Прошлое и настоящее в мультимедийной балетной опере «Апокалиптика» М. Келемена

Научная статья

doi: https://doi.org/10.26156/OM.2023.15.3.003

Прошлое и настоящее в мультимедийной балетной опере «Апокалиптика» М. Келемена

Скачать pdf  .

Автор: Надежда Аркадьевна Карпун

Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова, Санкт-Петербург, Россия,
nadya.karpun@bk.ru, https://orcid.org/0000-0003-1239-4054

Аннотация

Статья посвящена анализу драматургии мультимедийной балетной оперы хорватского композитора Милко Келемена «Апокалиптика». Это произведение, до сих пор почти не привлекавшее внимания отечественных музыковедов, представляет собой опыт современного переосмысления эсхатологического сюжета. Параллели между событиями библейской истории и новейшего времени, гротескные и гиперболизированные образы страданий и смерти создают ужасающую картину Апокалипсиса, который уже наступил. В статье проанализированы основные эсхатологические мотивы в опере. В их числе — техно-эсхатологические (загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов, война, диктатура, поклонение машинам), ветхозаветные (падение Вавилонской башни) и новозаветные эсхатологические мотивы (наказание Вавилона, Страшный суд и предсмертная агония человечества, новое небо и новая земля). Переплетение перечисленных драматургических линий в архитектонике целого, нелинейность повествования, свойственные музыкальному театру второй половины ХХ века, организуют сложное мифологическое пространство оперы

Ключевые слова: Милко Келемен, «Апокалиптика», опера в ХХ веке, мультимедийная опера, эсхатология, оперная драматургия

Для цитирования: Карпун Н. А. Прошлое и настоящее в мультимедийной балетной опере «Апокалиптика» М. Келемена // Opera musicologica. 2023. Т. 15. № 3. С. 42–57. https://doi.org/10.26156/OM.2023.15.3.003.

Статья поступила в редакцию: 23.01.2023; одобрена после рецензирования: 28.02.2023; принята к публикации: 14.08.2023; опубликована: 12.09.2023.

Список источников

[1] Кононенко 2003 — Кононенко Б. И. Большой толковый словарь по культурологии. Москва : Вече : АСТ, 2003. 509 с. Электронная версия: NIV, 2000–2023. URL: http://cult-lib.ru/doc/dictionary/culturology-dictionary/index.htm (дата обращения: 23.01.2023).

[2] Петров 2001 — Петров Ф. Н. Эсхатологический миф: миф о грядущей гибели и последующем возрождении мира. Челябинск : Юж.-Урал. кн. изд-во, Юж.-Урал. изд.-торг. дом, 2001. 108 с.

[3] Топоров 2003 — Топоров В. Н. Петербургский текст русской литературы: Избранные труды. Санкт-Петербург : «Искусство — СПб», 2003. 616 с.

[4] Kelemen 1968 — Kelemen M. Čežnja za totalnim teatrom (1968) // Kelemen M. Apokaliptika. Zbornik uz jednu baletnu operu / ed. by Zdravko Blažeković. Zagreb : Muzički informativni centar, 1983. S. 21–24. (Riječ i glazba; Knjiga treća).

[5] Kelemen 1981 — Kelemen M. Apokaliptika. Vizije prema Knjizi nad Knjigama (1981) // Kelemen M. Apokaliptika. Zbornik uz jednu baletnu operu / ed. by Zdravko Blažeković. Zagreb : Muzički informativni centar, 1983. S. 25–38. (Riječ i glazba; Knjiga treća).

[6] Vondung 2000 — Vondung K. The apocalypse in Germany / transl. from German by Stephen D. Ricks. Columbia ; London : University of Missouri Press, 2000. 437 p.

Original article

The Past and the Present in the Multimedia Ballet-Opera “Apocalyptica” by Milko Kelemen

Author: Nadezhda A. Karpun

Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory, St. Petersburg, Russia,
nadya.karpun@bk.ru, https://orcid.org/0000-0003-1239-4054

Abstract

The article is devoted to the analysis of the dramaturgy in the multimedia balletopera "Apocalyptica" by Croatian composer Milko Kelemen. This work, still almost unknown in Russia, is an example of a modern rethinking of an eschatological plot. Parallels between biblical events and contemporary history, grotesque images of suffering and death create a horrible picture of the Apocalypse, which has already come. The article considers the main eschatological motifs in the opera. They include techno-eschatological (environmental pollution, depletion of natural resources, war, dictatorship, worship of machines), Old Testament (the fall of the Tower of Babel) and New Testament (the punishment of Babylon, the Last Judgment and the people’s agony, the New Heaven and Earth) eschatological motifs. A combination of these dramaturgical lines, and non-linearity of the narrative organize the complex mythological space of the opera.

Keywords: Milko Kelemen, “Apocalyptica”, opera in the 20th century, multimedia opera, eschatology, opera dramaturgy

For citation: Karpun N. A. The Past and the Present in the Multimedia Ballet-Opera “Apocalyptica” by Milko Kelemen. Opera musicologica. 2023. Vol. 15, no. 3. Р. 42–57. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/OM.2023.15.3.003.

The article was submitted: 23.01.2023; approved after reviewing: 28.02.2023; accepted for publication: 14.08.2023; published: 12.09.2023.

References

[1] Kononenko, Boris I. (2003). Bol’shoy tolkovyy slovar’ po kul’turologii [Big explanatory dictionary of culturology]. Moscow: Veche; AST, 2003. 509 p. Electronic Version: NIV, 2000–2023. Available at: http://cult-lib.ru/doc/dictionary/culturology-dictionary/index.htm (accessed: 23.01.2023) (in Russian).

[2] Petrov, Fedor N. (2001). Eskhatologicheskiy mif: mif o gryadushchey gibeli i posleduyushchem vozrozhdenii mira [Eschatological myth: the myth of the coming death and the subsequent rebirth of the world]. Chelyabinsk: Yuzhno-Ural’skoe knizhnoe izdatel’stvo, Yuzhno-Ural’skiy izdatel’sko-torgovyy dom, 108 p. (in Russian).

[3] Toporov, Vladimir N. (2003). Peterburgskiy tekst russkoy literatury: Izbrannye Trudy [Petersburg Text of Russian Literature: Selected Works]. St. Petersburg: “Iskusstvo — SPb”, 616 p. (in Russian).

[4] Kelemen, Milko (1968). „Čežnja za totalnim teatrom” (1968) [“A longing for Totaltheater” (1968)]. In Milko Kelemen, Apokaliptika. Zbornik uz jednu baletnu operu, ed. by Zdravko Blažeković. Zagreb : Muzički informativni centar, 1983. S. 21–24. (Riječ i glazba; Knjiga treća). (In Croatian).

[5] Kelemen, Milko (1981). „Apokaliptika. Vizije prema Knjizi nad Knjigama” (1981) [“Apocalyptica. Visions according to the Book of Books” (1981)]. In Milko Kelemen, Apokaliptika. Zbornik uz jednu baletnu operu, ed. by Zdravko Blažeković. Zagreb: Muzički informativni centar, 1983. S. 25–38. (Riječ i glazba; Knjiga treća). (In Croatian).

[6] Vondung, Klaus (2000). The apocalypse in Germany [Apokalypse in Deutschland], transl. from German by Stephen D. Ricks. Columbia ; London : University of Missouri Press, 437 p.