Средневековая традиция в Новое время: творчество в области монодических роспевов

Научная статья

doi: https://doi.org/10.26156/OM.2023.15.3.013

Средневековая традиция в Новое время:
творчество в области монодических роспевов

Скачать pdf  .

Автор: Нина Борисовна Захарьина

Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова, Санкт-Петербург, Россия,
zakharina@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0001- 9511-7794

Аннотация

В синодальный период русской церковной музыки продолжалась работа с монодийными песнопениями. В статье описаны два гимна Успения Богородицы: «Богоначальным мановением» и «Егда преставление», которые хорошо известны по средневековым рукописям и были отредактированы в XIX в. Первое из них представляет собой осмогласник. Порядок гласовых мартирий был изменен при редакции книги «Праздники» синодального издания, два фрагмента мелодии были роспеты заново. Стихира «Егда преставление» в древнерусских рукописях был роспета в знаменном, путном и демественном стилях. В XVIII–XIX вв. она получила несколько новых напевов в знаменном и демественном роспевах как в официальной церковной, так и в старообрядческой традиции. В синодальное издание вошел вариант стихиры, созданный в XVIII в. Все вновь созданные мелодии представляют собой центон-композиции, где главную роль играют попевки, в то время как мелодические обороты — лица и фиты — сохраняются по традиции. Данный факт согласуется с попевочной теорией осмогласия XIX в., разработанной В. М. Металловым и С. В. Смоленским.

Ключевые слова: древнерусская монодия, знаменный роспев, демественный роспев, попевка

Для цитирования: Захарьина Н. Б. Средневековая традиция в Новое время: творчество в области монодических роспевов // Opera musicologica. 2023. Т. 15. № 3. С. 232–249. https://doi.org/10.26156/OM.2023.15.3.013.

Статья поступила в редакцию: 26.06.2023; одобрена после рецензирования: 01.07.2023; принята к публикации: 14.08.2023; опубликована: 12.09.2023

Список источников

[1] Богомолова 2002 — Богомолова М. В. Новые данные о певческой книге Демественник // Ежегодная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского Института. Москва: Изд-во ПСТБИ, 2002. С. 420–427.

[2] Гурьева 2000 — Гурьева Н. В. Система осмогласия в русской литургии кон. XVII — нач. XVIII в.: автореф. дис. … канд. искусствоведения: 17.00.02 / Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского. Москва, 2000. 26, [2] c.

[3] Маркелов, Панченко 1999 — Маркелов Г. В. Панченко Ф. В. О гимнографическом творчестве на Выгу // Труды Отдела древнерусской литературы / Российская академия наук. Институт русской литературы (Пушкинский Дом); отв. ред. Д. С. Лихачев. Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 1999. Т. 51. C. 417–426.

[4] Металлов 1899 — Металлов В. М. Азбука крюкового пения. Москва: Синод. тип., 1899. IV, VI, 130 с.

[5] Одоевский 2005 — Князь Владимир Одоевский: Дневник. Переписка. Материалы: к 200-летию со дня рождения / [ред.-сост.: М. П. Рахманова; авт. вступ. ст. и коммент. О. П. Кузина, М. П. Рахманова]. Москва: Дека-ВС, 2005. 520 c. (Труды Государственного центрального музея музыкальной культуры имени М. И. Глинки).

[6] Плетнёва 2017 — Плетнёва Е. В. «Кокизник» С. В. Смоленского // Древнерусское песнопение. Пути во времени. Вып. 6: Материалы Международного научнотворческого симпозиума «Бражниковские чтения» (2011–2016). Санкт-Петербург: Скифия-принт, 2017. С. 174–177.

[7] Плетнёва 2019 — Плетнёва Е. В. «Осмогласие знаменного распева»: В. М. Металлов и С. В. Смоленский // IV Чтения памяти С. В. Смоленского: Материалы Международной научной конференции: к 170-летию со дня рождения / сост. и науч. ред. Ю. С. Карпов. Казань: Казанская гос. консерватория, 2019. С. 25–38.

[8] Протопопов 1973 — Музыка на Полтавскую победу / сост., публ., исслед. и коммент. Вл. Протопопова. Москва: Музыка, 1975. 420 с. (Памятники русского музыкального искусства; Вып. 2).

[9] Протопопов 2000 — Московское барокко XVII — 1-й четверти XVIII вв. / Восстановление партитур из хоровых голосов (партий), редакция многоголосия, вступ. ст. В. В. Протопопова. Санкт-Петербург: Музыка, 2000. 117 с. (Антология русской и восточно-славянской духовной музыки; Т. 5).

[10] Разумовский 1867 — Разумовский Д. В. Церковное пение в России. Вып. 2. Москва: [тип. Т. Рис], 1867. С. 157–258.

[11] Финдейзен 1927 — Финдейзен Н. Ф. Петровские канты // Известия Академии наук СССР. 1927. Т. 21. № 7/8. С. 667–690.

[12] Фрёйсхов 2007 — Фрёйсхов С. С. Раннее развитие богослужебной системы восьми гласов в Иерусалиме / авториз. пер. И. В. Трембовецкого // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2014. Вып. 2(8). С. 201–238. Пер. статьи: Frøyshov Stig Simeon R. The Early Development of the liturgical Eight-mode System in Jerusalem // Saint Vladimir’s Theological Quarterly. 2007. Vol. 51. P. 139–178.

[13] Христофор 1983 — Христофор. Ключ знаменной, 1604 / публ. и пер. М. Бражникова и Г. Никишова; предисл., коммент., исслед. Г. Никишова. Москва: Музыка, 1983. 293 с. (Памятники русского музыкального искусства; Вып. 9).

Original article

Medieval Tradition in The New Time: Creative Activity in the Field of Monodic Chants

Author: Nina B. Zakharina

Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory, Saint Petersburg, Russia,
zakharina@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0001- 9511-7794

Abstract

During the synodal period of Russian church music work with monodic chants carried on. This article describes two hymns from the dormition of the Theotokos service: At the Divine Behest and When the Translation of thine immaculate body. Both of them are well known in the medieval manuscripts and were re-chanted in the 19th century. At the Divine Behest is an octomodal hymn. The order of modal signatures was changed in the course of preparation of the new synodal edition of the chant book Prazdniki/Feasts. Two fragments of the melody were created again. The sticheron When the Translation of thine immaculate body in Old Russian manuscripts had melodies of znamenny, putny and demestvenny chants. In 18th and 19th centuries. it received several new melodies in znamenny and demestvenny chants both in the tradition of official church and that of Old-Believers. All the synodal editions include a variant created in the 18th century. All the new melodies are centoncomposotions, where popevkas play the main role while melismatic formulas were preserved as traditional elements. This fact is concurred with the 19th century theory of octomodal system elaborated by Vassily M. Metallov and Stepan V. Smolensky

Keywords: Old Russian monody, znamenny chant, demestvenny chant, popevka

For citation: Zakharina N. B. Medieval Tradition in The New Time: Creative Activity in the Field of Monodic Chants. Opera musicologica. 2023. Vol. 15, no. 3. Р. 232–249. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/OM.2023.15.3.013.

The article was submitted: 26.06.2023; approved after reviewing: 01.07.2023; accepted for publication: 14.08.2023; published: 12.09.2023.

References

[1] Bogomolova, Maria V. (2002) “Novye dannye o pevcheskoy knige Demestvennik” [“New data on chant book Demestvennik”]. In Ezhegodnaya Bogoslovskaya konferentsiya Pravoslavnogo Svyato-Tihonovskogo Bogoslovskogo Instituta [Annual Theological Conference of the Orthodox St. Tikhon Theological Institute]. Moscow: Izdatel’stvo PSTBI, pp. 420–427 (in Russian).

[2] Guryevа, Natalia V. (2000). Sistema osmoglasiya v russkoy liturgii kontsa XVII — nachala XVIII v. [The octomodal system in Russian liturgy of the late 17 th — early 18 th c.]: Extended abstract of Cand. Sci. (Arts) dissertation: 17.00.02, Tchaikovsky Moscow State Conservatory, responsible organization. Moscow: [s. l.], 26 pp. (in Russian).

[3] Markelov, Gleb V. & Panchenko, Florentina V. (1999). “O gimnograficheskom tvorchestve na Vygu” [“On hymnographic work on the Vyg”]. In Trudy Otdela drevnerusskoy literatury [Proceedings of the Department of Old Russian Literature]. Vol. 51. St. Petersburg: Dmitriy Bulanin, pp. 417–426 (in Russian).

[4] Metallov, Vasily М. (1899). Azbuka kryukovogo peniya [The ABC of Hook Singing]. Moscow: Sinodal’naya tipografiya, IV, VI, 130 pp. (in Russian).

[5] Odoyevsky, Vladimir F. (2005). Knyaz’ Vladimir Odoevskiy: Dnevnik. Perepiska. Materialy: k 200-letiyu so dnya rozhdeniya [Prince Vladimir Odoevsky: Diary. Correspondence. Materials: for the 200 th anniversary of the birth]. Moscow: Deca-VC, 520 pp. (Proceedings of the State Central Museum of Musical Culture named after M. I. Glinka). (In Russian).

[6] Pletnyova, Yekaterina V. (2017). “ ‘Kokiznik’ S. V. Smolenskogo” [“ ‘Kokiznik’ by Stepan V. Smolensky”]. In Drevnerusskoe pesnopenie. Puti vo vremeni [Old Russian chant. Time paths]. Iss. 6: Materialy Mezhdunarodnogo nauchno-tvorcheskogo simpoziuma “Brazhnikovskie chteniya” (2011–2016) [Proceedings of the International Scientific and Creative Symposium “Brazhnikov Readings” (2011–2016)]. St. Petersburg: Skifiyaprint, pp. 174–177 (in Russian).

[7] Pletnyova, Yekaterina V. (2019). “ ‘Osmoglasie znamennogo raspeva’: V. M. Metallov i S. V. Smolensky” [“ ‘Octomodal system of znamenny chant’: Vasily Metallov and Stepan Smolensky”]. In IV Chteniya pamyati S. V. Smolenskogo: Materialy Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii: k 170-letiyu so dnya rozhdeniya [IV Readings in memory of Stepan V. Smolensky: Proceedings of the International scientific conference: on the occasion of the 170 th anniversary of his birth]. Zhiganov Kazan State Conservatory, responsible organization; Yuriy S. Karpov, executive editor. Kazan: Kazanskaya gos. konservatoriya, pp. 25–38 (in Russian).

[8] Protopopov, Vladimir V. (1973). Muzyka na Poltavskuyu pobedu [Music for the Poltava victory], сompilation, research, publication and commentary by Vladimir V. Protopopov. Moscow: Muzyka, 420 pp. (Monuments of Russian musical art; Iss. 2). (In Russian).

[9] Protopopov, Vladimir V. (2000). Moskovskoe barokko XVII — 1-y chetverti XVIII vv. [Moscow Baroque of the 17 th — 1st quarter of the 18 th cс.]. St. Petersburg: Muzyka, 117 pp. (Anthology of Russian and East Slavic Sacred Music; Vol. 5). (In Russian).

[10] Razumovsky, Dmitriy V. (1867). Tserkovnoe penie v Rossii [Church singing in Russia]. Iss. 2. Moscow: s. l., pp. 157–258 (in Russian).

[11] Findeyzen, Nikolay F. (1927). “Petrovskie kanty” [“Petrine Kants”]. In Izvestiya Akademii nauk SSSR [Proceedings of the Academy of Sciences of the USSR]. Vol. 21 (1927). No. 7 / 8, pp. 667–690 (in Russian).

[12] Frøyshov, Stig Simeon R. (2007) “Rannee razvitie bogosluzhebnoy sistemy vos’mi glasov v Ierusalime” [“The Early Development of the liturgical Eight-mode System in Jerusalem”]. In Vestnik Ekaterinburgskoy dukhovnoy seminarii [Bulletin of the Ekaterinburg Theological Seminary]. 2014. Iss. 2(8), pp. 201–238 (in Russian). Article translation: Frøyshov, Stig Simeon R. (2007). “The Early Development of the liturgical Eight-mode System in Jerusalem” In Saint Vladimir’s Theological Quarterly. 2007. Vol. 51. P. 139–178.

[13] Khristofor (1983). Klyuch znamennoy, 1604 [Key of signs, 1604], рublished and translated by Maksim Brazhnikov and Georgy Nikishov; foreword, commentary, research by Georgy Nikishov. Moscow: Muzyka, 293 pp. (Monuments of Russian musical art; Iss. 9). (In Russian).