АЛЕНЕВА, Ксения Александровна (8/20 сентября 1893, Псков – 1977 или 1978) — драматическая актриса, певица, педагог, режиссер. Профессор (1948). Потомственная дворянка. Награждена медалями «За оборону Ленинграда» (1946), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1946).
Окончила гимназию В. Н. Хитрово (Санкт-Петербург, 1903–1910). Училась в Дрездене в музыкальной школе и школе языков профессора Хёзеля (1910–1912). Окончила Школу русской драмы в кл. Ю. М. Юрьева (1915–18). Окончила Консерваторию по кл. пения Н. А. Ирецкой (1914–1921), удостоена диплома на звание свободного художника.
Работала артисткой в Большом драматическом театре (БДТ, 1919–1921, 1925–1931), Театре русской драмы под руководством К. А. Марджанова (Тифлис, 1922), Музыкальной студии Московского Художественного академического театра (МХАТ) под руководством В. И. Немировича-Данченко (1924–1926), Театра имени Ленсовета (1934–1941). Солистка Петроградской (Ленинградской) государственной академической капеллы (1923 или 1922–1924). Преподавала в Еврейском камерном театре (Петроград, 1919–1920), в студии БДТ в мастерской В. В. Максимова (1919–?).
В Консерватории: преподаватель кафедры дикции и декламации (1923–1924) на вокальном отделении, доцент кл. мимики и драматического искусства (1925–1930), доцент кл. вокального ансамбля (1930–1941); доцент кафедры оперной режиссуры (1942–1948, утв. 1944), профессор (1948–1962), заведующая кафедрой оперной подготовки (1950–1952, утв. 1950). Член Художественного совета Оперной студии Консерватории (утв. 1938). Работала в Оперной студии в качестве постановщика и режиссера (1930-е – нач. 1940-х). Разработала программу «Основы актерского творчества» (1928). Преподавала оперный класс, актерское мастерство (опиралась на метод К. С. Станиславского) и вокальный ансамбль. Среди учеников — И. П. Алексеев, М. А. Довенман, А. П. Иванов, В. Н. Кудрявцева, Ю. Лордкипанидзе, Е. Б. Флакс, И. П. Яшугин и др. На сцене Оперной студии Консерватории поставила оперу «Евгений Онегин» (1937).
На формирование творческой личности и педагогических принципов К. А. Аленевой оказали влияние В. Э. Мейерхольд, А. Н. Бенуа, А. А. Блок, Б. М. Сушкевич, Р. В. Болеславский, В. И. Немирович-Данченко.
Роли в драматическом театре: Амалия фон Эдельрейх, Леди Мильфорд, Мария Стюарт, Эболи («Разбойники», «Коварство и любовь», «Мария Стюарт», «Дон Карлос» Ф. Шиллера), Беатриче, Виола, Геката, Регана, Джессика и Порция («Много шуму из ничего», «Двенадцатая ночь», «Макбет», «Король Лир», «Венецианский купец» У. Шекспира), Беатриче («Слуга двух господ» К. Гольдони), Изумруд («Рваный плащ» С. Бенелли), Иокаста («Царь Эдип» Софокла), Королева Анна («Стакан воды» Э. Скриба), Лисистрата («Лисистрата» Аристофана), Саломея («Саломея» О. Уайльда), Маргарита Готье («Дама с камелиями» А. Дюма-сына), Анна («Созвездие гончих псов» К. Г. Паустовского), Вера Грушина («Жена» К. А. Тренёва), Лидия Юрьевна («Бешеные деньги» А. Н. Островского), Любовь Яровая («Любовь Яровая» К. А. Тренёва), Маша («Три сестры» А. П. Чехова).
Гастролировала со МХАТом в Германии, Чехословакии, Эстонии (1925).
В качестве певицы выступала в Петроградской (Ленинградской) государственной академической капелле и Ленинградской государственной филармонии. Исполняла сольные вокальные партии и партии чтеца в «Страстях по Матфею» И. С. Баха, Реквиеме В. А. Моцарта, «Рай и Пери» Р. Шумана, «Царе Эдипе» И. Ф. Стравинского, «Царе Давиде» и «Юдифи» А. Онеггера, Второй симфонии «Гимн солнца» А. Ф. Пащенко и др. В камерном репертуаре — романсы М. Ф. Гнесина, Н. Я. Мясковского и др. В Музыкальной студии МХАТа пела партию Кармен («Кармен» Ж. Бизе). Пела под управлением М. Г. Климова.
В личном деле Аленевой (Архив СПбГК) есть упоминание о неизданных литературных работах: «Воспоминания об Александре Блоке», «Основы актерского творчества».
Библиография
Основные литературные сочинения: Замечательный методист [о С. М. Мирович] // Музыкальные кадры. 1940. № 20 (4 нояб.); Памятные встречи: К 80-летию со дня рождения А. М. Горького [Воспоминания 1918–19 гг. об организации и открытии БДТ в Петрограде] // // Музыкальные кадры. 1948. 2–8 марта (№ 6). С. 3; Слово об Иване Васильевиче Ершове // Музыкальные кадры. 1967. № 18 (15 дек.). С. 3.
Основная литература: Аленева Ксения Александровна // 100 лет Ленинградской консерватории. Л., 1962. С. 220–221. (Краткий словарь педагогов).
Иконография
Аленева Ксения Александровна (1893–1977/1978) вместе с учениками в своем классе. Фонд иконографии Научной музыкальной библиотеки СПбГК.
Архивные источники
Личная карточка К. А. Аленевой. Архив СПбГК. Личные карточки профессорско-преподавательского состава, рабочих и служащих за 1961. Д. 1078. Л. 10–13; Личное дело К. А. Аленевой. Архив СПбГК. Личные дела профессорско-преподавательского состава, рабочих, служащих и студентов за 1923–1956. Д. 5. Л. 56–102; Личное дело К. А. Аленевой. Архив СПбГК. Личные дела профессорско-преподавательского состава, рабочих, служащих и Оперной студии за 1961. Д. 39. Л. 30–59; Письмо К. А. Аленевой А. А. Блоку от 13 авг. 1920. РГАЛИ. Ф. 55. Оп. 1. Ед. хр. 120. 2 л.; Письмо К. А. Аленевой и Н. И. Комаровской А. А. Блоку от 9 июня 1921. РГАЛИ. Ф. 55. Оп. 1. Ед. хр. 121. 3 л.
М. И. Алейников, 2012