Научная статья
doi: https://doi.org/10.26156/operamus.2025.17.2.007
Новая рукопись в собрании Санкт-Петербургской консерватории:
«Записки по чтениям Н. А. Римского-Корсакова о контрапункте»
А. В. Оссовского
Авторы: Алла Ирменовна Янкус, Тамара Игоревна Твердовская
Сведения об авторе: Алла Ирменовна Янкус
Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова, Санкт-Петербург, Россия,
alla_jankus@mail.ru , https://orcid.org/0000-0002-3157-1194
Сведения об авторе: Тамара Игоревна Твердовская
Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова, Санкт-Петербург, Россия,
tverdo2001@mail.ru , https://orcid.org/0000-0002-1266-3923
Аннотация
В настоящей статье впервые вводится в научный обиход рукопись А. В. Оссовского «Записки по чтениям Н. А. Римского-Корсакова о контрапункте», переданная в дар Научной музыкальной библиотеке Санкт-Петербургской государственной консерватории Е. А. Смирновой — вдовой доктора искусствоведения, профессора В. В. Смирнова (1937–2023). Обсуждаются обстоятельства и возможные причины создания «Записок», даются подробное текстологическое описание рукописи и общая характеристика ее содержания, комментируются слои авторских правок и помет. Выдвигается гипотеза о возможной подготовке Оссовским к изданию зафиксированных им материалов курса контрапункта, читавшегося Римским-Корсаковым в Санкт-Петербургской консерватории.
Ключевые слова: Н. А. Римский-Корсаков, А. В. Оссовский, В. В. Смирнов, «Записки по чтениям Н. А. Римского-Корсакова о контрапункте», Санкт-Петербургская консерватория, петербургская музыкально-теоретическая школа, учение о контрапункте, рукопись
Для цитирования: Янкус А. И., Твердовская Т. И. Новая рукопись в собрании Санкт-Петербургской консерватории: «Записки по чтениям Н. А. Римского-Корсакова о контрапункте» А. В. Оссовского // Opera musicologica. 2025. Т. 17. № 2. С. 122–147.
https://doi.org/10.26156/operamus.2025.17.2.007
Статья поступила в редакцию: 24.03.2025; одобрена после рецензирования: 21.04.2025;
принята к публикации: 21.04.2025; опубликована: 30.05.2025.
Рукописные источники
Записки 1897–1900 — Оссовский А. В. Записки по чтениям Н. А. Римского-Корсакова о контрапункте. [1897–1900]. Рукопись. 31 + 12 доп. л. Научно-исследовательский отдел рукописей Научной музыкальной библиотеки Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова.
Список источников
[1] Клепиков 1978 — Клепиков С. А. Филиграни и штемпели на бумаге русского и иностранного производства XVIII — начала XX века. Москва: Наука, 1978. 240 с.
[2] Михайлов 1959 — Михайлов М. К. Н. А. Римский-Корсаков — воспитатель композиторов // Н. А. Римский-Корсаков и музыкальное образование: Статьи и материалы / ред. С. Л. Гинзбурга. Ленинград: Государственное музыкальное издательство, 1959. С. 13–45.
[3] Оссовский 1959 — Из воспоминаний А. В. Оссовского (подготовила к печати Е. Ф. Бронфин) // Н. А. Римский-Корсаков и музыкальное образование: Статьи и материалы / ред. С. Л. Гинзбурга. Ленинград: Государственное музыкальное издательство, 1959. С. 189–196.
[4] Оссовский 1968 — Оссовский А. В. Воспоминания. Исследования / [общ. ред. и вступ. статья Ю. Кремлёва]; [сост., подгот. к публикации, предисл. и примеч. В. В. Смирнова]. Ленинград: Музыка, 1968. 440 с.
[5] Оссовский 2009 — Из личного дела А. В. Оссовского / подг. к публикации Я. Ю. Гуровой // Opera musicologica. 2009. № 1 (1). С. 133–158. Прим.: Автобиография А. В. Оссовского (С. 136–145).
[6] Оссовский 2025 — Оссовский А. В. Записки по чтениям Н. А. Римского-Корсакова о контрапункте / подготовка к публикации А. И. Янкус, Т. И. Твердовская // Opera musicologica. 2025. Т. 17. № 2. С. 148–175. https://doi.org/10.26156/operamus.2025.17.2.008.
[7] Римский-Корсаков 1963 а — Римский-Корсаков Н. А. Программа классов обязательной теории // Римский-Корсаков Н. А. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка. Москва: Государственное музыкальное издательство, 1963. Т. 2. С. 174.
[8] Римский-Корсаков 1963 b — Римский-Корсаков Н. А. Теория и практика [и] Обязательная теория музыки в русской консерватории // Римский-Корсаков Н. А. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка. Москва: Государственное музыкальное издательство, 1963. Т. 2. С. 188–212.
[9] Римский-Корсаков 1963c — Римский-Корсаков Н. А. Теория композиции // Римский-Корсаков Н. А. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка. Москва: Государственное музыкальное издательство, 1963.Т. 2. С. 172–174.
[10] Саар 1959 — Воспоминания Марта Саара (Подготовила к печати Х. Л. Тынсон) // Н. А. Римский-Корсаков и музыкальное образование: Статьи и материалы / ред. С. Л. Гинзбурга. Ленинград: Государственное музыкальное издательство, 1959. С. 225–228.
[11] Смирнов 2018 — Смирнов В. В. Петербургские школы исторического музыковедения и французская музыка // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2018. № 6 (59). С. 231–244.
[12] Смирнов 2021 — Смирнов В. Тайна биографии А. В. Оссовского // Musicus. 2021. № 2 (66). С. 3–9.
[13] Соколов 1908 — Соколов Н. А. Воспоминания о Н. А. Римском-Корсакове. Санкт-Петербург: Издание редакции «Русской музыкальной газеты», 1908. 35 с.
[14] Твердовская 2023 — Твердовская Т. И. А. В. Оссовский и русская классическая опера // Опера в музыкальном театре: история и современность. Материалы Пятой Международной научной конференции, 22–26 ноября 2021 года / ред.-сост. И. П. Сусидко и др. Москва: Российская академия музыки имени Гнесиных, 2023. Т. 1. С. 387–400. https://doi.org/10.56620/978-5-8269-0306-3-2023-1-387-400
[15] Штейнберг 1959 — Воспоминания М. О. Штейнберга (Подготовила к печати Л. Б. Никольская) // Н. А. Римский-Корсаков и музыкальное образование: Статьи и материалы / ред. С. Л. Гинзбурга. Ленинград: Государственное музыкальное издательство, 1959. С. 196–209.
[16] Южак 2013 — Южак К. И. О ленинградской-петербургской школе полифонии // Санкт-Петербургская консерватория в мировом музыкальном пространстве: композиторские, исполнительские, научные школы. 1862–2012: сб. ст. по материалам Международного симпозиума, посвященного 150-летию консерватории (20–22 сентября 2012 года) / ред.-сост. Н. И. Дегтярёва (отв. ред.), Н. А. Брагинская. Санкт-Петербург: издательство Петербургского политехнического университета, 2013. С. 16–34.
[17] Янкус 2024 — Янкус А. И. Школа Н. А. Римского-Корсакова: курс специальной теории в учебных работах А. К. Глазунова // Opera musicologica. 2024. Т. 16, № 4. С. 160–189. https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.4.008
[18] Ястребцев 1959 — Ястребцев В. В. Н. А. Римский-Корсаков: Воспоминания. Том 1. 1886–1897 / общ. ред. А. В. Оссовского. Ленинград: Государственное музыкальное издательство, 1959. 527 с.
[19] Tverdovskaya, Yankus 2024 — Tverdovskaya, T. I. & Yankus, A. I. Nikolai Rimsky-Korsakov’s Third Textbook in Alexander Ossovsky’s Notes: Concerning the History of the Formation of the St. Petersburg School of Music Theory // Russian Musicology. 2024. No. 4. P. 110–118. https://doi.org/10.56620/RM.2024.4.110-118
Original article
New Manuscript in the St. Petersburg Conservatory’s Collection:
“Notes on Nikolai A. Rimsky-Korsakov’s Lectures on Counterpoint”
of Alexander V. Ossovsky
Authors: Alla I. Yankus, Tamara I.Tverdovskaya
About the Author: Alla I
Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory, Saint Petersburg, Russia
alla_jankus@mail.ru , https://orcid.org/0000-0002-3157-1194
About the Author: Tamara I.Tverdovskaya
Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory, Saint Petersburg, Russia
tverdo2001@mail.ru , https://orcid.org/0000-0002-1266-3923
Abstract
This article introduces for the first time the manuscript of Alexander V. Ossovsky’s Notes on Nikolai A. Rimsky-Korsakov’s lectures on counterpoint, gifted to the Scientific Music Library of the St. Petersburg State Conservatory by Elena A. Smirnova, the widow of Dr. Habil. in Art History, Professor Valery V. Smirnov (1937–2023). The circumstances and possible reasons for the creation of the Notes are discussed, a detailed textological description of the manuscript and a general characterization of its contents are given, and layers of author’s edits and notes are commented upon. A hypothesis is put forward about Ossovsky’s possible preparation for publication of the recorded materials of the counterpoint course given by Rimsky-Korsakov at the St. Petersburg Conservatory.
Keywords: Nikolai A. Rimsky-Korsakov, Alexander V. Ossovsky, Valery V. Smirnov, “Notes on Nikolai A. Rimsky-Korsakov’s Lectures on Counterpoint”, Saint Petersburg Conservatory, St. Petersburg musical-theoretical school, guide on counterpoint, manuscript
For citation: Yankus, Alla I., Tverdovskaya, Tamara I. New Manuscript in the St. Petersburg Conservatory’s Collection: “Notes on Nikolai A. Rimsky-Korsakov’s Lectures on Counterpoint” of Alexander V. Ossovsky. Opera musicologica. 2025. Vol. 17, no. 2. Р. 122–147. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/operamus.2025.17.2.007
The article was submitted: 24.03.2025; approved after reviewing: 21.04.2025; accepted for
publication: 21.04.2025; published: 30.05.2025.
References
[1] Klepikov, Sokrat A. (1978). Filigrani i shtempeli na bumage russkogo i inostrannogo proizvodstva XVIII — nachala XX veka [Filigree and stamps on Russian and foreign paper of XVIII — early XX century]. Moscow: Nauka, 240 p. (in Russian).
[2] Mikhailov, Mikhail K. (1959). “N. A. Rimsky-Korsakov — vospitatel’ kompozitorov” [“Nikolai A. Rimsky-Korsakov — educator of composers”]. In N. A. Rimsky-Korsakov i muzykal’noe obrazovanie. Stat’i i materialy [Nikolai A. Rimsky-Korsakov and musical education. Articles and materials], edited by Semion L. Ginzburg. Leningrad: Gosudarstvennoe muzykal’noe izdatel’stvo, рp. 13–45 (in Russian).
[3] [Ossovsky, Alexander V.] (1959). “Iz vospominaniy A. V. Ossovskogo (podgotovila k pechati E. F. Bronfin)” [“From the memoirs of Alexander V. Ossovsky (prepared for publication by Elena F. Bronfin)”]. In N. A. Rimsky-Korsakov i muzykal’noe obrazovanie. Stat’i i materialy [Nikolai A. Rimsky-Korsakov and musical education. Articles and materials], edited by Semion L. Ginzburg. Leningrad: Gosudarstvennoe muzyka l’noe izdatel’stvo, pp. 189–196 (in Russian).
[4] Ossovsky, Alexander V. (1968). Vospominaniya. Issledovaniya [Memories. Studies], General edition and introductory article by Yuly Kremlev, compiled, prepared by publication, preface and notes by Valery V. Smirnov. Leningrad: Muzyka, 440 p. (in Russian).
[5] [Ossovsky, Alexander V.] (2009). “Iz lichnogo dela A. V. Ossovskogo” [“From the Personal File by Alexander V. Ossovsky”], materials were prepared by Yanina Yu. Gurova. In Opera musicologica. 2009, no. 1 (1), pp. 133–158 (in Russian).
[6] Ossovsky, Alexander V. (2025). “Zapiski po chteniyam N. A. Rimskogo-Korsakova o kontrapunkte” [“ ‘Notes on Nikolai A. Rimsky-Korsakov’s Lectures on Counterpoint’ ”], prepared for publication by Alla I. Yankus, Tamara I. Tverdovskaya. In Opera musicologica.
2025. Vol. 17, no. 2, pp. 148–175 (in Russian). https://doi.org/10.26156/operamus.2025.17.2.008.
[7] Rimsky-Korsakov, Nikolai A. (1963). “Programma klassov obyazatel’noy teorii” [“Program of classes of the obligatory theory”]. In Nikolai A. Rimsky-Korsakov, Polnoe sobranie sochineniy. Literaturnyye proizvedeniya i perepiska [Complete works. Literary essays and correspondence]. Moscow: Gosudarstvennoe muzykal’noe izdatel’stvo, vol. 2, p. 174 (in Russian).
[8] Rimsky-Korsakov, Nikolai A. (1963). “Teoriya i praktika [i] Obyazatel’naya teoriya muzyki v russkoi konservatorii” [“Theory and Practiсe [and] Obligatory music theory in Russian conservatoire”]. In Nikolai A. Rimsky-Korsakov, Polnoe sobranie sochineniy. Literaturnyye proizvedeniya i perepiska [Complete works. Literary essays and correspondence]. Moscow: Gosudarstvennoe muzykal’noe izdatel’stvo, vol. 2, рp. 188–212 (in Russian).
[9] Rimsky-Korsakov, Nikolai A. (1963). “Teoriya kompozitsii” [“Theory of composition”]. In Nikolai A. Rimsky-Korsakov. Polnoe sobranie sochineniy. Literaturnyye proizvedeniya i perepiska [Complete works. Literary essays and correspondence]. Moscow: Gosudarstvennoe muzykal’noe izdatel’stvo, vol. 2, рp. 172–174 (in Russian).
[10] [Saar, Mart] (1959). “Vospominaniya Marta Saara (podgotovila k pechati Helga L. Tõnson” [“Mart Saar’s memories (prepared for publication by Helga L. Tõnson”]. In N. A. Rimsky-Korsakov i muzykal’noe obrazovanie. Stat’i i materialy [Nikolai A. Rimsky-Korsakov and musical education. Articles and materials], edited by Semion L. Ginzburg. Leningrad: Gosudarstvennoe muzyka l’noe izdatel’stvo, pp. 225–228 (in Russian).
[11] Smirnov, Valery V. (2018). “Peterburgskie shkoly istoricheskogo musykovedeniya i frantsuzskaya musyka” [“St. Petersburg schools of historical musicology and French music”]. In Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2018. No. 6 (59), pp. 231–244 (in Russian).
[12] Smirnov, Valery V. (2021). “Tayna biografii A. V. Ossovskogo” [“The mystery of the biography of Alexander V. Ossovsky”]. In Musicus. 2021. No. 2 (66), pp. 3–9 (in Russian).
[13] Sokolov, Nikolai A. (1908). Vospominaniya o N. A. Rimskom-Korsakove [Memories of N. A. Rimsky-Korsakov]. St. Petersburg: Izdanie redaktsii “Russkoy muzykal’noy gazety”, 35 p. (in Russian).
[14] Tverdovskaya, Tamara I. (2023). “A. V. Ossovsky i russkaya klassicheskaya opera” [“Alexander Ossovsky and Russian Classical Opera”]. In Opera v muzykal’nom teatre: istoriya i sovremennost’. Materialy Pyatoy Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii, 22–26 noyabrya 2021 goda [Opera in Musical Theater: History and Present Time. Proceedings of the 5th International Conference, November 22–26, 2021], edited by Irina Susidko, Pavel Lutsker, Nina Pilipenko, Gnesin Russian Academy of Music. Volume 1. Moscow: Gnesin Russian Academy of Music, Vol. 1, рp. 387–400. https://doi.org/10.56620/978-5-8269-0306-3-2023-1-387-400 (in Russian).
[15] [Steinberg, Maximilian O.] (1959). “Vospominaniya M. O. Steinberga (podgotovila k pechati Lyubov’ B. Nikol’skaya)” [“Maximilian O. Steinberg’s memories (prepared for publication by Lyubov’ B. Nikol’skaya)”]. In N. A. Rimsky-Korsakov i muzykal’noe obrazovanie. Stat’i i materialy [Nikolai A. Rimsky-Korsakov and musical education. Articles and materials], edited by Semion L. Ginzburg. Leningrad: Gosudarstvennoe muzyka l’noe izdatel’stvo, pp. 196–209 (in Russian).
[16] Yuzhak, Kyra I. (2013). “O leningradskoy-peterburgskoy shkole polifonii” [“On the Leningrad — Petersburg polyphony school”]. In Sankt-Peterburgskaya konservatoriya v mirovom muzykal’nom prostranstve: kompozitorskiye, ispolnitel’skiye, nauchnyye shkoly. 1862–2012: sbornik statey po materialam mezhdunarodnogo simpoziuma, posvyashchennogo 150-letiyu konservatorii (20–22 sentyabrya 2012 goda) [Saint Petersburg Conservatory in the music world: composer, performer, scientific schools. 1862–2012: Collection of articles on the materials of the International Symposium dedicated to 150-anniversary of the conservatory (September 20–22, 2012)], editorscompilers Natalya I. Degtyareva (editor-in-chief), Natalia A. Braginskaya. Saint Petersburg: Izdatel’stvo Peterburgskogo politekhnicheskogo universiteta, pp. 16–34 (in Russian).
[17] Yankus, Alla I. (2024). “Shkola N. A. Rimskogo-Korsakova: kurs spetsial’noy teorii v uchebnykh rabotakh A. K. Glazunova” [“The School of Nikolai A. Rimsky-Korsakov: Special Theory (Theory, Harmony, Composition) in the Student Works of Alexander K. Glazunov”]. In Opera musicologica. 2024. Vol. 16, no. 4, pp. 160–189 (in Russian). https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.4.008
[18] Yastrebtsev, Vasily V. (1959). N. A. Rimsky-Korsakov: Vospominaniya [N. A. Rimsky-Korsakov: Memories]. Volume 1. 1886–1897, general edition by Alexander V. Ossovsky. Leningrad: Gosudarstvennoe muzykal’noe izdatel’stvo, 527 p. (in Russian).
[19] Tverdovskaya, Tamara I. & Yankus, Alla I. (2024). Nikolai Rimsky-Korsakov’s Third Textbook in Alexander Ossovsky’s Notes: Concerning the History of the Formation of the St. Petersburg School of Music Theory. In Russian Musicology. 2024, no. 4, pp. 110–118. https://doi.org/10.56620/RM.2024.4.110-118