ИОГАНСЕН, Юлий (Julius Johannsen) (1826–1904)

Кафедра теории музыки
Профессор

Директор (1891–1897, утв. 1892)

ИОГАНСЕН (Johannsen), Юлий (Julius Ernst Christian, Юлий Иванович) (28 февраля 1826, Копенгаген, Дания — 14/27 июля 1904, Лохья – Палониеми Великого княжества Финляндского, ныне Финляндия; захоронен в Санкт-Петербурге, на Новодевичьем кладб.) — музыковед-теоретик, композитор, педагог. Профессор (1867). Заслуженный профессор (1898). Награжден орденами Св. Анны 3-й степени (1881), Св. Станислава 2-й степени (1883), Св. Анны 2-й степени (1892), Св. Владимира 4-й степени (1895). Избран пожизненным действительным членом Санкт-Петербургского отделения Императорского Русского музыкального общества (1897). Отец архитектора В. Э. Иогансена.

Датчанин по происхождению. Окончил Классическую гимназию (Копенгаген, 1844). С 9 лет учился игре на фортепиано. Брал уроки у пианиста К. Людерса. Учился гармонии у органиста А. П. Берггрена (Andreas Peter Berggreen, 1844–1845).

Занимался в Лейпцигской консерватории по кл. композиции у Ф. Мендельсона и Н. Гаде, по кл. фортепиано — у И. Мошелеса и Л. Пледи, по кл. теории музыки и полифонии — у М. Гауптмана и Э. Ф. Рихтера (1845–1848).

В 1848 переехал в Санкт-Петербург, откуда вскоре уехал в Полтавскую губернию в качестве учителя музыки. Вернувшись в Санкт-Петербург, преподавал теорию и эстетику музыки, гармонию и игру на фортепиано в Санкт-Петербургском Николаевском женском сиротском институте (1856–1859). В конце 1860-х – начале 1870-х гг. писал музыкально-критические статьи в газете «St. Petersburger Zeitung». Сочинял романсы, произведения для вокального ансамбля, хора, оркестра и фортепиано (большинство не издано).

В декабре 1866 А. Г. Рубинштейн пригласил Иогансена преподавать в Консерваторию.

В Санкт-Петербургской консерватории: профессор 2-й степени (кл. гармонии, сольфеджио, курс музыкальных форм — энциклопедии, 1867–1871), профессор 1-й степени (специальный кл. гармонии, контрапункта и фуги, 1871–1885, кл. практического сочинения с 1885), заслуженный профессор (1898–1904). Инспектор Консерватории (1871–1891, утв. 1879), директор (1891–1897, утв. 1892).

Один из основоположников петербургской музыкально-теоретической школы (наряду с Н. И. Зарембой и Н. А. Римским-Корсаковым). Среди учеников Иогансена — известные музыканты и педагоги: А. Р. Бернгард, Я. Витолс, А. К. Лядов, Н. А. Соколов, А. С. Аренский, М. М. Ипполитов-Иванов, В. В. Пухальский и другие.

Принял русское подданство (1882). Получил личное дворянство (1892) а затем потомственное дворянство (1895). Был председателем II Международного конкурса пианистов и композиторов имени А. Г. Рубинштейна в Берлине (1895).

В годы директорства успешно преодолел финансовый кризис, в котором оказалась Консерватория (1890). Был организатором переезда Консерватории в новое здание (1896). Учредил приготовительные классы игры на фортепиано при педагогическом отделе, обеспечив педагогическую практику старшекурсникам. По проекту Иогансена учащиеся оркестрового отдела должны были освоить не только свой основной инструмент, но и другой, с ним не сходный, что облегчало выпускникам устройство на работу в оркестрах. Привлек к преподаванию на духовых инструментах Ф. В. Степанова, В. Ф. Бреккера, на фортепиано — Й. Вейса, М. В. Терминскую, М. К. Бенуа-Эфрон, В. В. Венцеля, А. А. Винклера и других.

Пользовался большим авторитетом как глубокий знаток контрапункта. Написал учебник полифонии: «Двух, трех и четырехголосный простой, двойной, тройной и четверной строгий контрапункт» (пер. с нем. Н. Казанли). М.; Лейпциг: П. Юргенсон. 1896. Основываясь на традиционной методике И. Й. Фукса в интерпретации Л. Бусслера и Э. Рихтера, дополнил и систематизировал курс в соответствии с собственным педагогическим опытом. Методика И. была творчески воспринята А. К. Лядовым и Н. А. Римским-Корсаковым и послужила основой для дальнейшей разработки курса контрапункта Х. С. Кушнарёвым и А. П. Милкой.

Нотография

6 Lieder. Op. 1. Leipzig: Siegel u. Stoll, 1849; Drei Quartette f. Männerst., deutsch u. russ. Leipzig, [1890]; Nouvelle Méthode pour les premiers Commençants … : op. 12. Hamburg, 1860; Gondellied. St. Petersburg, 1861; Нет, не черкешенка она // Panofka H. Une parole. Melodie. St. Petersbourg, [1856]; Нет, не черкешенка она. М., [1877].

Библиография

Сочинения: Двух, трех и четырехголосный простой, двойной, тройной и четверной строгий контрапункт. Ч. 1: Теория / теоретич. и практич. излож. Иогансена; пер. с нем. Н. Казанли. М.; Лейпциг, 1896. 108 с.; Двух, трех и четырехголосный простой, двойной, тройной и четверной строгий контрапункт / пер. с нем. Н. Казанли. М.; Лейпциг, [1904].

Литература: [Ю. И. Иогансен, о нем] // Нувеллист. 1892. № 2. С. 8; [Ю. И. Иогансен] // Театр и искусство. 1897. № 18. С. 337–338. (Хар-ка с общ. и муз. сторон); Время директорства Юлия Ивановича Иогансена (1891–1897) // Пузыревский А. И., Сакетти Л. А. Очерк пятидесятилетней деятельности Консерватории. Изд. 2-е, доп. и испр. Пг., 1914. С. 103–112; Иогансен Юлий Иванович: [кр. биогр. спр.] // 100 лет Ленинградской консерватории: историч. очерк. Л., 1966. С. 244. (О Ю. И. Иогансене см. также на с. 34–35, 59–60); Ямпольский И. М. Иогансен Юлий Иванович // Музыкальная энциклопедия: [в 6 т.] / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 2. М., 1974. Стб. 559. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/3193/Иогансен; Деятельность СПб. отделения Общества в период с конца 1870-х г. до 1896 г. … // Финдейзен Н. Очерк деятельности С.-Петербургского отд. ИРМО (1859–1909). СПб., 1909. С. 59–84. (О Иогансене см. на с. 80–82, 88); Акимова А. Консерватория на рубеже веков (Ю.И. Иогансен и А. Р. Бернгардт) // Малоизвестные страница истории консерватории: альманах. Вып. 1. СПб., 2000. С. 33–35; Южак К. Программа курса Х. С. Кушнарёва «Полифония И. С. Баха»: две версии — две эпохи. СПб., 2012. 184 с. (О науч. деятельности Ю. Иогансена на с. 9–12, 14, 15, 20); Дискин К. Книги из собрания профессора Юлиуса Иогансена в библиотеке Санкт-Петербургской консерватории // Opera musicologica. 2012. № 2 (12). С. 9–21. URL: http://old.conservatory.ru/files/OM_12_Diskin_full.pdfВаруль Д. А. Санкт-Петербург и Лейпциг: у истоков отечественного музыкального образования // Musicus. 2013. N 4 (36). С. 3–8. URL: http://old.conservatory.ru/files/Musicus_36_Varul.pdf.

Архивные источники

Дело инспектора Консерватории Ю. И. Иогансена. 1859–?. ЦГИА СПб. Ф. 361. Оп. 9. Ед. хр. 71. 78 л.; Записка, адресованная в неустановленную газету или журнал. 1895, 11 февр. ОР РНБ. Ф. 816 (арх. Н. Ф. Финдейзена). Оп. 3. Ед. хр. 2915. 2 л.; Письма (3) Александру Сергеевичу Фаминцыну, 1871–1872 гг. и б. д., Петербург [на нем. яз.] ОР РНБ. Ф. 805 (арх. А. С. Фаминцына). Ед. хр. 493. 5 л.; Письма (2) Василию Максимовичу Самусю. 19/31 июля 1897 г., 8 сент. 1897 г. ОР РНБ. Ф. 5 (арх. Н. И. Абрамычева). Ед. хр. 68. 4 л.; Письма (2) Николаю Федоровичу Финдейзену, 1896–1897 гг. ОР РНБ. Ф. 816 (арх. Н. Ф. Финдейзена). Оп. 2. Ед. хр. 1417. 3 л. (1 л. чис.); Письмо Николаю Ивановичу Абрамычеву, 7 мая 1900, Петербург. ОР РНБ. Ф. 5 (арх. Н. И. Абрамычева). Ед. хр. 21. 2 л.; Фаминцын А. С. [«Биографический и исторический словарь русских музыкальных деятелей»]. Материалы: «Иогансен Ю. И.» [био-библиогр. выписки о нем за 1892 г.]. ОР РНБ. Ф. 805 (арх. А. С. Фаминцына). Оп. 1. Ед. хр. 127. I, 3 л.; Фаминцын А. С. Биографический словарь русских композиторов, певцов, певиц и музыкальных деятелей: [рукопись]. РНБ. Ф. 805 (Фаминцын. №8). Т. 2. Л. 384–388; Дело Ю. И. Иогансена. ЦГИА. Ф. 361. Оп.9. Ед. хр. 71. 1859–[1898].

К. В. Дискин, 2014