 3 июля 1940, Рига; Покровское кладбище) — оперная и камерная певица (лирико-колоратурное сопрано), педагог. Профессор 2-й степени (1917). Племянница Н. А. Ирецкой.

Обучалась игре на фортепиано. Окончила Консерваторию по кл. пения у Н. А. Ирецкой (?–1900). Удостоена диплома на звание свободного художника.

В Консерватории: преподаватель (1910), старший преподаватель (1913), профессор 2-й степени кл. сольного пения (1917–1923). С 1922 вела кл. пения Н. А. Ирецкой. Среди учеников — К. А. Аленева, М. А. Елизарова, В. П. Емельянова, Н. Н. Зайцева и др. В 1923, находясь в Риге, разработала программу для отделения пения Консерватории, получившую высокую оценку руководства во главе с А. К. Глазуновым.

В 1923 эмигрировала из России. Жила в Риге (1923, 1925–1940) и Париже (1923–1925). С 1925 вела педагогическую деятельность в собственной частной студии и Латвийском художественном театре (в настоящее время — Театр Дайлес). Преподавала в Народной консерватории в Елгаве (2-я пол. 1920-х).

Оперный дебют Акцери состоялся в 1903 на сцене московского Большого театра в партии Джульетты («Ромео и Джульетта» Ш. Гуно). В качестве оперной певицы выступала недолго: в 1904–1907[?] была солисткой «Новой оперы» (антреприза А. А. Церетели), арендовавшей сцену театра Консерватории.

В репертуаре — около 15 партий, в том числе: Джильда («Риголетто» Дж. Верди), Лакме («Лакме» Л. Делиба), Людмила («Руслан и Людмила» М. И. Глинки), Манон Леско («Манон» Ж. Массне), Маргарита Валуа («Гугеноты» Дж. Мейербера), Марфа и Снегурочка («Царская невеста», «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова), Мюзетта («Богема» Дж. Пуччини), Розина («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Филина («Миньон» А. Тома), Церлина («Фра-Дьяволо» Д. Обера) и др. Среди партнеров — О. И. Камионский, Н. Н. Фигнер.

Выступала в камерных и симфонических концертах. В репертуаре — сольные партии в кантатах И. С. Баха, песни В. А. Моцарта, Р. Шумана, Г. Форе, К. Дебюсси и др., романсы русских композиторов. В 1904–1914 активно концертировала в России, Англии, Франции, Германии. В 1906 вместе с М. И. Долиной (контральто) и Е. И. Брик-Ирадовой (фортепиано) осуществила гастрольную поездку по городам России (в т. ч. Уфа) и Туркменистана (Ташкент, Бухара, Чарджоу). В 1923 вместе с В. П. Емельяновой концертировала в Риге с программой «История русского романса». Среди ансамблевых партнеров также — Е. А. Вальтер-Кюне (арфа), К. Н. Дорлиак (сопрано), Н. Н. Кедров (баритон), М. М. Чупрынников (тенор).

Библиография

Основная литература: [Акцери Наталья Константиновна] // 100 лет Ленинградской консерватории. Л., 1962. С. 220; Акцери Наталья Константиновна // Пружанский А. М. Отечественные певцы, 1750–1917: слов.: [в 2 ч. Ч. 1]. М., 1991. С. 17; Лит. [о Н. К. Акцери, 1908–1913] // Пружанский А. М. Отечественные певцы, 1750–1917: слов. Изд. 2-е испр. и доп., электронное. М., 2008; Журавлев С. Наталия Константиновна Ирецкая-Акцери // Русские Латвии: Покровское кладбище. Слава и забвение. URL: http://www.russkije.lv/ru/pub/read/pokrovskoe-cemetry/lica-24ireckaya-akceri.html.

Иконография

Н. К. Акцери // Пружанский А. М. Отечественные певцы, 1750–1917: слов. Изд. 2-е испр. и доп., электронное. М., 2008; Н. К. Акцери — Церлина («Фра-Дьяволо» Д. Обера) // Пружанский А. М. Отечественные певцы, 1750–1917: слов. Изд. 2-е испр. и доп., электронное. М., 2008. URL: http://slovari.yandex.ru/~книги/Отечественные%20певцы/Акцери%20Наталья%20Константиновна/ (дата обращения: 16.11.12).

Архивные источники

ЦГАЛИ СПб. Ф. 298. Оп. 2. Д. 43. Дело преподавателя Н. К. Акцери. 1923. 10 л.


М. И. Алейников, Т. В. Лымарева, 2012