Сотериологический аспект образа-парадигмы рая в кондаке Недели сыропустной и росписях Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря

Изображение

Научная статья

doi: https://doi.org/10.26156/OM.2023.15.2.004

Сотериологический аспект образа-парадигмы рая
в кондаке Недели сыропустной
и росписях Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря

Скачать pdf  .

Автор: Серафима Григорьевна Кудрявцева

Центр культуры и искусств «Согласие», д. Касимово Ленинградской области, Россия,
santa-grig@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-5235-305X

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению семантики музыкально-поэтического текста кондака Недели сыропустной по нотированным рукописям XI–XIII вв. как одного из художественных средств создания образа-парадигмы рая в контексте настенных росписей Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря. Автор анализирует систему декорации купола собора, а также художественную организацию смыслового «ядра» чинопоследования Недели сыропустной — кондака, в которых райская символика буквально не эксплицирована, ее присутствие в семантике изображения и текста неочевидно. Исследование показывает, что музыкально-поэтический текст кондака, находясь в окружении других богослужебных текстов Недели сыропустной, изобилующих райскими и покаянными топосами, приобретает новые коннотации. Образ рая в песнопении включает в себя сотериологическую и  христологическую составляющие, художественно претворенные в едином интонационном поле благодаря повторности музыкальных формул. Те же мотивы доминируют и в купольной композиции «Вознесение», непосредственно не связанной со сложившейся к XII веку «райской» иконографией, однако в контексте сакрального пространства Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря иносказательно выражающей семантику образа-парадигмы рая

Ключевые слова: древнерусское певческое искусство, иеротопия, образ-парадигма, иконография, кондакари, кондакарная нотация, Неделя сыропустная, рай

Для цитирования: Кудрявцева С. Г. Сотериологический аспект образа-парадигмы рая в кондаке Недели сыропустной и росписях Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря // Opera musicologica. 2023. Т. 15. № 2. С. 72–95. https://doi.org/10.26156/ OM.2023.15.2.004.

Статья поступила в редакцию: 15.01.2023; одобрена после рецензирования: 10.02.2023; принята к публикации: 10.04.2023; опубликована: 11.05.2023.

Список источников

[1] Амфилохий 1879 — Амфилохий (Сергиевский-Казанцев), архим. Кондакарий в греческом подлиннике XII–XIII вв. по рукописи Московской Синодальной библиотеки № 437. Москва: Типография быв. А. В. Кудрявцевой, 1879. 260 с.

[2] Артамонова 1997 — Артамонова Ю. В. Песнопения-модели в древнерусском певческом искусстве XI–XVIII веков : дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Российская академия музыки. Москва, 1997. 148 c.

[3] Асмус 2009 — Асмус М. В. Соединение несоединимого // Нескучный сад. 2009. 14  октября. Электронная копия: Правмир, 2003–2023. URL: https://www.pravmir.ru/soedinenie-nesoedinimogo/ (дата обращения: 15.01.2023).

[4] Владышевская 2006 — Владышевская Т. Ф. Музыкальная культура Древней Руси. Москва : Знак, 2006. 472 с.

[5] Гарднер 1940 — Гарднер И. А. Кондак в неделю Сыропустную // Православный путь. Орган русской православной богословской и церковно-общественной мысли. Ладомирова: Типографское братство преподобного Иова Почаевского, 1940. С. 76–87.

[6] Егорова, Кручинина 2017 — Егорова М. С. Кручинина А. Н. Гимнографический текст и его распев: от формулы к смыслу (принцип стереотипности в средневековой традиции): Учеб. пособие. Санкт-Петербург : Скифия-принт, 2017. 72 с.

[7] Епифаний 1872 — Епифаний Кипрский. На восемьдесят ересей. Панарий, или Ковчег // Творения святаго Епифания Кипрскаго. Ч. 3. Москва: тип. В. Готье, 1872. 301 с. Электронная копия: Азбука веры, 2005–2023. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprskij/na-vosemdesjaty-eresej-panarij-ili-kovcheg/3?=вознесся#s4 (дата обращения: 15.01.2023).

[8] Желтов 2017 — Желтов М. С. Кондак на первозданного Адама // Православие.ru, 1999–2023. URL: https://pravoslavie.ru/101336.html (дата публикации: 24 февраля 2017 г.; дата обращения: 15.01.2023).

[9] Иоанн Златоуст 1897 — Иоанн Златоуст. Беседы на Вознесение Господа нашего Иисуса Христа // Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Т. 3. Кн. 2. Санкт-Петербург: Издание Санкт-Петербургской Духовной Академии, 1897. С. 847–862. Электронная копия: Азбука веры, 2005–2023. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/na_voznesenie/#0_1 (дата обращения: 15.01.2023).

[10] Карабинов 1910 — Карабинов И. А. Постная Триодь. Исторический обзор плана, состава, редакций и славянских переводов. Санкт-Петербург : Типография В. Л. Смирнова, 1910. 294 с.

[11] Кирилл Александрийский 2011 — Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от Иоанна / пер. М. Д. Муретова. Москва : Сибирская благозвонница, 2011. Т. 1. 734 с. Электронная копия: Азбука веры, 2005–2023. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksandrijskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-ioanna/ (дата обращения: 15.01.2023).

[12] Кривко 2015 — Кривко Р. Н. Кондак // Православная энциклопедия. Т. 36. Москва: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2015. С. 586–591. Электронная версия: Православная Энциклопедия, 1998–2020. URL: http://www.pravenc.ru/text/1841894.html (дата обращения: 15.01.2023).

[13] Неллас 2011 — Неллас П. Обожение: Основы и перспективы православной антропологии. Москва: Никея, 2011. 304 с. Электронная копия: Азбука веры, 2005–2023. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Nellas-Panajotis/obozhenie-osnovy-i-perspektivy-pravoslavnoj-antropologii/ (дата обращения: 15.01.2023).

[14] Печников 2019 — Печников М. В. Нифонт, свт., еп. Новгородский // Православная энциклопедия. Т. 51. Москва: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2019. С. 267–272.

[15] Пожидаева 2007 — Пожидаева Г. А. Певческие традиции Древней Руси: Очерки теории и стиля. Москва: Знак, 2007. 880 с.

[16] Сарабьянов 2011 — Сарабьянов В. Д. Монументальная живопись Пскова XII–XV столетий // Наше Наследие: иллюстрированный культурно-исторический журнал. 2011. № 99. С. 12–27. Электронная копия: Наше Наследие: историко-культурный журнал. Русская история, культура, искусство, 2003–2018. URL: http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/9903.php (дата обращения: 15.01.2023).

[17] Терещенко 2008 — Симфония по творениям святителя Григория Богослова / ред.- сост. Т. Н. Терещенко. Москва : Даръ, 2008. 608 с. Электронная копия: Азбука веры, 2005–2023. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogoslov/simfonija-po-tvorenijam-svjatitelja-grigorija-bogoslova/373 (дата обращения: 15.01.2023).

[18] Швец 2018 — Швец Т. В. Благовещенский Кондакарь — музыкальный памятник Древней Руси: дис. … канд. искусствоведения: 17.00.02 / Российская академия музыки имени Гнесиных. Санкт-Петербург: [б. и.], 2018. 260 с.

[19] Pitra 1876 — Pitra J.-B. Analecta sacra spicilegio Solesmensi parata. Parisiis : A. Jouby et Rouger, Bibliopolis, Via vulgo dicta: Des Grandes-Augustins. 1876. Vol. 1. № 7. 704 p.

Original article

Soteriological Aspect of the Image-Paradigm of Paradise
in the Kontakion in the Cheesefare Sunday
and Wall Paintings of the Transfiguration Cathedral of the Mirozh Monastery

Author: Serafima G. Kudryavtseva

“Center for Culture and Arts ‘Soglasie’”, Kasimovo village, Leningrad region, Russia,
santa-grig@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-5235-305X

Abstract

In the article, the author refers to the concept of hierotopy, an area of art history research, related to the spatial context of medieval artifacts and their interaction with each other in this sacred space. The study is devoted to consideration of the imagery of the musical and poetic text of the kontakion in the Cheesefare Sunday in the notated manuscripts of the XI–XIIIth century as one of the most important artistic means of creating the image-paradigm of the Paradise in the context of the temple space, along with visual images in the iconography of the wall paintings of the Transfiguration Cathedral of the Mirozh Monastery. The author analyzes the decoration system of the dome of the cathedral, as well as the artistic organization of the semantic “core” of the service in the Cheesefare Sunday — kontakion, in which the heavenly symbolism is not explicated, its presence in the semantics of the image and text is not obvious. It is shown that the musical and poetic text of the kontakion, when surrounded by other liturgical texts of the Cheesefare Sunday, replete with paradisiacal and penitential toposes, acquires new connotations. The image-paradigm of the Paradise includes soteriological and christological components, artistically implemented in an  integral intonation field due to repetition of musical formulas. The same motives also dominate in the Dome painting “Ascension of Christ”, which is not directly related to the the «paradise» iconography that had developed by the 12th century, but in the context of the sacred space of the Transfiguration Cathedral of the Mirozh Monastery allegorically express the semantics of the image-paradigm of the Paradise.

Keywords: ancient Russian singing art, hierotopy, Image-Paradigm, iconography, kontakion, Kondakar notation, Cheesefare Sunday, paradise

For citation: Kudryavtseva S. G. Soteriological Aspect of the Image-Paradigm of Paradise in the Kontakion in the Cheesefare Sunday and Wall Paintings of the Transfiguration Cathedral of the Mirozh Monastery. Opera musicologica. 2023. Vol. 15, no. 2. Р. 72–95. (In Russ.). https:// doi.org/10.26156/OM.2023.15.2.004.

The article was submitted 15.01.2022; approved after reviewing 10.02.2023; accepted for publication 10.04.2023; published: 11.05.2023.

References

[1] Amfilokhiy (Sergievskiy-Kazantsev), arkhim. (1879). Kondakariy v grecheskom podlinnike XII–XIII vv. po rukopisi Moskovskoy Sinodal’noy biblioteki No. 437 [Kondakary in the Greek original of the XII–XIII centuries according to the manuscript of the Moscow Synodal Library No. 437]. Moscow: Tipografiya byv. A. V. Kudryavtsevoy, 260 p. (in Russian).

[2] Artamonova, Yuliya V. (1997). Pesnopeniya-modeli v drevnerusskom pevcheskom iskusstve XI–XVIII vekov [Chants-models in ancient Russian singing art of the XI– XVIII centuries]: Cand. Sci. (Arts) dissertation: 17.00.02, Rossiyskaya akademiya muzyki, responsible organization. Moscow, 148 p. (in Russian).

[3] Asmus, Mikhail V. (2009). “Soedinenie nesoedinimogo” [“The connection of unconnectable”]. In Neskuchnyi sad [Not boring garden]. 2009. October 14. Digital copy: Pravmir, 2003–2023. Available at: https://www.pravmir.ru/soedinenie-nesoedinimogo/ (accessed: 15.01.2023) (in Russian).

[4] Vladyshevskaya, Tat’yana F. (2006). Muzykal’naya kul’tura Drevney Rusi [Music culture of ancient Russia]. Moscow: Znak, 472 p. (in Russian).

[5] Gardner, Ivan A. (1940). “Kondak v nedelyu Syropustnuyu” [“Kontakion in the Cheesefare Sunday”]. In Pravoslavnyi put’. Organ russkoy pravoslavnoy bogoslovskoy i tserkovno-obshchestvennoy mysli [Orthodox way. Organ of Russian Orthodox theological and church-public thought]. Ladomirova: Tipografskoe bratstvo prepodobnogo Iova Pochaevskogo, pp. 76–87 (in Russian).

[6] Egorova, Marina S., Kruchinina, Al’bina N. (2017). Gimnograficheskiy tekst i ego raspev: ot formuly k smyslu (printsip stereotipnosti v srednevekovoi traditsii) [Gymnographic text and its chant: from the formula to the meaning (the principle of stereotyping in medieval tradition)]: study guide. St. Petersburg: Skifiya-print, 72 p. (in Russian).

[7] Epiphanius of Salamis (1872). “Na vosem’desyat eresey. Panariy, ili Kovcheg” [“On eighty heresies. The Panarion, or the Ark”]. In Tvoreniya svyatago Epifaniya Kiprskago [Creations of St. Epiphanius of Cyprus]. Part 3. Moscow: tip. V. Got’e, 301 p. Digital copy: Azbuka very, 2005–2023. Available at: https://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprskij/na-vosemdesjaty-eresej-panarij-ili-kovcheg/3?=вознесся#s4 (accessed: 15.01.2023) (in Russian).

[8] Zheltov, Mikhail S. (2017). “Kondak na pervozdannogo Adama” [“Kontakion on the pristine Adam”]. In Pravoslavie.ru, 1999–2023. Available at: https://pravoslavie.ru/101336.html (publication date: 24.02.2017; accessed: 15.01.2023) (in Russian).

[9] John Chrysostom (1897). “Besedy na Voznesenie Gospoda nashego Iisusa Christa” [“Homilies on the Ascension of our Lord Jesus Christ”]. In Tvoreniya svyatogo ottsa nashego Ioanna Zlatousta, arkhiepiskopa Konstantinopol'skogo, v russkom perevode [The works of our holy father John Chrysostom, archbishop of Constantinople, in Russian translation]. Vol. 3. Book 2. Saint-Peterburg: Izdanie Sankt-Peterburgskoy Dukhovnoy Akademii, pp. 847–862. Available at: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/na_voznesenie/#0_1 (accessed: 15.01.2023) (in Russian).

[10] Karabinov, Ivan A. (1910). Postnaya Triod’. Istoricheskiy obzor plana, sostava, redaktsiy i slavyanskikh perevodov [Triodion of the Lent. Historical review of the plan, composition, editions and Slavic translations]. St. Petersburg: Tipografiya V. L. Smirnova, 294 p. (in Russian).

[11] Cyril of Alexandria (2011). Tolkovanie na Evangelie ot Ioanna [Commentary on the Gospel of John], translated by Mitrofan D. Muretov. Vol. 1. Moscow: Sibirskaya blagozvonnitsa, 734 p. Digital copy: Azbuka very, 2005–2023. Available at: https://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksandrijskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-ioanna/ (accessed: 15.01.2023) (in Russian).

[12] Krivko, Roman N. (2015). “Kondak” [“Kontakion”]. In Pravoslavnaya entsiklopediya [The Orthodox Encyclopedia]. Vol. 36. Moscow: Tserkovno-nauchnyy tsentr “Pravoslavnaya entsiklopediya”, pp. 586–591. Digital copy: Pravoslavnaya entsiklopediya, 1998–2020. Available at: http://www.pravenc.ru/text/1841894.html (accessed: 15.01.2023) (in Russian).

[13] Nellas, Panayotis (2011). Obozhenie: Osnovy i perspektivy pravoslavnoy antropologii [Theosis: Fundamentals and Perspectives of Orthodox Anthropology]. Moscow: Nikeya, 304 p. Digital copy: Azbuka very, 2005–2023. Available at: https://azbyka.ru/otechnik/Nellas-Panajotis/obozhenie-osnovy-i-perspektivy-pravoslavnoj-antropologii/ (acces sed: 15.01.2023) (in Russian).

[14] Pechnikov, Mikhail V. (2019). “Nifont, svt., ep. Novgorodskiy” [“Nifont, the Archbishop of Novgorod”]. In Pravoslavnaya entsiklopediya [The Orthodox Encyclopedia]. Vol. 51. Moscow: Tserkovno-nauchnyy tsentr “Pravoslavnaya entsiklopediya”, pp. 267–272 (in Russian).

[15] Pozhidaeva, Galina A. (2007). Pevcheskie traditsii Drevney Rusi: Ocherki teorii i stilya [Singing traditions of Ancient Russia: Essays of theory and style]. Moscow : Znak, 880 p. (in Russian).

[16] Sarab’yanov, Vladimir D. (2011). “Monumental’naya zhivopis’ Pskova XII–XV stoletiy” [“The monumental paintings of Pskov in the 12th–15th centuries”]. In Nashe Nasledie: illyustrirovannyy kul’turno-istoricheskiy zhurnal [Our Heritage: an illustrated cultural and historical magazine]. 2011. No. 99, pp. 12–27. Digital copy: Nashe nasledie, 2003–2018. Available at: http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/9903.php (accessed: 15.01.2023) (in Russian).

[17] Tereshchenko, Tatyana N. (2008). Simfoniya po tvoreniyam svyatitelya Grigoriya Bogoslova [Symphony on the works of St. Gregory the Theologian], editor-compiler Tatyana N. Tereshchenko. Moscow: Dar, 608 p. Digital copy: Azbuka very, 2005–2023. Available at: https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogoslov/simfonija-po-tvorenijam-svjatitelja-grigorija-bogoslova/373 (accessed: 15.01.2023) (in Russian).

[18] Shvets, Tatyana V. (2018). Blagoveshchenskiy Kondakar’ — muzykal’nyy pamyatnik Drevney Rusi [Annunciation Kondakar — a musical monument of Ancient Russia]: Cand. Sci. (Arts) dissertation: 17.00.02, The Gnesin Russian Academy of Music, responsible organization. St. Petersburg, 260 p. (in Russian).

[19] Pitra, Jean-Baptiste (1876). Analecta sacra spicilegio Solesmensi parata. Parisii: A. Jouby et Rouger, Bibliopolis, Via vulgo dicta: Des Grandes-Augustins. 1876. Vol. 1. No. 7, 704 p.