ЛЕШЕТИЦКИЙ, Теодор (Teodor Leszetycki) (1830–1915)

Кафедра специального фортепиано
Профессор

ЛЕШЕТИЦКИЙ (Leszetycki, Leschetizky), Теодор (Teodor, Theodor, Фёдор Осипович) (22 июня 1830, г. Ланьцуг, Галиция, ныне Жешувское воеводство Польши – 14 ноября 1915, Вена, Австрия, Центральное Венское кладбище) — польский пианист-виртуоз, композитор, педагог. Профессор (1862). Муж А. Н. Есиповой.

Родился в родовом поместье князей Потоцких, у которых его отец был преподавателем музыки. Первым учителем Лешетицкого был его отец — ученик К. Черни. Впервые выступил в Лемберге (ныне Львов, 1839), исполнив Концертино для фортепиано с оркестром Черни (дирижировал сын В. А. Моцарта — Ф. К. Моцарт) и поразив публику техническим мастерством и музыкальностью.

С 11 лет учился у Черни в Вене (1841–1848). Одновременно брал уроки теории композиции и контрапункта у австрийского теоретика С. Зехтера (также учитель А. Брукнера, С. Тальберга, Г. Вьётана, Ф. Зуппе и др.), пел в церковном хоре. Параллельно изучал юриспруденцию в Венском университете (1842–1848) и совершал гастрольные поездки как пианист.

В 1844 впервые выступил в Вене с сольным концертом. Основу его репертуара составляли произведения Л. Бетховена, Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Листа, Ф. Шуберта. После серьезной травмы правой руки (1848) вынужден был ограничивать концертную деятельность.

Приехал на гастроли в Санкт-Петербург (1852) и остался в России на 26 лет. Приобрел известность как исполнитель-виртуоз, импровизатор и преподаватель. Основоположник одной из ведущих российских и мировых школ пианизма XIX–XX вв. Среди учеников Лешетицкого были члены Императорской семьи. Работал в Смольном институте благородных девиц в должности музыкального инспектора.

Был постоянным участником музыкальных вечеров в доме А. Г. Рубинштейна, в отсутствие которого исполнял обязанности придворного музикдиректора при дворе Великой княгини Е. П. Романовой. Впервые исполнил в России фортепианный концерт И. Брамса (1860). Вместе с Рубинштейном принимал активное участие в организации Русского музыкального общества (1859), Музыкальных классов в Михайловском дворце (1860), а затем — Консерватории (1862). В 1862 начал дирижерскую деятельность. Выступал с А. Н. Есиповой и А. Г. Рубинштейном. Как композитор создал 49 опусов (около 90 сочинений), среди которых комическая опера «Первая морщина» (премьера в Праге, 1867), Концерт для фортепиано с оркестром, виртуозно-салонные фортепианные миниатюры, романсы, транскрипции. Полное собрание фортепианных сочинений Лешетицкого издано в Висбадене (2000).

В Консерватории: профессор, первый руководитель отдела специального фортепиано (1862–1878). Своих ассистентов (адъюнктов) сам готовил к преподавательской работе и затем контролировал. Адъюнкты: К. ван Арк (1862/1863), А. Н. Есипова, О. А. Спекторская (1865–1866 или 1867).

Открытые экзамены класса Лешетицкого вызывали громадный интерес общественности.

Среди учеников и выпускников — А. Н. Есипова (1865–1870), К. ван Арк (1850-е), Н. Б. Панш (1871–1875), И. Боровка (1872–1876), М. К. Бенуа-Эфрон (187?–1877), С. А. Малозёмова (1863–1866), Г. К. Ходоровский (профессор Киевской консерватории), В. И. Сафонов (директор Московской консерватории), Д. Д. Климов, В. В. Пухальский (учитель В. С. Горовица и Л. В. Николаева, Киевская консерватория), И. И. Сливинский (Саратовская консерватория), В. П. Толстов. Последователями школы Т. Лешетицкого являются также их ученики: А. Н. Скрябин, Н. К. Метнер, А. Б. Гольденвейзер, К. Н. Игумнов, С. Т. Рихтер и другие.

Лешетицкий оказал чрезвычайное влияние на формирование педагогических традиций фортепианной школы консерватории. Вошел в историю как педагог-реформатор, создавший рациональные методы пианистического обучения, основанного на воспитании навыков самостоятельной технической и художественной работы. Отказался от изолированной пальцевой игры и ввел понятие «кистевой рессоры». Расширил красочные возможности звукоизвлечения. Требовал певучего легато и гибкой агогики. Несмотря на авторитарность педагогического метода, умел раскрыть особенности индивидуального дарования каждого ученика. Считал, что жесткость дисциплины прививает таланту культуру, но не разрушает его художественную личность. Славился вспыльчивым нравом, вследствие которого в 1878 году был вынужден покинуть Россию: раздраженный неритмичной игрой ученицы (дочери Великой княгини Елены Павловны), Лешетицкий вышвырнул ноты в коридор, позволив себе неподобающий тон. Уехал в Вену, где занялся частным преподаванием. Точное число учеников, прибывавших к нему со всего мира, колеблется между цифрами 800 и 1800. Среди них — А. Шнабель, И. Падеревский, О. С. Габрилович, К. Гудзон и многие другие. На его виллу в Бад-Шиле приезжали И. Брамс, Ф. Лист, А. Рубинштейн, И. Штраус, И. Иоахим, Л. Минкус, П. Лукка, Г. Рихтер, И. Л. Гофман, Г. Адлер и другие видные музыкальные деятели.

Библиография

Основная литература: Федор Осипович Лешетицкий (профессор-педагог и пианист) // Русская музыкальная газета. 1910. № 38. Стб. 777–782; Браудо Е. Ф. О. Лешетицкий: [характеристика музыкально-общественной и педагогической деятельности] // Аполлон. 1915. № 10 (декабрь). С. 70; Айсберг И. Теодор Лешетицкий // Музыка. 1916. № 244 (6 фев.). С. 84–88; Алексеев А. Теодор Лешетицкий (1830–1915) // Алексеев А. Д. Русские пианисты: Очерки и материалы по истории пианизма / под ред. А. Николаева. М.; Л., 1948. С. 190–199; Шнабель А. Моя жизнь и музыка // Исполнительское искусство зарубежных стран / под ред. Г. Эдельмана. Вып. 3. М., 1967. С. 73–86. (Воспоминания Шнабеля о Лешетицком); Ларош Г. А. Четвертый концерт РМО: [рецензия на концерт Лешетицкого] // Ларош Г. А. Избранные статьи. Вып. 4. Л., 1977. С. 111–122; Мальцев С. М. О школе и методе Ф. Лешетицкого // Петербургская консерватория в мировом музыкальном процессе, 1862–2002. СПб., 2002. С. 188–194; Майкапар С. М. Профессор Теодор Лешетицкий и время моих занятий у него // Майкапар С. М. Из музыкально-педагогического наследия. М., 2003. Вып. 1. С. 177–209; Падеревский И. Я. Из «Мемуаров Падеревского» // Стивенсон Р. Парадокс Падеревского / ред., авт. и перев. М. Мищенко. СПб., 2003. С. 92–109; Воскресенская Т. В. Великие музыканты XIX века // Ансамблевые традиции Санкт-Петербургской консерватории. СПб., 2005. С. 17–39; Мальцев С. М. Метод Лешетицкого. СПб., 2005. 222 с.; Лешетицкий Теодор // Музыкальный словарь Гроува / пер. с англ., ред. и доп. Л. О. Акопяна. 2-е рус. изд., испр. и доп. М., 2007. С.487–488; Порохина Е. С. На первых заседаниях Совета профессоров Санкт-Петербургской консерватории (1862–1865) // Musicus. 2007. № 8. C. 10–18. URL: http://old.conservatory.ru/files/10-18_musicus_08.pdf; Лешетицкий Теодор (Федор Осипович) // Петровская И. Ф. Музыкальный Петербург, 1801–1917: энциклопедический словарь-исследование. СПб., 2009. Т. 10. Кн. 1. С. 510; Брагинская Н. А. Ф. Шопен в аранжировке Т. Лешетицкого: неизвестный автограф в отделе рукописей Санкт-Петербургской консерватории // Musicus. 2010. № 1–2 (20/21). С. 8–12. URL: http://old.conservatory.ru/files/Musicus_20_21_Braginskaia.pdf.

Н. Б. Селиверстова, 2012