Русские эпические напевы в рукописи 1871 года из собрания Научной музыкальной библиотеки Санкт-Петербургской консерватории

Научная статья

doi: https://doi.org/10.26156/OM.2023.15.4.007

Русские эпические напевы в рукописи 1871 года
из собрания Научной музыкальной библиотеки Санкт-Петербургской консерватории

Скачать pdf  .

Автор: Галина Владимировна Лобкова

Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова, Санкт-Петербург, Россия
galina-lobkova@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-4411-394X

Аннотация

В статье впервые публикуются факсимильные копии пяти слуховых нотаций русских эпических напевов из записной книжки, хранящейся в фондах Научно-исследовательского отдела рукописей Научной музыкальной библиотеки Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. Записи, датированные 9 сентября 1871 г., имеют большую научную и художественную ценность, поскольку относятся к первым опытам фиксации напевов былин непосредственно из уст народных сказителей. Четыре из пяти образцов являются вариантами единого строфического напева с подвижной структурой, характерного для традиций Заонежья и Пудожья. Пятый образец определяется как вариант напева скоморошины «Птицы». В отличие от других собирателей XIX в., автор нотации выполнил запись большого количества мелодических строк, что позволяет представить набор выразительных средств, которым пользовался сказитель в процессе исполнения развернутых эпических текстов. Рукопись имеет черновой характер, не содержит следов редактирования и обнаруживает большую степень достоверности. По ряду признаков можно сделать вывод, что автограф принадлежит Николаю Феопемптовичу Соловьёву. С большой долей вероятности выясняется и имя исполнителя былин — это заонежский сказитель В. П. Щеголёнок, который в начале сентября 1871 года находился в Санкт-Петербурге.

Ключевые слова: былины, музыкальный эпос, рукописные нотации, Санкт-Петербургская консерватория, Н. Ф. Соловьёв, В. П. Щеголёнок

Благодарности: автор выражает благодарность Л. А. Миллер, заведующей Научно-исследовательским отделом рукописей Научной музыкальной библиотеки Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, за оказанную помощь в атрибуции записной книжки, обнаруженной в составе коллекции М. П. Беляева.

Для цитирования: Лобкова Г. В. Русские эпические напевы в рукописи 1871 года из собрания Научной музыкальной библиотеки Санкт-Петербургской консерватории // Opera musicologica. 2023. Т. 15, № 4. С. 118–142. https://doi.org/10.26156/OM.2023.15.4.007.

Статья поступила в редакцию: 12.03.2023; одобрена после рецензирования: 15.03.2023; принята к публикации: 25.09.2023; опубликована: 10.11.2023.

Список источников

[1] Власова 1991 — Власова З. И. Принципы текстологической работы А. Ф. Гильфердинга (по записям и изданиям его «Онежских былин») // Русский фольклор. Т. 26. Санкт-Петербург: Наука, 1991. С. 22–38.

[2] Воробьёва 2006 — Воробьёва С. В. Родословия русских сказителей Заонежья XVIII–XIX веков (Кижи — Сенная Губа): по материалам архивных документов / науч. ред. В. П. Кузнецова. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2006. 160 с.

[3] Всемирная иллюстрация 1871 — Всемирная иллюстрация. 1871. 6 ноября. № 149 (Т. 6, № 19). С. 302, 304.

[4] Гильфердинг 1873 — Онежские былины, записанные Александром Федоровичем Гильфердингом летом 1871 года. Санкт-Петербург: Тип. Императорской Академии наук, 1873. 732 с.

[5] Коргузалов, Кастров, Якубовская 2013 — Коргузалов В. В., Кастров А. Ю., Якубовская Е. И. Напевная система пудожских былин // Былины: в 25 т. Т. 16: Былины Пудоги / отв. ред. А. А. Горелов. Санкт-Петербург: Наука; Москва: Классика, 2013. С. 185–230. (Свод русского фольклора).

[6] Римский-Корсаков 1980 — Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни. Изд. 8-е. Москва: Музыка, 1980. 454 с.

[7] Стасов 1894 — Стасов В. В. Письмо в редакцию // Собрание сочинений В. В. Стасова: 1847–1886: в 4 т. Т. 3. Санкт-Петербург: Тип. И. Н. Скороходова, 1894. Стб. 496–498.

[8] Шейн 1898 — Великорус в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах и т. п.: Материалы собранные и приведенные в порядок П. В. Шейном. Санкт-Петербург: Тип. императорской Академии наук, 1898. Т. 1, вып. 1. 376, XXVIII c.

[9] Шейн 1900 — Великорус в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах и т. п.: Материалы собранные и приведенные в порядок П. В. Шейном. Санкт-Петербург: Тип. императорской Академии наук, 1900. Т. 1, вып. 2. 457, LVIII с.

Original article

Russian Epic Tunes in 1871 Manuscript
from the Collection of the Scientific Music Library of the Saint Petersburg Conservatory

Author: Galina V. Lobkova

Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory, Saint Petersburg, Russia
galina-lobkova@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-4411-394X

Abstract 

The article presents facsimile copies of five notations of Russian epic tunes from a notebook kept in the funds of the Research Department of Manuscripts of the Scientific Music Library of the St. Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory. Notations are dated September 9, 1871 and are of great scientific and artistic value. They belong to the first experiments of fixing epics melodies directly from folk storytellers. Four of the five examples are variants of a single flexible strophic chant typical for Zaonezhye and Pudozhye traditions., Unlike other collectors of the 19th century, the author of the manuscript recorded a large number of versions of melodic phrases (27 in total). This allows her to present a set of expressive means used by the storyteller in the process of performing epic texts. The manuscript is a draft, contains no traces of editing and reveals a large degree of reliability. Based on several features, it can be assumed that the autograph belongs to Nikolai F. Solovyov. There is a strong likelihood that the name of the performer of the epics is a Zaonezhje storyteller Vassily P. Shchegolyonok, who was staying in St. Petersburg in the early September 1871. 

Keywords: musical epics, handwritten notations, St. Petersburg Conservatory, Nikolai F. Solovyov, Vassily P. Shchegolyonok

Acknowledgments: the author expresses her gratitude to Larisa A. Miller, Head of the Research Department of Manuscripts of the Scientific Music Library of the St. Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory, for the assistance provided in attributing the notebook found in the collection of Mitrofan P. Belyayev

For citation: Lobkova Galina V. Russian Epic Tunes in 1871 Manuscript from the Collection of the Scientific Music Library of the Saint Petersburg Conservatory. Opera musicologica. 2023. Vol. 15, no. 4. Р. 118–142. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/OM.2023.15.4.007.

The article was submitted 12.03.2023; approved after reviewing 15.03.2023; accepted for publication: 25.09.2023; published: 10.11.2023.

References

[1] Vlasova, Zoya I. (1991). “Printsipy tekstologicheskoy raboty A. F. Нilferdinga (po zapisyam i izdaniyam ego ‘Onezhskikh bylin’)” [“Principles of textual work by Alexander F. Hilferding (according to the records and editions of his ‘Onega epics’]”. In Russkiy fol’klor [Russian folklore]. Vol. 26. St. Petersburg: Science, pp. 22–38 (in Russian).

[2] Vorobyоva, Svetlana V. (2006). Rodosloviya russkikh skaziteley Zaonezh’ya XVIII–XIX vekov (Kizhi — Sennaya Guba): po materialam arkhivnykh dokumentov [Genealogy of Russian storytellers of Zaonezhye of the 18th–19th centuries (Kizhi — Sennaya Guba): based on materials of archival documents], scientific editor Valentina P. Kuznetsova. Petrozavodsk: PetrGU, 160 p. (in Russian).

[3] _______ (1871). Vsemirnaya illyustratsiya [World illustration]. 6 Nov. No. 149 (Vol. 6, No. 19), p. 302, 304 (in Russian).

[4] Нilferding, Alexander F. (1873). Onezhskie byliny, zapisannye Aleksandrom Fedorovichem Gil’ferdingom letom 1871 goda [Onega epics recorded by Alexander Fedorovich Нilferding in the summer of 1871]. St. Retersburg: Tipografiya Imperatorskoy Akademii nauk, 732 p. (in Russian).

[5] Korguzalov, Vsevolod V. & Kastrov, Aleksandr Yu. & Yakubovskaya, Elena I. (2013). “Napevnaya sistema pudozhskikh bylin” [“The singing system of Pudozh epics”] In Svod russkogo fol’klora. Byliny [Code of Russian folklore. Epics]: in 25 vol. Vol. 16: Byliny Pudogi [Epics of Pudoga], executive editor Alexander A. Gorelov. St. Petersburg: Science; Moscow: Classic, pp. 185–230 (in Russian).

[6] Rimsky-Korsakov, Nikolai A. (1980). Letopis’ moyey muzykal’noy zhizni [Chronicle of my musical life]. Edition 8. Moscow: Muzyka, 454 p. (in Russian).

[7] Stasov, Vladimir V. (1894). “Pis’mo v redaktsiyu” [“Letter to the editor”]. In Sobranie sochineniy V. V. Stasova: 1847–1886 [Collected works of Vladimir V. Stasov: 1847–1886]: in 4 vol. St. Petersburg: Tipografiya I. N. Skorokhodova. Vol. 3, column 496– 498 (in Russian).

[8] Schein, Pavel V. (1898). Velikorus v svoikh pesnyakh, obryadakh, obychayakh, verovani - yakh, skazkakh, legendakh i t. p.: Materialy sobrannyye i privedennyye v poryadok P. V. Scheinom [Velikorus in his songs, rites, customs, beliefs, fairy tales, legends, etc.: Materials collected and ordered by Pаvel Schein]. St. Petersburg: Tipografiya imperatorskoy Akademii nauk. Vol. 1, Issue 1. 376, XXVIII p. (in Russian).

[9] Schein, Pavel V. (1900). Velikorus v svoikh pesnyakh, obryadakh, obychayakh, verovani - yakh, skazkakh, legendakh i t. p.: Materialy sobrannyye i privedennyye v poryadok P. V. Scheinom [Velikorus in his songs, rites, customs, beliefs, fairy tales, legends, etc.: Materials collected and ordered by Pаvel Schein]. St. Petersburg: Tipografiya impera - torskoy Akademii nauk. Vol. 1, Issue 2. 457, LVIII p. (in Russian).