«Звуковые партитуры» Леопольда Стоковского

Научная статья

doi: https://doi.org/10.26156/OM.2022.14.2.003

«Звуковые партитуры» Леопольда Стоковского

Скачать pdf  .

Автор: Татьяна Анатольевна Цветковская

Российский государственный музыкальный телерадиоцентр, Радио «Орфей», Москва, Россия, tskoblik@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-8395-9820

Аннотация

Статья посвящена анализу художественных и технических экспериментов Леопольда Стоковского. Понятие «звуковая партитура» (sound-score), использованное американским дирижером, по мнению автора статьи, подразумевает синтез живущих в сознании композитора, исполнителя и слушателя слуховых образов произведения. В то время как обычная партитура фиксирует авторский замысел в рамках закрепившихся в музыкальной практике обозначений, звуковая партитура отражает философски обусловленную структуру, охватывающую множество актуальных форм произведения как объекта художественного воплощения.

Интерпретация творчества Стоковского в контексте реализации звуковой партитуры развенчивает многие стереотипы относительно склонности дирижера к эпатажу. На наш взгляд, подоплеку его смелого новаторства стоит искать в симфонических транскрипциях, аранжировках и оригинальных оркестровках Стоковского, отражающих своеобразие слуховых представлений дирижера. Изучение авторских приемов позволяет глубже понять его индивидуальность, ключевыми характеристиками которой являются свобода самовыражения, акцент на эстетике звука, непрерывная коммуникация с артистами оркестра. Ценные сведения также дает реконструкция деталей гастрольной поездки Стоковского по Советскому Союзу в 1958 году.

Развитие звукозаписи и появление новых медиа послужило импульсом к поиску средств, способных более точно выразить слуховой образ и усилить слуховое переживание. Мастерски используя возможности сохранения звука, его воспроизведения, передачи на большое расстояние, Стоковский не только выступил пионером отрасли, но полностью подчинил технологию художественным задачам, создав в сфере звука самостоятельное, самоценное музыкальное произведение.

Ключевые слова: Леопольд Стоковский, Филадельфийский оркестр, звукозапись, Государственный академический русский оркестр имени В. В. Андреева

Для цитирования: Цветковская Т. А. «Звуковые партитуры» Леопольда Стоковского // Opera musicologica. 2022. Т. 14. № 2. С. 82–100. https://doi.org/10.26156/OM.2022.14.2.003.

Статья поступила в редакцию: 02.02.2022; одобрена после рецензирования: 18.02.2022; принята к публикации: 15.03.2022.

Список источников

1] Акопян 2010 — Акопян Л. О. Музыка ХХ века. Энциклопедический словарь. Москва : Практика, 2010. 856 с.

[2] Архипова 1997 — Архипова И. К. Музыка жизни / лит. запись А. М. Даниловой. Москва : Вагриус, 1997. 381 с.

[3] Бармаш 1988 — Бармаш И. В. «Музыка — общечеловеческий язык» (Переписка Л.  Стоковского с советскими композиторами) // Встречи с прошлым / ред. кол.: Н. Б. Волкова (отв. ред.) и др. Москва : Советская Россия, 1988. С. 283– 290. — (Сборник материалов Центрального государственного архива литературы и искусства СССР; Вып. 6).

[4] Власов 1958 — Власов В. А. Неутомимый искатель нового: Концерты Леопольда Стоковского // Советская культура. 17 июня 1958. № 72 (786). С. 4.

[5] [Гинзбург] 1958 — [Гинзбург Л. М.] Леопольд Стоковский в Москве // Советская музыка. 1958. № 8 (237). C. 99–100. Прим. опубл. под псевдонимом: И. Сергеев.

[6] Гинзбург 1982 — Гинзбург Л. М. Леопольд Стоковский // Гинзбург Л. М. Избранное. Москва : Советский композитор, 1982. С. 39–43.

[7] Гульд 2006 — Гульд Г. Стоковский в шести сценах // Гульд Г. Избранное : [в 2 кн.] / пер. с англ. А. Хитрука. Кн. 2. Москва : Классика — XXI, 2006. С.18–44.

[8] Ефимова 2015 — Ефимова Н. Н. Звук в эфире : учебное пособие. Москва : Академия медиаиндустрии, 2015. 145 с.

[9] Ингарден 1962 — Ингарден Р. Музыкальное произведение и вопрос его идентичности // Исследования по эстетике / пер. с польск. А. Ермилова и Б. Федорова. Москва : Издательство Иностранной литературы, 1962. С. 403–570.

[10] Исмагилов, Древалёва 2005 — Исмагилов Д. Г., Древалёва Е. П. Театральное освещение. Москва : ДОКА Медиа, 2005. 360 с.

[11] Коллингвуд 1999 — Коллингвуд, Робин Дж. Принципы искусства / пер. с английского А. Г. Раскина под ред. Е. И. Стафьевой. Москва : Языки русской культуры, 1999. 328 с.

[12] Консон 2012 — Консон Г. Р. Метод целостного анализа художественных текстов. Москва : Нобель-Пресс, 2012. 419 с.

[13] Кроче 1999 — Кроче Б. Краткое изложение эстетики // Антология сочинений по философии / пер. с ит. С. Мальцевой. Санкт-Петербург : Пневма, 1999. С. 399–410.

[14] Малько 1972 — Н. А. Малько. Воспоминания, статьи, письма / сост. О. Л. Данскер. Ленинград : Музыка, 1972. 383 с.

[15] Мосери 2019 — Мосери Дж. Маэстро и их музыка: как работают великие дирижеры / пер. с английского Т. Мамедовой. Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2019. 279 с.

[16] Москвина 2017 — Москвина Е. В. Дионисийская и аполлонийская звуковая партитура в «Смерти в Венеции» Томаса Манна и Лукино Висконти // Вестник Нижегородского университета имени Н. И. Лобачевского. 2017. № 6. С. 199–208.

[17] Пави 1991 — Пави П. Словарь театра / пер. с фр. под ред. К. Э. Разлогова. Москва : Прогресс, 1991. 480 с.

[18] Партитура 1993 — Партитура // Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. Москва : Советская энциклопедия, Санкт-Петербург : Фонд «Ленинградская галерея». 1993. C. 975.

[19] Представление 2009 — Представление // Большой психологический словарь / ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко Москва : АСТ, Прайм-Еврознак, 2009. С. 517.

[20] Ражников 1989 — Ражников В. Г. К. Кондрашин рассказывает о музыке и жизни. Москва : Советский композитор, 1989. 236 с.

[21] Рождественский 1989 — Рождественский Г. Н. Преамбулы. Москва : Советский композитор, 1989. 302 с.

[22] Сартр 2001 — Сартр Жан-П. Воображаемое. Феноменологическая психология воображения / пер. с фр. М. Бекетовой. Санкт-Петербург : Наука, 2001. 318 с.

[23] Сибиряков 2015 — Сибиряков В. Н. Эволюция эстетических идей в искусстве звукозаписи // Обсерватория культуры. 2015. № 4. С. 116–122. https://doi.org/ 10.25281/2072-3156-2015-0-4-116-122

[24] Станиславский 1991 — Станиславский К. С. «Горе от ума» А. С. Грибоедова // Станиславский К. С. Собрание сочинений : [в 9 т.] / сост., вступит. ст. и коммент. И. Н. Виноградской. Т. 4. Работа актера над ролью : материалы к книге. Москва : Искусство, 1991. С. 48–173.

[25] Стоковский 1963 — Стоковский Л. Музыка для всех нас / пер. с англ. А. Л. Барановой, под общей ред. Г. М. Шнеерсона. Москва : Советский композитор, 1963. 216 с.

[26] Цветковская 2021 — Цветковская Т. А. Василий Петренко о технике дирижирования, уровне музыкального образования и феномене Филипа Гласса // Музыкальный Клондайк. 28.12.2021. URL: https://www.muzklondike.ru/announc/508 (дата обращения: 03.01.2022).

[27] Elie 2012 — Elie P. Reinventing Bach. New York : Farrar, Strauss & Giroux, 2012. 498 р.

[28] Granata 2002 — Granata Charles L. Disney, Stokowski, and the genius of Fantasia // The cartoon music book / ed. by D. Goldmark & Yu. Taylor. Chicago : A Cappella, 2002, рр. 73–92.

[29] McGinn 1983 — McGinn Robert E. Stokowski and the Bell Telephone Laboratories: Collaboration in the development of high-fidelity sound reproduction  // Technology and culture. 1983. Vol. 24, no. 1, pp. 38–76.

[30] Neumeyer 2014 — Neumeyer D. Studying music and screen media // The Routledge companion to music and visual culture / ed. by T. Shephard, A. Leonard. New York ; London : Taylor & Francis, 2014, рр. 67–74.

[31] Daniel 1982 — Daniel O. Stokowski: A counterpoint of view. New York : Dodd Mead & Co, 1982. 1090 p.

[32] Silverstein 2003 — Silverstein J. The conductor and the soloist // The Cambridge companion to conducting / ed. by José A. Bowen. New York : Cambridge University Press, 2003, рр. 40–44.

[33] Small 1998 — Small Ch. Musicking: The Meanings of performing and listening. Hanover : Wesleyan University Press, 1998. 230 р.

[34] Smith 1990 — Smith W. A. The mystery of Leopold Stokowski. London ; Toronto : Associated University Presses, 1990. 289 р.

[35] Stokowski 1932 — Stokowski L. New horizons in music // Journal of acoustical society of America. July, 1932. Vol. 4, рp. 11–19.

[36] Stokowski 2004a — Stokowski L. Listening pleasure // Stokowski and the organ / ed. by Rollin S.. Hillsdale ; New York : Pendragon Press, 2004, рp. 249–250.

[37] Stokowski 2004b — Stokowski L. My symphonic debut in the films // Stokowski and the organ / ed. by Rollin S. Hillsdale ; New York : Pendragon Press, 2004, рp. 246–248.

[38] Szendy 2008 — Szendy P. Listen: a history of our ears / trans. from French Ch. Mandell. New York : Fordham University Press, 2008, 160 р.

[39] Taruskin 1995 — Taruskin R. Text and act // Text and act : Essays on music and performance. New York : Oxford University Press, 1995, рр. 353–358.

Original article

Leopold Stokowski’s “sound-scores”

Author: Tatiana A. Tsvetkovskaya

Radio Orpheus, Moscow, Russia, tskoblik@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-8395-9820

Abstract

The article analyzes technical and artistic experiments of the American conductor Leopold Stokowski. According to the author, the term “sound-score”, which Stokowski used in the context of musical themes, implies synthesis of the auditory images of a composition emerging in the minds of the composer, the performer, and the listener. The performer’s task is to embody his or her own auditory image, connected with the auditory image of the composer through a musical score, and at the same time to pronounce interpretative features, creating a general auditory experience. Acoustic techniques, timbre solutions, and visual effects are eventually aimed at creating an image close to his or her own in the minds of the public. A network of connections between the auditory images of all participants in a musical act through auditory experiences reflects the continuous formation of a musical composition in its sound essence.

Attempts to capture auditory images in a textual form are observed in symphonic transcriptions, arrangements and original orchestrations of Stokowski. The analysis of the conductor’s techniques allows us to better understand his personality, the key characteristics of which are freedom of self-expression, emphasis on the aesthetics of sound, constant communication with the orchestra musicians, bright staginess of his performing manner. The ability to trace the dynamics of the formation of Stokowski’s auditory images complements his creative portrait. Important information is provided by the reconstruction of the details of his Soviet Union tour in 1958.

Development of sound recording and formation of new media was an impetus for a further search for means that could more accurately express the auditory image and enhance the auditory impression. Skillfully using the possibilities of maintaining, reproducing, and transmitting sound over a distance, Stokowski not only became a pioneer of the industry, but completely subordinated the technology to creative tasks, “creating in sound” a valuable and independent musical work.

Keywords: Leopold Stokowski, Philadelphia Orchestra, sound recording, Andreyev State Russian Orchestra

For citation: Tsvetkovskaya T. A. Leopold Stokowski’s “sound-scores”. Opera musicologica. 2022. Vol. 14, no. 2. Р. 82–100. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/OM.2022.14.2.003.

The article was submitted 02.02.2022; approved after reviewing 18.02.2022; accepted for publication 15.03.2022.

References

[1] Akopyan, Levon O. (2010). Muzyka XX veka. Entsiklopedicheskiy slovar [Music of the twentieth century. The Encyclopedic dictionary]. Moscow : Praktika, 856 p. (in Russian).

[2] Arkhipova, Irina K. (1997). Muzyka zhizni [Music of life], edited by Al’bina M. Danilova. Moscow : Vagrius,. 381 р. (in Russian).

[3] Barmash, Irina V. (1988). “ ‘Muzyka — obshchechelovecheskiy yazyk’ (Perepiska L. Stokovskogo s sovetskimi kompozitorami)” [“ ‘Music is a universal language” (Leopold Stokowsky’s correspondence with Soviet composers”]. In Vstrechi s proshlym [Meetings with the past], edited by Natal’ya B. Volkova. Moscow: Sovetskaya Rossiya, рр. 283–290. (Sbornik materialov Tsentr. gos. arkhiva lit. i iskusstva SSSR [Colection of materials of the Central State Archive of Literature and Art of the USSR]. Iss. 6) (in Russian).

[4] Vlasov, Vladimir A. (1958). “Neutomimyy iskatel’ novogo: Koncerty Leopol’da Stokovskogo” [“The Indefatigable Seeker of the New: Concerts by Leopold Stokowski”] . In Sovetskaya kul’tura, June 17, no. 72 (786) (1958), р. 4 (in Russian).

[5] Ginzburg, Leo M. (1958). “Leopol’d Stokovskiy v Moskve” [“Leopold Stokowski in Moscow”]. In Sovetskaya muzyka, no. 8 (237) (1958), рр. 99–100. Note. published under the pseudonym: I. Sergeev (in Russian).

[6] Ginzburg, Leo M. (1982). “Leopol’d Stokovskiy” [“Leopold Stokowski”]. In Leo M. Ginzburg, Izbrannoe [Selected works]. Moscow : Sovetskiy kompozitor, рр. 39–43 (in Russian).

[7] Gould, Glenn (2006). “Stokovskiy v shesti stsenakh” “[Stokowski in six scenes”]. In Glenn Gould, Izbrannoe [Selected works] : [in 2 vol.], transl. from English by Andrey Khitruk. Vol. 2. Moscow : Klassika–XXI, рр. 18–44 (in Russian).

[8] Efimova, Natal’ya N. (2015). Zvuk v efire [Sound on the broadcast]. Moscow : Akademiya mediaindustrii, 145 р. (in Russian).

[9] Ingarden, Roman (1962). “Muzykal’noe proizvedenie i vopros ego identichnosti” [“The work of music and the problem of its identity”]. In Issledovaniya po estetike [Studies in aesthetics], translated from Polish by A. Ermilov, B. Fedorov. Moscow : Izdatel’stvo Inostrannoy literatury, рр. 403–570 (in Russian).

[10] Ismagilov, Damir G., Drevaleva, Elena P. (2005). Teatral’noe osveshchenie [Theatrical lighting]. Moscow : DOKA Media, 360 р. (in Russian).

[11] Collingwood, Robin G. (1999). Printsipy iskusstva [The Principles of Art], translated from English by A. G. Raskin, E. I. Staf ’eva. Moscow : Yazyki russkoy kul’tury, 328 р. (in Russian).

[12] Konson, Grigoriy R. (2012). Metod tselostnogo analiza khudozhestvennykh tekstov [The method of holistic analysis of artistic texts]. Moscow : Nobel’-Press, 419 р. (in Russian).

[13] Croce, Benedetto (1999). “Kratkoe izlozhenie estetiki” [“Summary of aesthetics”]. In Antologiya sochineniy po filosofii [An Anthology of Writings in Philosophy], translated from Italian Svetlana А. Mal’tseva. St. Petersburg : Pnevma, рр. 399–410 (in Russian).

[14] Mal’ko, Nikolay A. (1972). Nikolay Mal’ko, Vospominaniya, stat’i, pis’ma [Memoirs, articles, letters], edited by Ol’ga L. Dansker. Leningrad : Muzyka, 383 р. (in Russian).

[15] Mauceri, John (2019). Maestro i ikh muzyka: kak rabotayut velikie dirizhery [Maestros and Their Music. The Art and Alchemy of Conducting], translated from English by Taira Mamedova. Moscow : Mann, Ivanov i Ferber, 279 р. (in Russian).

[16] Moskvina, Ekaterina V. (2017), “Dionisiyskaya i apolloniyskaya zvukovaya partitura v  ‘Smerti v Venetsii’ Thomasa Manna i Luсhino Visconti” [“Dionysian and apollonian sound score in ‘Death in Venice’ by Thomas Mann and by Luchino Visconti”]. In Vestnik of Lobachevsky University of Nizhni Novgorod, no. 6 (2017), рр. 199–208 (in Russian).

[17] Pavis, Patrice (1991). Slovar’ teatra [Dictionary of theater], translated from French by Kirill E. Razlogov. Moscow : Progress, 480 р. (in Russian).

[18] Prokhorov, Aleksander M. (1993). “Partitura” [“Score”]. In Bol’shoy entsiklopedicheskiy slovar’ [Large encyclopedic dictionary], ed. by. Aleksander M. Prokhorov. Moscow : Sovetskaya ehnciklopediya, St. Petersburg : Fond «Leningradskaya galereya», р. 975 (in Russian).

[19] Meshcheryakov, Boris G. & Zinchenko, Vladimir P. (2009). “Predstavlenie” [“Representation”]. In Bol’shoy psikhologicheskiy slovar’ [Dictionary of psychology], ed. by Boris G. Meshcheryakov & Vladimir P. Zinchenko. Moscow : AST, Praim-Evroznak, р. 517 (in Russian).

[20] Razhnikov, Vladimir G. (1989). K. Kondrashin rasskazyvaet o muzyke i zhizni [Kirill Kondrashin tells about the music and life]. Moscow : Sovetskiy kompozitor, 236 р. (in Russian).

[21] Rozhdestvensky, Gennady N. (1989). Preambuly [Preambles]. Moscow : Sovetskiy kompozitor, 302 р. (in Russian).

[22] Sartre, Jean-Paul. (2001). Voobrazhaemoe. Fenomenologicheskaya psikhologiya voobrazheniya [The Imaginary: A Phenomenological Psychology of the Imagination], translated from French by Mariya I. Beketova. St. Petersburg : Nauka, 318 р. (in  Russian).

[23] Sibiryakov, Vasiliy N. (2015). “Evolyutsiya esteticheskikh idey v iskusstve zvukozapisi” [“Evolution of aesthetic ideas in the art of sound recording”]. In Observatory of culture, no. 4 (2015), рр. 116–122. https://doi.org/ 10.25281/2072-3156-2015-0-4-116-122 (in Russian).

[24] Stanislavski, Konstantin S. (1991). “ ‘Gore ot uma’ A. S. Griboedova” [“ ‘Woe from Wit’ by Alexander S. Griboyedov]. In Konstantin S. Stanislavski, Sobranie sochineniy [Collected works]: [in 9 vol.]. Vol. 4: Rabota aktera nad rol’yu: Materialy k knige [The actor’s work on the role: Materials for the book], edited by Irina N. Vinogradskaya. Moscow : Iskusstvo, рр. 48–173 (in Russian).

[25] Stokowski, Leopold (1963). Muzyka dlya vsekh nas [Music for all of us], translated from English A. L. Baranova , edited by Grigoriy M. Shneerson. Moscow : Sovetskiy kompozitor, 216 р. (in Russian).

[26] Tsvetkovskaya, Tatiana A. (2021). “Vasiliy Petrenko o tekhnike dirizhirovaniya, urovne muzykal’nogo obrazovaniya i fenomene Filipa Glassa” [“Vasily Petrenko on the technique of conducting, the level of musical education and the phenomenon of  Philip Glass”]. In Muzykal’nyj Klondajk, 28. Dec., 2021. Available at: https://www.muzklondike.ru/announc/508 (accessed: 29.12.2021) (in Russian).

[27] Elie, Paul (2012). Reinventing Bach. New York : Farrar, Strauss & Giroux, 498 р.

[28] Granata, Charles L. (2002). “Disney, Stokowski, and the genius of Fantasia”. In The cartoon music book, ed. by Daniel Goldmark & Yuval Taylor. Chicago : A Cappella, рр. 73–92.

[29] McGinn, Robert E. (1983). “Stokowski and the Bell Telephone Laboratories: Collaboration in the development of high-fidelity sound reproduction”. In Technology and culture. Vol. 24, no 1 (1983), pp. 38–76.

[30] Neumeyer, David (2014). “Studying music and screen media”. In The Routledge companion to music and visual culture, ed. by Tim Shephard & Anne Leonard. New York ; London : Taylor & Francis, рр. 67–74.

[31] Daniel, Oliver (1982). Stokowski: A counterpoint of view. New York : Dodd Mead & Co, 1090 p.

[32] Silverstein, Joseph (2003). “The conductor and the soloist”. In The Cambridge companion to conducting, ed. by José A. Bowen. New York : Cambridge University Press, рр. 40–44.

[33] Small, Christopher (1998). Musicking: The Meanings of performing and listening. Hanover : Wesleyan University Press, 230 р.

[34] Smith, William Ander (1990). The mystery of Leopold Stokowski. London & Toronto : Associated University Presses, 289 р.