ВАЙМАН, Михаил Израилевич (1926–1977)

Кафедра скрипки и альта
Профессор

ВАЙМАН, Михаил Израилевич (3 декабря 1926, с. Новый Буг, Одесской обл., ныне Украина – 9 декабря 1977, Швеция; похоронен в Ленинграде, ныне Санкт-Петербург, на Серафимовском кладбище) — скрипач, педагог, дирижер. Профессор (1966). Заслуженный артист РСФСР (1957). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1966). Почетный сенатор Высшей школы музыки имени Ф. Листа в Веймаре (1965). Почетный гражданин г. Веймара (1967). Награжден почетными грамотами Президиума Верховного Совета Узбекской ССР (1943), Президиума Верховного РСФСР (1962) и Президиума Верховного ЭССР (1966). Муж А. А. Жоховой.

Учился в школе имени П. С. Столярского в кл. Л. Д. Лемберского (Одесса, 1935–1941). Окончил Среднюю специальную музыкальную школу при Консерватории по кл. скрипки у Ю. И. Эйдлина (1941–1944), оркестровый факультет Консерватории по специальности «скрипка» (1944–1949) и аспирантуру (1949–1952).

Награжден Почетным дипломом Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей (Москва, 1945). Лауреат международных конкурсов: имени Я. Кубелика (Прага, 1949, 4-я и 5-я премии), имени И. С. Баха (Лейпциг, 1950, 2-я премия), имени Королевы Елизаветы (Брюссель, 1951, золотая медаль, 2-я премия).

Работал солистом Ленинградской государственной филармонии (с 1945). Вел класс скрипки на Международном музыкальном семинаре в Веймаре (1960–1977). Художественный руководитель, солист и дирижер Зеландского камерного оркестра (Копенгаген, 1967–1977).

В Консерватории: ассистент Ю. И. Эйдлина (1949–1951), преподаватель (1951–1958), доцент (1958–1964, утверждено 1961), профессор (1964–1977, утверждено 1966) кафедры скрипки и альта, заведующий кафедрой скрипки и альта (1970–1977). С конца 1950-х работал также с аспирантами.

Наследник школы Ю. И. Эйдлина, Михаил Вайман выработал собственные принципы преподавания. Стремился раскрыть индивидуальность ученика, гибко подходил к работе, выстраивал обучение каждого, исходя из его музыкальных и технических данных. Свои педагогические принципы он неоднократно корректировал. Например, в начале деятельности часто прибегал к педагогическому показу, в поздние же годы минимизировал, стремясь не навязывать студенту свою интерпретацию. Учил, прежде всего, исходить из задач выявления авторского замысла, прививал навык точного воспроизведения нотного текста.

Вайман предпочитал постановку, позволявшую использовать естественный вес правой руки и способствовавшую извлечению густого звука: игровая стойка с опорой на левую ногу, инструмент в несколько в опущенном положении, правая рука «нависает» над струнами. Учил избегать статики в любом звене исполнительского аппарата. Работу над формированием исполнительской техники считал целесообразной, главным образом, в связи с конкретными художественными образами. Из учебно-инструктивной литературы использовал избранные каприсы П. Роде, Р. Крейцера, Я. Донта, этюды Г. Венявского и Г. Шрадика. Признавал полезным изучать раздельно действия левой и правой рук. Был сторонником сознательного управления вибрационными движениями, учил регулировать их частоту, размах и периодичность.

Основу педагогического репертуара Ваймана составляли: сонаты Г. Ф. Генделя, Концерт E-dur и сочинения для скрипки соло И. С. Баха, концерты В. А. Моцарта, Концерт и сонаты Л. ван Бетховена, каприсы и Первый концерт Н. Паганини, концерты А. Вьетана (5-й), И. Брамса, П. И. Чайковского, А. К. Глазунова, Я. Сибелиуса, Б. Бартока (2-й), Д. Д. Шостаковича (1-й), А. И. Хачатуряна, Поэма Э. Шоссона, сонаты для скрипки соло Э. Изаи, Венгерские танцы И. Брамса, миниатюры К. Сен-Санса, П. де Сарасате, К. Дебюсси, К. Шимановского, С. С. Прокофьева.

Среди отечественных учеников — М. Брат (солист Львовской филармонии), З. Л. Винников (лауреат конкурсов: имени П. И. Чайковского, 1966, имени Дж. Энеску в Бухаресте, имени Королевы Елизаветы в Брюсселе), М. Х. Гантварг, Ю. Горбенко (солист Ростовской филармонии), Ю. Зарецкий (концертмейстер симфонического оркестра Пермского театра оперы и балета), А. Я. Канторов (художественный руководитель и главный дирижер Санкт-Петербургского государственного симфонического оркестра «Классика»), Р. Кодиш (педагог Петрозаводского музыкального училища), Г. Г. Кнеллер (лауреат Всесоюзного конкурса и дипломант конкурса имени П. И. Чайковского, концертмейстер Заслуженного коллектива России Академического симфонического оркестра Санкт-петербургской филармонии), Б. А. Красильников (педагог Астраханского музыкального училища), Л. М. Оскотский (лауреат Всероссийского конкурса), С. В. Стадлер, А. А. Фишер, К. Хандкарян (артист Оркестра радио и телевидения, Москва), Ф. Хиршхорн (лауреат Конкурса имени Н. Паганини, Италия, 1965), Л. Эренди (солист Таллиннской филармонии).

Ученики-иностранцы: К. Гансцауге (Финляндия, лауреат Национального конкурса в Финляндии), С. Каляев (Болгария), А. Киш (Венгрия, лауреат конкурса имени И. С. Баха в Лейпциге), В. Куузик (Чехословакия), С. Лейно и К. Перти (артисты Симфонического оркестра Финского радио, Хельсинки), Т. Маехаси (Япония, лауреат конкурса имени Ж. Тибо в Париже, солистка оркестра, Токио), М. Усиода (Япония, лауреат конкурсов имени бельгийской королевы Елизаветы в Брюсселе, 1963 и имени П. И. Чайковского, 1966), Э. Фельц (профессор Берлинской Высшей школы музыки «Ганс Эйслер»), П. Хайхельман (артист Национального Датского квартета), З. Чапчинский (Польша), Х. Чшёнек (Польша) и др.

М. И. Вайман — один из выдающихся отечественных музыкантов-исполнителей XX века. На его формирование оказали влияние Ю. И. Эйдлин, Д. Ф. Ойстрах, М. В. Карандашова, Н. Е. Перельман, Х. С. Кушнарёв, И. А. Браудо, Г. Абендрот, Н. С. Рабинович. В своих интерпретациях исходил из общей идеи произведения, воплощению которой подчинял все частные элементы. Его игру отличала тонкая передача стиля исполняемой музыки, этому он уделял особенное внимание: «Играя Баха, я настраиваю и правую и левую руки на его технику, а при исполнении Вивальди мне приходится переключаться на совсем другие приемы игры» (Раабен Л., Шульпяков О. Михаил Вайман — исполнитель и педагог: исследовательские очерки. СПб., 2005. С. 28). По складу дарования Вайман — лирик и вместе с тем художник-мыслитель. Его игра отличалась яркой экспрессивностью, возвышенностью, одухотворенностью и теплотой. Искусство Ваймана находилось в постоянном развитии. Л. Н. Раабен в 1960-е писал о присущем скрипачу «романтическом» восприятии музыки, а в 1980-е, анализируя поздний период его творчества, как доминирующую черту отмечал «классичность», гармоничность его исполнительского облика.

В поисках точных критериев стиля Вайман обращался к научной литературе: «Артикуляция» Браудо, «Интерпретация Моцарта» Е. и П. Бадура-Скоды и др. В его репертуар входили концерты для скрипки с оркестром, произведения для скрипки соло и камерно-инструментальная музыка А. Корелли, А. Вивальди, Г. Ф. Телемана, И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, Д. Тартини, Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена, Н. Паганини, Ф. Шуберта, Ф. Мендельсона, Р. Шумана, А. Вьетана, С. Франка, И. Брамса, К. Сен-Санса, Г. Венявского, Э. Грига, П. И. Чайковского, П. де Сарасате, Э. Шоссона, Э. Изаи, К. Дебюсси, Я. Сибелиуса, С. В. Рахманинова, М. Равеля, Б. Бартока, К. Шимановского, А. Онеггера и др. Отличительной чертой зрелых интерпретаций произведений Баха для скрипки соло была декламационная манера исполнения. В концертах Гайдна акцентировал характеристичность и народно-жанровое начало, в сочинениях Моцарта — лирические черты и близость музыкальному театру. Вайман говорил: «Соната, концерт Моцарта — тот же оперный спектакль с разными действующими лицами» (Раабен Л., Шульпяков О. Михаил Вайман — исполнитель и педагог: исследовательские очерки. СПб., 2005. С. 39). В музыке Бетховена стремился раскрыть, прежде всего, философски-этическое начало. Одним из высших достижений была интерпретация Концерта П. И. Чайковского, отмеченная драматизмом и простотой. Вайману и М. В. Карандашовой принадлежит «выдающаяся», по словам Й. Сигети, грамзапись Первой сонаты для скрипки и фортепиано Б. Бартока.

Большое место в репертуаре Ваймана занимали произведения композиторов-современников: С. С. Прокофьева, А. И. Хачатуряна, В. В. Волошинова, Ю. В. Кочурова, О. А. Евлахова, В. Н. Салманова, М. С. Вайнберга, И. И. Шварца, Г. Г. Окунева, Б. И. Тищенко, Д. А. Толстого. Он явился первым исполнителем скрипичных концертов М. О. Штейнберга, А. М. Лобковского, А. Д. Мачавариани, Б. Л. Клюзнера, Б. А. Арапова, В. Е. Баснера, Сонаты Г. И. Уствольской, Концертной сюиты Л. А. Ходжа-Эйнатова, произведений В. А. Успенского, В. И. Цытовича. Был одним из самых выдающихся интерпретаторов Первого скрипичного концерта Д. Д. Шостаковича. Советами Ваймана пользовались именитые отечественные композиторы, писавшие скрипичную музыку: Б. Арапов, Б. Клюзнер, А. Лобковский, А. Мачавариани, В. Салманов, Г. Уствольская. Сделал редакции многих скрипичных произведений композиторов XX века. Музыканту посвящены скрипичные концерты Б. А. Арапова, В. Е. Баснера, Б. Л. Клюзнера, А. Д. Мачавариани, М. О. Штейнберга, скрипичные сонаты А. М. Лобковского и В. Н. Салманова, сочинения других композиторов. Памяти Ваймана посвящена Соната для скрипки и фортепиано В. Е. Баснера.

Дискография Ваймана включает запись 16 концертов, 7 сонат, ряда миниатюр.

Исполнительскую деятельность начал в 1942 в Ташкенте. Активную концертную деятельность вел с 1950. Гастролировал во многих городах СССР и за рубежом: Австрия, Албания, Англия, Бельгия, Болгария, Венгрия, ГДР, Голландия, Дания, Израиль, Исландия, Испания, Канада, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, США, Финляндия, ФРГ, Чехословакия, Швеция, Югославия, Япония.

Партнеры-дирижеры: Г. Абендрот, В. Веллер, А. В. Гаук, О. А. Димитриади, К. Зандерлинг, К. Карагули, Ф. Конвичный, Е. А. Мравинский, Д. Притчард, Н. С. Рабинович, Г. Н. Рождественский, Ю. Х. Темирканов, Б. Э. Хайкин, Л. Н. Шиндер, М. и А. Янсонсы и другие. Постоянные партнеры-ансамблисты: М. В. Карандашова и А. А. Жохова. Выступал с М. Н. Базыкиной, Б. Л. Гутниковым, Н. О. Оксентьян, Н. Е. Перельманом, а также в составе фортепианного трио с П. А. Серебряковым и М. Л. Ростроповичем.

Искусство Ваймана заслужило высокую оценку Д. Ф. Ойстраха, Й. Сигети, Ж. Тибо, А. И. Ямпольского.

Член жюри международных конкурсов имени И. С. Баха (Лейпциг, 1968, 1972) и имени П. И. Чайковского (1970), генделевского (Галле, 1968) и баховского фестивалей (Лейпциг, 1975).

Нотография (редактирование)

Бугич Д. Сюита: Румынские напевы: для скрипки с фортепиано / редакция скрипичной партии М. Ваймана. Л., 1953. 24 с., 1 парт. (8 с.); Волошинов В. В. Концерт для скрипки и органа / редактор И. А. Браудо; редакция скрипичной партии М. Ваймана. СПб., 2005. 87 с., 1 парт. (16 c.); Клюзнер Б. Л. Концерт для скрипки с оркестром. Клавир / редакция скрипичной партии М. Ваймана. Л., 1958. 91 [24] с.; Кочуров Ю. В. Две пьесы: для скрипки и фортепиано / редакция скрипичной партии М. Ваймана. М., 1954. 13 [6] с.; Лобковский А. М. Сюита: для скрипки и фортепиано / редакция скрипичной партии М. Ваймана. М., 1957. 52 [21] с.; Мачавариани А. Д. Концерт для скрипки с оркестром: переложение для скрипки и фортепиано / редакция скрипичной партии М. Ваймана. М.; Л., 1951. 71 [30] с.; Ходжа-Эйнатов Л. Концертная сюита для скрипки с оркестром: переложение для скрипки и фортепиано / редакция скрипичной партии М. Ваймана. Л.; М., 1951. 44 [15] с.; Штейнберг М. О. Концерт для скрипки с оркестром: переложение для скрипки с фортепиано: [соч. 37] / редакция скрипичной партии М. Ваймана. Л.; М., 1950. 88 [27] с.

Дискография

Перечень грамзаписей исполнения М. Ваймана // Раабен Л., Шульпяков О. Михаил Вайман — исполнитель и педагог: исследовательские очерки. Л., 1984. С. 92–94.

Библиография

Сочинения: Международный конкурс скрипачей в Праге // Музыкальные кадры. 1949. № 8 (1 июля). С. 4; Большая ответственность // Нева. 1955. № 4. С. 153–154; В странах Европы // Музыкальные кадры. 1965. № 17 (29 декабря). С. 3.

Основная литература: Бадхен А. Михаил Вайман // Музыкальные кадры. 1949. № 6 (1 мая). С. 3; Ямпольский И. Выступление Михаила Ваймана // Советская музыка. 1955. № 1. С. 104; Баринова Г. Михаил Вайман // Советская музыка. 1956. № 1. С. 112; Раабен Л. Михаил Вайман // Советская музыка. 1958. № 11. С. 99–101; Фихтенгольц М. Концерт Михаила Ваймана // Музыкальная жизнь. 1961. № 23. С. 10; Раабен Л. Михаил Израилевич Вайман // Раабен Л. Жизнь замечательных скрипачей: биографические очерки. Л., 1967. С. 289–298; Александров Д. Совершенный язык музыки // Советская культура. 1972. № 10 (20 января) С. 4; Арановский М. На концерте Михаила Ваймана // Музыкальная жизнь. 1972. № 12. С. 7; Скрипичный репертуар М. Ваймана // Раабен Л., Шульпяков О. Михаил Вайман — исполнитель и педагог: исследовательские очерки. Л., 1984. С. 90–92; Барангин Е. Почерк мастера // Музыкальная жизнь. 1977. № 7. С. 18; М. И. Вайман: [Некролог] // Вечерний Ленинград. 1977. № 292 (16 декабря). С. 34; Раабен Л., Шульпяков О. Михаил Вайман — исполнитель и педагог: исследовательские очерки. СПб., 2005. 140 с.; Гусева А. Поэт скрипки… // Музыкальные кадры. 1987. № 5 (15 апреля). С. 3; Шульпяков О. Ф. Корифеи струнной кафедры // Ленинградская консерватория в воспоминаниях: в 2 кн. / [под. общ. ред. Г. Г. Тигранова]. Изд. 2-е, доп. Кн. 2. Л., 1988. С. 159–164; Гуревич С. Сотворчество. (Музыка и ее интерпретаторы: Дина Иоффе и Михаил Вайман) // Музыка в СССР. 1989. № 1. С. 46–47; Баснер В. Е. Мой друг Михаил Вайман // Планета Баснер: к 85-летию со дня рождения композитора Вениамина Баснера / [авт.-сост. Л. Р. Баснер; вступ. ст. А. Утешева]. СПб., 2010. С. 70–75.

Архивные источники

Дело на утверждение в ученых званиях за 1960: [Вайман М. И.]. Архив СПбГК. Д. 997. Л. 7–23; Дело на утверждение в ученых званиях профессора Соковнина Е. Н., Ваймана М. И. [и др.] за 1965. Архив СПбГК. Д. 1331. Л. 25–47; Личная карточка М. И. Ваймана. Архив СПбГК. Личные карточки проф.-преп. состава, рабочих, служащих и Оперной студии за 1977. Д. 2319. Л. 105–121; Личное дело М. И. Ваймана. Архив СПбГК. Личные дела проф.-преп. состава, рабочих, служащих и Оперной студии за 1977. Д. 157. Л. 147–222.

М. И. Алейников, 2011