Софья Михайловна Хентова и ее роль в музыкальной культуре эпохи (к 100-летию со дня рождения)

Изображение

Научная статья

doi: https://doi.org/10.26156/OM.2023.15.4.008

Софья Михайловна Хентова
и ее роль 
в музыкальной культуре эпохи (к 100-летию со дня рождения)

Скачать pdf  .

Авторы

Людмила Александровна Скафтымова

Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова, Санкт-Петербург, Россия
lskaft@mail.ru, https://orcid.org/0009-0007-8869-4033

Марина Вениаминовна Смирнова

Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова, Санкт-Петербург, Россия
792135450630@yandex.ru, https://orcid.org/0009-0009-2225-8559

Аннотация

Аннотация. Статья посвящена столетию со дня рождения пианиста, педагога, исследователя, доктора искусствоведения профессора Софьи Михайловны Хентовой, много десятилетий посвятившей преподаванию в Ленинградской – Санкт-Петербургской консерватории и воспитавшей несколько поколений музыкантов-профессионалов. Софья Михайловна стояла у истоков возникновения российского исполнительского музыкознания, доминантой ее интересов всегда оставалось фортепианное искусство. Научно-методическое наследие Хентовой — в том числе книги, посвященные ее учителю Льву Оборину, Вэну Клайберну и Эмилю Гилельсу, а также отдельные сборники статей — в полной мере сохранили свою актуальность в наши дни. В статье отмечается, что некоторые положения ее работ, созданных в советское время, были впоследствии подвергнуты незаслуженной критике; сейчас они нуждаются в более объективной оценке в аспекте изучения такого явления, как «советский пианизм». Отдельно рассмотрены работы о Шостаковиче, поскольку именно они заняли центральное положение в научном наследии Хентовой.

Ключевые слова: Софья Михайловна Хентова, Ленинградская (Санкт-Петербургская) консерватория, история музыки, фортепианное исполнительство, фортепианная педагогика

Для цитирования: Скафтымова Л. А., Смирнова М. В. Софья Михайловна Хентова и ее роль в музыкальной культуре эпохи (к 100-летию со дня рождения) // Opera musicologica. 2023. Т. 15, № 4. С. 144–153. https://doi.org/10.26156/OM.2023.15.4.008.

Статья поступила в редакцию: 03.07.2023; одобрена после рецензирования: 10.07.2023; принята к публикации: 25.09.2023; опубликована: 10.11.2023.

Список источников

[1] Гордон 2007 — Гордон Г. Б. Эмиль Гилельс : (за гранью мифа). Москва : КлассикаXXI, 2007. 349, [2] с.

[2] Гуревич 2022 — Гуревич В. А. Жизнь и судьба музыканта (к столетию С. М. Хентовой) // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2022. № 3 (65). С. 49–55.

[3] Хентова 1985 — Хентова С. М. Шостакович : жизнь и творчество : в 2 т. Ленинград : Советский композитор, Ленинградское отделение, 1985. Т. 1. 544 с.

Original article

Sofya Khentova and Her Role in the Musical Culture of the Epoch
(To the 100th Anniversary of Her Birth)

Authors

Lyudmila A. Skaftymova

Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory, Saint Petersburg, Russia
lskaft@mail.ru, https://orcid.org/0009-0007-8869-4033

Marina V. Smirnova

Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory, Saint Petersburg, Russia
792135450630@yandex.ru, https://orcid.org/0009-0009-2225-8559

Abstract

The article is dedicated to the centenary of the birth of a remarkable musician — pianist, teacher, researcher, Doctor of Art History, Professor Sofia Mikhailovna Khentova, who devoted many decades to teaching at the Leningrad–St. Petersburg Conservatory and educated several generations of professional musicians. She was the author of a large number of books Sofya Khentova stood at the origins of the emergence of performing musicology as a scientific branch. The dominant of her interests has always been piano art. The scientific and methodological heritage of Khentova includes the books dedicated to her teacher Lev N. Oborin, as well as Van Cliburn and Emil Gilels, as well as other collections of articles. It is noted that some provisions of her works created in the Soviet times were subsequently subjected to undeserved criticism and nowadays need more objective assessment from the point of view of such a phenomenon as “Soviet pianism”. Hentova’s works on Shostakovich are considered separately because they occupied a central position in the heritage of the scientist.

Keywords: Sofya Mikhailovna Khentova, Saint Petersburg conservatory, music history, piano performance, piano pedagogy

For citation: Skaftymova L. A., Smirnova M. V. Sofya Khentova and Her Role in the Musical Culture of the Epoch (To the 100th Anniversary of Her Birth). Opera musicologica. 2023. Vol. 15, no. 4. Р. 144–153. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/OM.2023.15.4.008.

The article was submitted: 03.07.2023; approved after reviewing: 10.07.2023; accepted for publication: 25.09.2023; published: 10.11.2023.

References

[1] Gordon, Grigoriy В. (2007). Emil Gilels: (za gran’yu mifa) [Emil Gilels: (beyond the myth)]. Moscow: Klassika – XXI, 349 p. (in Russian).

[2] Gurevich, Vladimir A. (2022). “Zhizn’ i sud’ba muzykanta (k stoletiyu S. M. Khentovoy)” [“The life and fate of a musician (to the centenary of Sofya M. Khentova)”]. In Aktual’nye problemy vysshego muzykal’nogo obrazovaniya [Actual problems of high musical education]. 2022. No. 3(65). Р. 49–55 (in Russian).

[3] Hentova, Sofya M. (1985). Shostakovich: zhizn’ i tvorchestvo [Dmitri Shostakovich: life and work]: in 2 vols. Vol. 1. Leningrad : Sovetskiy kompozitor, Leningradskoe otdelenie, 544 р. (in Russian).