БАРИНОВА, Мария Николаевна (18/30 марта 1878, Санкт-Петербург – 18 октября 1956, Ленинград, ныне Санкт-Петербург; Литераторские мостки Волкова (ныне Волковского) кладб.) — пианистка, педагог, методист, музыкально-общественный деятель. Профессор 2-й степени (1910).
Родилась в семье скульптора и архитектора. С раннего детства обнаружила музыкальную одаренность. В 8 лет начала систематические занятия фортепиано с С. И. Пауль, ученицей Т. Штейна. Два года училась частным образом игре на фортепиано у профессора Консерватории Н. Б. Панш (1894–1896). По окончании Мариинской женской гимназии поступила в Консерваторию на высший курс в кл. игры на фортепиано Н. Б. Панш (1896–1898). Во время обучения начала активно концертировать в Павловске (1900–1902), Нижнем Новгороде по приглашению В. Ю. Виллуана (1901), принимала участие в Вечерах современной музыки (1902), где исполняла произведения современных композиторов (А. Ф. Пащенко, В. Г. Каратыгина, А. К. Глазунова).
Окончила Консерваторию по двум специальностям: игра на фортепиано (кл. С. А. Малозёмовой, 1898–1902, премия Михайловского дворца — высшая награда) и композиция (кл. Н. А. Римского-Корсакова, 1899–1903). Летом 1902 в Павловске прозвучала оркестровая Увертюра Бариновой под управлением Глазунова. Ее экзаменационная кантата «Северная легенда» (сл. А. А. Голенищева-Кутузова) была исполнена на Торжественном консерваторском концерте и получила высокую оценку критиков (Петербургский листок. 1903. № 126).
С 1903 выступала как солистка. Репертуар концертов составляли музыкальные произведения эпохи барокко, классико-романтического периода, а также современных (преимущественно русских) композиторов — П. И. Чайковского, М. А. Балакирева, А. К. Лядова, С. В. Рахманинова, Н. А. Римского-Корсакова, Я. Витолса и других.
Участвовала в качестве пианистки в концертах Павловского музыкального вокзала под руководством Н. В. Галкина.
Концертировала в ансамбле со скрипачом А. Л. Сапельниковым, виолончелистом Л. Аббиате, певицей С. Н. Мендельсон. С первым мужем, виолончелистом Е. Ф. Мальмгреном, гастролировала в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, в Берлине, Лейпциге и других немецких городах (1904–1905, 1905–1907).
Совершенствовала исполнительское мастерство в Германии и Швейцарии. В Берлине брала уроки у известного немецкого пианиста И. Гофмана (1904). Восприняла от него новую технику постановки рук и логический подход к построению музыкальной формы. Посещала мастер-классы пианиста А. Рейзенауэра, присутствовала на занятиях Л. Годовского, изучала разнообразные методические установки, брала уроки композиции у Г. Кауна, бывала на симфонических концертах А. Никиша и заслужила от него высокую оценку своего исполнительства. Стала лауреатом I премии на фортепианном конкурсе В. А. Ераковой (1904, Cанкт-Петербург). Знакомилась с новыми методическими идеями в Базеле, где занималась с пианистом и композитором Ф. Бузони (1910). Изучала систему игровых движений и теорию пианизма Р. М. Брейтгаупта и Э. Баха. Завоевала в Берлине популярность как педагог. Один из учеников, В. Г. Гамалей, стал ее вторым мужем (1907) и отцом известных российских музыкантов — скрипачки Г. В. Бариновой (профессора Московской консерватории, лауреата Сталинской премии) и дирижера Мариинского театра, профессора Ю. В. Гамалея.
По приглашению А. К. Глазунова возглавила класс С. А. Малозёмовой, вынужденной покинуть Консерваторию по состоянию здоровья (1907). Сумела завоевать репутацию педагога-новатора. Разработала свой курс методики обучения игре на фортепиано, в котором важная роль отводилась истории и теории фортепианного искусства, анализу исторического стиля и формы произведения.
Весной 1913 года, взяв годичный отпуск в Консерватории, Баринова вместе со своим классом поехала в Берлин, где продолжала занятия и давала сольные концерты.
С началом Первой мировой войны (1914) вернулась в Санкт-Петербург и всецело подчинила свою концертно-исполнительскую деятельность задачам музыкального просвещения. Продолжая дело А. Г. Рубинштейна, проводила в Камерном зале Консерватории цикл исторических лекций-концертов, посвященных истории фортепианной литературы от Ф. Куперена и Ж. Рамо до современных авторов (1915–1916, 1916–1917). Вовлекала в программы своих выступлений лучших учеников класса. Педагогический авторитет Бариновой среди учащихся Консерватории был очень высок.
После революции вошла в состав совета Союза музыкальных деятелей (1917), а также в Петроградскую комиссию по реформе музыкального образования, наряду с А. К. Глазуновым, Б. В. Асафьевым, А. В. Оссовским, С. М. Ляпуновым, Е. М. Браудо, А. И. Зилоти, С. А. Кусевицким и другими видными музыкальными деятелями.
В течение трех десятилетий Баринова организовывала общедоступные лекции-концерты, которые она проводила в рабочих клубах и учебных заведениях, Доме ученых, Дворце просвещения (Юсуповский дворец), Институте театра и музыки, в Военной академии и на многих других площадках.
В Консерватории: преподаватель (1907), старший преподаватель (1908), профессор 2-й степени (1910–1913; 1915–1929) кл. игры на фортепиано. Покинула Консерваторию в знак протеста против несправедливого увольнения профессора С. М. Майкапара.
Главное место в многогранной деятельности Бариновой занимала педагогика. Она развивала творческую инициативу учеников, их природные музыкальные данные. Организовывала для студентов-пианистов курс методики фортепианной игры, выступала с докладами на методические темы, давала открытые уроки. Создала комплекс фортепианных упражнений для преодоления профессиональных заболеваний рук пианистов.
Одновременно с работой в Консерватории преподавала и вела методическую работу в музыкальных техникумах и детских музыкальных школах Ленинграда, заведовала фортепианным отделом в филиале Центрального заочного музыкально-педагогического института (1938–1941). Была профессором Института повышения квалификации музыкантов-педагогов (1940), старшим научным сотрудником Ленинградского государственного института театра и музыки (1943–1947).
Написала первый в России учебник по методике обучения пианистов «Очерки по методике фортепиано» (1928). С 1924 проводила неофициальные курсы повышения квалификации педагогов-пианистов у себя дома. Первая открыла педагогическую мастерскую (педагогическую практику) в одном из музыкальных техникумов Ленинграда (1926).
Ее учениками были многие талантливые музыканты, среди которых — видные исполнители, педагоги и просветители: И. А. Браудо, А. А. Люблинский, В. В. Шауб, Е. Ф. Гировский, В. Л. Пастухов (1913–1917), В. Л. Михелис; композиторы: А. С. Лурье, Б. Г. Гольц, Г. Н. Попов, В. К. Сорокин, Г. А. Гассанов и другие, пианистка, оперная и камерная певица Л. А. Борисова-Морозова (1920–1925).
Библиография
Сочинения: Десять общедоступных концертов-лекций М. Н. Бариновой. Малый зал консерватории. Сезон 1915–1916 г. Пг., 1916. 18 с.; Очерки методики фортепиано. Ч. 1: Введение; Инструмент; Механизм пианиста; Движение пассажей. Л., 1925. 38 с.; Очерки методики фортепиано. Ч. 2: Динамика звука; Ритм; Педализация; Фразировка; Форма; Стиль. Л., 1926. 148 с.; О развитии творческих способностей ученика: сборник статей / под ред. В. Михелис. Л., 1961. 60 с.; Воспоминания о Гофмане и Бузони. М., 1964. 160 с.; Воспоминания о Гофмане и Бузони. М., 2000. 142 с.; Музыка и ее представители в моей жизни (из воспоминаний). СПб., 2002. 160 с.; Письма Бариновой М. Н. Гамалею Ю. В. // Ленинградская государственная консерватория в годы Великой Отечественной войны, 1941–1945. СПб., 2005. С. 129–131; Судьба бросала меня, как лодочку в океане... (воспоминания) / сост. Ю. В. Гамалей. СПб., 2012. 584 с.
Литература: Баринова М. Н.: [кр. биогр. спр.] // 100 лет Ленинградской консерватории: историч. очерк. Л., 1962. С. 223; Вольман Б. Л. М. Н. Баринова // Баринова М. Н. Воспоминания о И. Гофмане и Ф. Бузони. М., 1964. С. 3–19; Мильштейн Я. И. Баринова М. Н. // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 1. М., 1973. Стб. 326. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/781/Баринова; М. Н. Баринова — ученица великих: сб. статей и воспоминаний / предисл. Ю. В. Гамалея, М. В. Смирновой. СПб., 2002. 159 с.; Губочкина Т. Мария Николаевна Баринова — ученица великих // Малоизвестные страницы истории Консерватории: [альманах] / подгот. студентами I курса ИТФ СПбГК п/рук. Э. С. Барутчевой. Вып. 4. СПб., 2003. С. 45–49; Петровская И. Ф. Баринова Мария Николаевна // Петровская И. Ф. Музыкальный Петербург, 1801–1917: энцикл. сл.-исслед. Т. 10. Кн. 1. СПб., 2009. С. 80.
Иконография
Баринова, Мария Николаевна (1878–1956). Фотопортрет. Фонд иконографии Научной музыкальной библиотеки СПбГК; Малозёмова София Александровна (1845 или 1846[?]–1908, сидит слева) с ученицами: Баринова Мария Николаевна (1878–1956) сидит справа, ? стоит. Фото. Фонд иконографии Научной музыкальной библиотеки СПбГК.
Архивные источники
Личное дело М. Н. Бариновой. Личные дела профессорско-преподавательского состава, рабочих, служащих и сотрудников за 1932–1955. Архив СПбГК. Д. 28. (л. не пронумерованы).
И. А. Мишина, Н. Б. Селиверстова, Л. П. Махова, 2013