Научная статья
doi: https://doi.org/10.26156/operamus.2025.17.3.006
Тромбоны в зингшпиле Ф. Шуберта «Увеселительный замок черта»
Автор
Чжан Сунао
Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия
chzhan.sunao@mail.ru, https://orcid.org/0009-0006-9972-7497
Аннотация
В последние десятилетия оперное наследие Франца Шуберта вызывает большой интерес исполнителей, постановщиков и музыковедов. Исследователи сходятся во мнении, что мастерство и оригинальность композитора в театральной музыке не уступает таковым в жанрах песни, симфонии, квартета. Своеобразие шубертовского почерка проявилось в различных аспектах музыкальной композиции, но особое внимание привлекает оркестровка оперных произведений. В статье исследуется роль тромбонов в одном из ранних сочинений Шуберта — зингшпиле «Увеселительный замок черта» (1814). Хотя опус был создан семнадцатилетним композитором под руководством Антонио Сальери, смелость и новизна трактовки тромбонов в нем не только превосходит оркестровые находки учителя, но и значительно опережает достижения современников. В оркестровой музыке рубежа XVIII–XIX вв. тромбоны не были солирующими инструментами: даже экстраординарное соло тенор-тромбона в Tuba mirum из Реквиема Моцарта обычно исполнялось на фаготе, как свидетельствовал один критик в 1846 г. В зингшпиле Шуберта партиям тромбонов поручено несколько сольных эпизодов, более того, они выполняют важнейшие драматургические, темброво-колористические, динамические функции. Анализ партитуры первой, полностью сохранившейся, редакции зингшпиля показывает, что из двадцати трех номеров сочинения (не считая увертюры) тромбоны участвуют в двенадцати, причем их активность неуклонно возрастает в конце каждого акта и в общем финале. Автором рассматриваются наиболее репрезентативные фрагменты партитуры, в которых тромбоны трактуются как сольная секция или в составе группы инструментов, наделенных самостоятельным тематическим материалом; как инструменты, дублирующие вокальные или хоровые партии; в качестве динамического средства в кульминационных разделах.
Ключевые слова: Ф. Шуберт, зингшпиль «Увеселительный замок черта», тромбон, соло тромбонов, тембр, оркестровка, партитура, динамика, драматургия
Для цитирования: Чжан Сунао. Тромбоны в зингшпиле Ф. Шуберта «Увеселительный замок черта» // Opera musicologica. 2025. Т. 17. № 3. С. 112–129. https://doi.org/10.26156/operamus.2025.17.3.006
Статья поступила в редакцию: 05.05.2025; одобрена после рецензирования: 01.06.2025;
принята к публикации: 01.09.2025; опубликована: 30.09.2025.
Список источников
[1] Жесткова 2023 — Жесткова О. В. Состав оркестра парижского театра Opéra в первой половине XIX века // Музыка как национальный мир искусства: Материалы Международной научно-практической конференции. Казань, 10–11 ноября 2022 г. Казань: Казанская государственная консерватория им. Н. Г. Жиганова, 2023. С. 284–294.
[2] Пилипенко 2018 — Пилипенко Н. В. Франц Шуберт и Венский музыкальный театр: дисс. … док. иск: в 2-х т. Москва: Российская академия музыки имени Гнесиных, 2018. Т. 2. 301 c.
[3] Branscombe 1982 — Branscombe, Peter. Schubert and the melodrama // Schubert-Studies. Problem of Style and chronology. Ed. Eva Badura-Skoda and Peter Branscombe. Cambridge, London, New York: Cambridge University Press, 1982. P. 105–141.
[4] Hellhorn 1865 — Hellhorn, Heinrich Kreissle von. Franz Schubert. Vollständige Neuausgabe. Herausgegeben von Karl-Maria Guth. Wien: Carl Gerolds Sohn. 1865. 619 S.
[5] Kotzebue 1804 — Kotzebue, August von. Des Teufels Lustschloß: Eine natürliche Zauber-Oper in drei Akten. Bürglen, 1804. 80 S.
[6] Necrolog: Carl Traugott Queisser 1846 — Necrolog: Carl Traugott Queisser // Allgemeine musikalische Zeitung. Tom 48. 1846, 8 tem Juli. № 27. Leipzig: Breitkopf und Härtel, 1846. Sp. 459–460.
[7] Nemetz 1827 — Nemetz, Andreas. Neueste Posaun-Schule. Vienna: Diabelli, 1827. 24 S.
[8] Weiner 2005 — Weiner, Howard. When is an Alto Trombone an Alto Trombone? When is a Bass Trombone a Bass Trombone? — The Makeup of the Trombone Section in Eighteenth- and Early Nineteenth-Century Orchestras // Historic Brass Society Journal. 2005. № 17. Р. 37–79.
Original article
Trombones in Franz Schubert’s Singspiel “Des Teufels Lustschloss”
Author
Zhang Songao
Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия
chzhan.sunao@mail.ru, https://orcid.org/0009-0006-9972-7497
Abstract
In recent decades, Franz Schubert’s operatic legacy has attracted considerable interest from performers, directors, and scholars alike. Researchers increasingly agree that the composer’s mastery and originality in theatrical music are no less remarkable than in the genres of song, symphony, or string quartet. The identity of Schubert’s musical language manifests itself in various aspects of composition, but particular attention has been drawn to the orchestration of his operatic works and several related issues that warrant thorough investigation. This article explores the role of trombones in one of Schubert’s early compositions — the singspiel Des Teufels Lustschloss (1814). Although the work was written by the seventeen-year-old composer under the guidance of Antonio Salieri, the boldness and innovation of Schubert’s treatment of trombones not only surpass his teacher’s orchestral practices but also significantly outpace those of his contemporaries. In orchestral music of the late 18 th and early 19 th centuries, trombones were not considered solo instruments. Even the exceptional tenor trombone solo in the Tuba mirum of Mozart’s Requiem was commonly performed on the bassoon, as noted by a critic in 1846. In Schubert’s singspiel, however, the trombone parts include several solo episodes and fulfil crucial dramaturgical, timbre-colouristic, and dynamic functions. These functions are elucidated through analysis of the score of the first, fully preserved version of the singspiel. Of the twenty-three numbers in the work (excluding the overture), trombones are featured in twelve, with their activity steadily increasing toward the end of each act and in the general finale. The author examines the quintessential episodes in which the trombones are treated as a solo section or as part of an ensemble with independent thematic material; as instruments doubling vocal or choral lines; and as a method of achieving dynamic intensity in climactic episodes.
Keywords: F. Schubert, singspiel “Des Teufels Lustschloss”, trombone, trombone solos, timbre, orchestration, score, dynamics, dramaturgy
For citation: Zhang Songao. Trombones in Franz Schubert’s Singspiel “Des Teufels Lustschloss”. Opera musicologica. 2025. Vol. 17, no. 3. Р. 112–129. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/operamus.2025.17.3.006
The article was submitted: 05.05.2025; approved after reviewing: 01.06.2025;
accepted for publication: 01.09.2025; published: 30.09.2025.
References
[1] Zhestkova Olga V. (2023). “Sostav orkestra parizhskogo teatra Opéra v pervoj polovine XIX veka” [“The Instrumentation of the Paris Opéra Orchestra in the First Half of the 19 th Century”]. In Muzyka kak natsional’nyy mir iskusstva: Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Kazan, 10–11 noyabrya 2022 g. [Music as a national art world: Materials of the International Scientific and Practical Conference. Kazan, November 10–11, 2022]. Kazan: Kazanskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. N. G. Zhiganova, рр. 284–294 (in Russian).
[2] Pilipenko Nina V. (2018). Franz Schubert i Venskiy muzykal’nyy teatr [Franz Schubert and the Vienna Musical Theater]: teaching methods: Dr. Sci. (Arts) dissertation: 17.00.02, Gnesin Russian Academy of Music, responsible organization. In 2 vol. Moscow, Vol 2. 301 р. (in Russian, unpublished).
[3] Branscombe, Peter (1982). “Schubert and the melodrama”. In Schubert-Studies. Problem of Style and chronology, еd. Eva Badura-Skoda and Peter Branscombe. Cambridge, London, New York: Cambridge University Press, рр. 105–141.
[4] Hellhorn, Heinrich Kreissle von (1865). Franz Schubert. Vollständige Neuausgabe. Herausgegeben von Karl-Maria Guth. Wien: Carl Gerolds Sohn, 619 S.
[5] Kotzebue, August von (1804). Des Teufels Lustschloß: Eine natürliche Zauber-Oper in drei Akten. Bürglen, 80 S.
[6] _______ (1846). “Necrolog: Carl Traugott Queisser”. In Allgemeine musikalische Zeitung. Vol. 48. 1846, 8 tem Juli. № 27. Leipzig: Breitkopf und Härtel, Sp. 459–460.
[7] Nemetz, Andreas (1827). Neueste Posaun-Schule. Vienna: Diabelli, 24 S.
[8] Weiner, Howard (2005). “When is an Alto Trombone an Alto Trombone? When is a Bass Trombone a Bass Trombone? — The Makeup of the Trombone Section in Eighteenth-and Early Nineteenth-Century Orchestras”. In Historic Brass Society Journal. 2005. No. 17, рр. 37–79.