Носитель традиций музыкально-исполнительского искусства в социуме (на примере казахских кобызистов и украинских кобзарей)

Носитель традиций музыкально-исполнительского искусства в социуме
(на примере казахских кобызистов и украинских кобзарей)

Скачать pdf  .

Ключевые слова: традиционная музыка, история музыкально-исполнительского искусства, кобзарь, кобызист, носитель традиционного искусства.

Автор: Акнар Шарипбаева

Сведения об авторе: АКНАР ТАТТИБАЕВНА ШАРИПБАЕВА

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4528-5524
e-mail: sharipbaeva_aqnar@mail.ru

Аспирантка Российского института истории искусств

190068 Санкт-Петербург, Исаакиевская пл., 5

Солистка Академического оркестра казахских народных инструментов имени Дины Нурпеисовой

060002 Казахстан, г. Атырау, пр. Абулхаир Хана, 52

Дата поступления: 09.04.2020

Дата публикации: 15.11.2020

DOI: 10.26156/OM.2020.12.4.005

Аннотация

В данной статье автор анализирует роль традиционного носителя музыкально-исполнительского искусства в социуме. На примере кобзарей и кобызистов раскрываются выполняемые ими функции в традиционном обществе. Описываются исторические особенности кобзарства, их жанры и традиции, с отсылкой к известным этнографам Ф. Колессе и Т. Шевченко. Автор обосновывает общее тюркское происхождение украинской кобзы и казахского кобыза. В статье дается характеристика деятельности кобызистов, с учетом работ известных этнографов А. Х. Маргулана и А. Ф. Эйхгорна. Рассматриваются примеры слепых кобызистов в истории казахского общества (Нышан, Шоже), а также описана династия исполнителей на кобызе, начиная с Ыхыласа Дукенова. Автор сопоставляет общее и особенное в истории развития народного искусства игры на кобзе и кобызе, показывает возможности поддержки и возрождения этого искусства в современном обществе. Предлагается введение статуса традиционного носителя музыкально-исполнительского искусства и его предназначения в современном обществе, дается авторская дефиниция вводимого термина.

Литература

Бердина 2013 — Бердина Т. Е. Жанровые особенности дум и песен из репертуара кобзаря Егора Мовчана // Актуальні питання філології та методології: збірник наукових праць магістрантів /за ред. В. В. Герман. Суми: Вид-во СумДПУ iменi А. С. Макаренко. 2013. С. 229–234.

Валиханов 1984 — Валиханов Ч. Ч. О формах казахской народной поэзии // Валиханов Ч. Ч. Собрание сочинений: в 5 т. Т. 1. Алма-Ата: Главная редакция Казахской советской энциклопедии, 1984. С. 280–286.

Вдовиченко, Баранов 2005 — Вдовиченко И. И., Баранов В. И. Музыка в средневековом Крыму // V Таврические научные чтения, г. Симферополь, 21 мая 2004 г.: сб. науч. ст. / ред. Е. Б. Вишневской. Симферополь: Мустанг, 2005. С. 33–39.

Волков 2019 — Волков Ю. Г. Социология будущего. Социологическое знание и социальный проект. Монография. Москва: КноРус, 2019. 215 с.

Гатагова 2005 — ЦК РКП(б) – ВКП(б) и национальный вопрос (1918–1933 гг.) / сост. Л. С. Гатагова, Л. П. Кошелева, Л. А. Роговая Москва: РОССПЭН, 2005. 782 с.

Гершкович 2011 — Гершкович Я. П. Спадщина Коркута в половецькому середовищі Північного Причорномор’я // Археологія. 2011. № 1. С. 40–50.

Жаканов 1993 — Қобыз атасы — Ықылас / сост. И. Жақанов. Алматы : Рауан, 1993. 135 с.

Жордания 2007 — Жордания И. М. «Вы люди ученые, и конечно вы знаете лучше»: несколько заметок о восприятии фольклора глазами ее носителей и фольклористов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2007. №2. С. 330–335.

Жуков 2019 — Жуков В. И. Этнофор // Большой этнологический словарь / сост. В. И. Жуков, Г. Т. Тавадов. 2-е изд. Москва: Омега-Л, 2019. 956 с.

Квитка 1973 — Квитка К. В. Вступительные замечания к музыкально-этнографическим исследованиям // Квитка К. В. Избранные труды : В 2 т. / сост. и коммент. В. Л. Гошовского. Москва: Советский композитор, 1971. Т. 1. С. 3–27.

Коваленко 2019 — Ленинградская область. Областной закон «О государственной политике области в сфере сохранения и восстановления традиционной народной культуры Ленинградской области». Проект внесен депутатом В. А. Коваленко. Санкт-Петербург, 2019. 35 с.

Колесса 1969 — Колесса Ф. М. Мелодii украiнських народних дум / пiдгот. С. Й. Грица. Киiв: Наукова думка, 1969. 591 с.

Колесса 1970 — Колесса Ф. М. Музикознавчі праці / підготувала до друку Софія Грица. Київ: Наукова думка, 1970. 591 с.

Коныратбай 2016 — Коныратбай Т. А. Коркут в фольклоре тюркоязычных народов (о критическом освоении музыкального наследия Коркута) // Научная дискуссия: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2016. № 11. С. 8–16.

Крист 1902 — Крист Е. Кобзари и лирники Харьковской губернии: Приложение к Протоколу заседания Харьковского предвар. комитета (по устройству 12 Археологического съезда и выставки 13 июня 1902 г.). Харьков : Печатное дело кн. К. Н. Гагарина, 1902. 15 с.

Кузембаева 2014 — Кузембаева С. Шокан Уалиханов и духовная культура казахского народа // Простор. 2014. № 5. С. 92–114.

Линёва 1909 — Линёва Е. В. Великорусские песни в народной гармонизации: в 2 вып. / ред. Ф. Е. Корша. Вып. 2: Песни новгородские. Санкт-Петербург: Издание Императорской Академии Наук, 1909. LXXX, 2, 65 с.

Маргулан 1985 — Марғұлан Ә. Х. Қазақтағы Қорқыт аңызын дәстүр етіп сақтаушылар // Ежелгі жыр, аңыздар: Ғылыми-зерттеу мақалалар. Алматы: Жазушы, 1985. 368 б. [Маргулан А. Х. Хранители традиции Коркыта у казахов // Древние сказания, легенды: научно-исследовательские статьи. Алматы : Жазушы, 1985. 368 с.

Мациевский 2018 — Мациевский И. В. В пространстве музыки: в 3 т. / Министерство культуры Российской Федерации, Российский институт истории искусств. Т. 3. Санкт-Петербург: РИИИ, 2018. 379 с.

Михутина 2013 — Михутина И. В. Украинский вопрос в России (конец XIX – начало XX века): монография. 2-е изд. доп. Москва: Институт славяноведения РАН, 2013. 305 с.

Парусова 2015 — Парусова Е. В. Музыкальные традиции украинского этноса // Гузенина С. В. Этносоциология: лики культуры. Хрестоматия. Учебное пособие. Ульяновск: Зебра, 2015. С. 116–119.

Петрик 2014 — Петрик В. В. Становление народно-профессионального исполнительства в среде кобзарей и лирников // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 4. С. 149–152.

Петрик 2016 — Петрик В. В. Взаимодействие казачества и кобзарства в контексте украинской культуры // Манускрипт. 2016. № 2. С. 146–149.

Пименов 1977 — Пименов В. В. Удмурты: опыт компонентного анализа этноса. АН СССР, Институт этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. Ленинград: Наука. Ленингр. отделение, 1977. 262 с.

Проскурина 2003 — Проскурина А. В. Политика советской власти в отношении религии и церкви в деревне Северо-Запада России (конец 1920-х – 1930-е гг.): монография. Москва: Инфра-М, 2003. 221 с.

Путилов 1997 — Путилов Б. Н. Эпическое сказительство: Типология и этническая специфика / РАН, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). Москва: Восточная литература, 1997. 294 с.

Сарыбаев 1978 — Сарыбаев Б. Казахские музыкальные инструменты. Алма-Ата: Жалын, 1978. 176 с.

Суин 2014 — Суин Н. Ш. Мангистау в судьбе Кобзаря : буклет / Управление культуры Мангистауской области. Музей комплекс Мангистауского областного управления культуры. Форт-Шевченко: Redline Production, 2014. 48 с.

Татарко, Козлова 2006 — Татарко А. Н., Козлова М. А. Сравнительный анализ структуры ценностей и характеристик этнической идентичности в традиционных и современных культурах // Психологический журнал. 2006. №. 4. С. 67–76.

Уразалиева 2012 — Уразалиева К. Кобызовая традиция на современном этапе // Мысль. 2012. № 9. С. 67–70.

Уразбекова 2009 — Уразбекова Л. Современный миф тюркской культуры // Музыка тюркского мира. Материалы І Международного симпозиума (Алматы, 3–8 мая 1994 г.). Алматы: Дайк-Пресс, 2009. С. 153–158.

Хоткевич 1903 — Хоткевич И. Несколько слов об украинских бандуристах и лирниках // Этнографическое обозрение. 1903. № 2. С. 87–106.

Цертелев 1819 — Цертелев Н. А. Опыт собрания старинных малороссийских песен. Санкт-Петербург  Типография К. Крайя, 1819. 64 c.

Шарипбаева 2018 — Шарипбаева А. Т. Роль носителя традиции: критерии признания и установления статуса (на примере кобызового искусства) // Актуальные проблемы современной музыкальной тюркологии: материалы международной научно-практической конференции (г. Алматы, 28–30 мая, 2018 г.) / ред. А. Р. Бердыбай. Алматы: Дайк-Пресс, 2018. С. 112–117.

Шастина 2016 — Шастина Т. В. Хранители народной традиционной певческой культуры // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2016. № 1. С. 134–136.

Шахназарова 1973 — Шахназарова Н. Г. О взаимодействии музыкальных культур Востока и Запада // Музыкальная трибуна Азии / ред. И. Р. Еолян, Н. Г. Шахназарова, Б. М. Ярустовский. Москва: Советский композитор, 1973. С. 82–90.

Шевченко 1947 — Шевченко Т. Г. Кобзарь: переводы с украинского / ред.-сост. А. Л. Дейч. Москва; Ленинград : ОГИЗ, ГИХЛ, 1947. 686 с.

Эйхгорн 1963 — Эйхгорн А. Ф. Музыка киргизов // Музыкальная фольклористика в Узбекистане (первые записи). Музыкально-этнографические материалы. Ташкент: Издательство АН Узбекской ССР, 1963. 195 с.

Csatо, Johanson 1998 — Csatо Е., Johanson L. The History of Turkic. The Turkic Languages. London, New York : Routledge, 1998. 125 p.

Для цитирования: Шарипбаева А. Т. Носитель традиций музыкально-исполнительского искусства в социуме (на примере казахских кобызистов и украинских кобзарей // Оpera musicologica. 2020. Т. 12. № 4. С. 92–112. DOI: 10.26156/OM.2020.12.4.005.

The Bearer of the Traditions of Musical Performing Art in Society
(On the Example of Kazakh Kobyzists and Ukrainian Kobzars)

Keywords: traditional music, history of performing arts, kobzar, kobyzist, carrier of traditions.

Author: Aknar T. Sharipbaeva

About the Author

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4528-5524
e-mail: sharipbaeva_aqnar@mail.ru

Postgraduate student at the Russian Institute of Art History

5 Isaakievskaya Square, St. Petersburg 190068, Russia

Soloist of the Dina Nurpeisova Academic Orchestra of Kazakh Folk Instruments

52 Abulkhair Khan Ave., Atyrau 060002, Kazakhstan

Submitted on: 09.04.2020

Published on: 15.11.2020

Abstract

In this article, the author analyzes the role of the traditional carrier of musical and performing arts in society. He considers the creativity of kobzars and kobyzists to reveal the functions performed by them in the traditional society. It describes the historical features of kobzarstvo, their genres and traditions, with reference to the famous ethnographers F. Kolessa and T. Shevchenko. The author bases the general origin of instruments of ukrainian kobza and kazakh kobyz. The article gives a general description of the activities of kobyzists, with reference to the famous ethnographers A. H. Margulan and A. F. Eichhorn. Presented the examples of the blind kobzarey players in the history of the kazakh society (Nyshan, SHozhe). The author presents information from the primary source about the persecution of kobyzists in the difficult soviet period for national music and reveals the chain of succession of performing on kobyz from the classic of kobyz art, Yhylasa Dukenov. The author compares the general and special in the history of development of kobzars and kobyzists, shows the possibilities of supporting and reviving these folk music trends in modern society. It is proposed to introduce the status of the traditional “carrier” and its purpose in modern society, and the author's definition of the term is given.

Works Сited

Berdina, Tat’yana E. (2013). “Zhanrovye osobennosti dum i pesen iz repertuara kobzarya Egora Movchana” [“Genre features of doom and songs from the repertoire of Kobzar Yegor Movchan”]. In Aktual’nі pitannya fіlologії ta metodologії: zbіrnik naukovikh prats’ magіstrantіv [Current issues of Philology and methodology: collection of scientific papers of undergraduates], ed. Vladimir V. German. Sumi: Vid-vo SumDPU imeni A. S. Makarenko, рр. 229–234 (in Russian).

Csatо, Eva & Johanson, Lars (1998). The History of Turkic. The Turkic Languages. London, New York: Routledge, 125 p.

Eykhgorn, Avgust F. (1963). “Muzyka kirgizov” [“Music of the Kyrgyz people”]. In Muzykal’naya fol’kloristika v Uzbekistane (pervye zapisi). Muzykal’no-etnograficheskie materialy [Musical folklore in Uzbekistan (first recordings). Musical and ethnographic materials]. Tashkent: Izdatel’stvo AN Uzbekskoy SSR, 195 р. (in Russian).

Gatagova, Lyudmila S. (2005). TsK RKP(b) — VKP(b) i natsional’nyy vopros (1918–1933 gg.) [Central Committee of the RCP (b) — CPSU (b) and the national question], edited by Lyudmila S. Gatagova, Lidiya P. Kosheleva, Larisa A. Rogovaya. Moscow: ROSSPEN, 782 р. (in Russian).

Gershkovich, Yakiv P. (2011). “Spadshhyna Korkuta v polovec’komu seredovyshhi Pivnichnogo Prychornomor’ja” [“Korkut’s heritage in the Polovtsian environment of the northern Black Sea region”]. In Arkheologіya [Archaeology], no. 1 (2011), pp. 40–50 (in Ukrainian).

Khotkevich, Ignat (1903). “Neskol’ko slov ob ukrainskikh banduristakh i lirnikakh” [“A few words about the Ukrainian bandura and lyre players”]. In Etnograficheskoe obozrenie [Ethnographic Review], no. 2 (1903), рр. 87–106 (in Russian).

Kolessa, Fіlaret (1969). Melodii ukrains’kikh narodnykh dum [Melodies of Ukrainian folk dooms]. Kyi’v: Naukova dumka, 591 p. (in Ukrainian).

Kolessa, Fіlaret (1970). Muzykoznavchi praci [Musicological works]. Kyi’v: Naukova dumka, 591 p. (in Ukrainian).

Konyratbay, Tynysbek (2016). “Korkut v fol’klore tyurkoyazychnykh narodov (o kriticheskom osvoenii muzykal’nogo naslediya Korkuta)” [“Korkut in the folklore of the Turkic-speaking peoples (on the critical development of the musical heritage of Korkut)”]. In Nauchnaya diskussiya: voprosy filologii, iskusstvovedeniya i kul’turologii, no. 11 (2016), pp. 8–16 (in Russian).

Kovalenko, Valeriya (2019). Leningradskaya oblast’. Oblastnoy zakon ‘ O gosudarstvennoy politike oblasti v sfere sokhraneniya i vosstanovleniya traditsionnoy narodnoy kul’tury Leningradskoy oblasti. ’ [Leningrad region. Regional law ‘ On the state policy of the region in the field of preservation and restoration of the traditional folk culture of the Leningrad region ’]. The draft was introduced by the deputy Valeriya Kovalenko. St. Petersburg, 35 р. (in Russian).

Krist, Evgeniy (1902). Kobzari i lirniki Khar’kovskoy gubernii: Prilozhenie k Protokolu zasedaniya Khar’kovskogo predvar. komiteta (po ustroystvu 12 Arkheologicheskogo s’ezda i vystavki 13 iyunya 1902 g.) [Kobzars and lirniki of the Kharkiv province: Appendix to the Minutes of the meeting of the Kharkiv preliminary Commission (on the arrangement of the 12th Archaeological Congress and exhibition on June 13, 1902]. Kharkov: Pechatnoe delo kn. K. N. Gagarina, 15 р. (in Russian).

Kuzembaeva, Sara (2014). “Shokan Ualikhanov i dukhovnaya kul’tura kazakhskogo naroda” [“Shokan Ualikhanov and spiritual culture of the Kazakh people”]. In Prostor, no. 5 (2014), рр. 92–114 (in Russian).

Kvitka, Klyment V. (1973). “Vstupitel’nye zamechaniya k muzykal’no-etnograficheskim issledovaniyam” [“Introductory Notes on Music and Ethnographic Research”] In Klyment V. Kvitka, Izbrannye trudy [Selected Works]: in 2 vols., comp. and comm. by Vladimir L. Hoshovskiy. Moscow : Sovetskiy compositor. Vol. 2, рр. 3–27. (in Russian).

Linyova, Evgeniya (1909). Velikorusskie pesni v narodnoy garmonizatsii [Great Russian songs in folk harmonisation]: in 2 iss. Iss. 2. St. Petersburg: Izdanie Imperatorskoy Akademii Nauk, 155 p. (in Russian).

Margulan, Al’kej H. (1985). “Ķazaķtaġy Ķorķyt aṇyzyn da̋stùr etìp saķtaušylar” [“Keepers of the legend of Korkut in the tradition of the Kazakhs”]. In Eželgì žyr, aṇyzdar: Ġylymizertteu maķalalar [Ancient Myths, Legends: Research Articles]. Almaty: Žazušy, 368 р. (in Kazakh).

Matsievskiy, Igor V. (2018). V prostranstve muzyki [In the space of music]: in 3 vols. Vol. 3. St. Petersburg: Rossiyskiy institut istorii iskusstv, 379 р. (in Russian).

Mikhutina, Irina V. (2013). Ukrainskiy vopros v Rossii (konets XIX – nachalo XX veka): monografiya [The Ukrainian question in Russia (late XIX – early XX century)]. 2th edition. Moscow: Institut slavyanovedeniya RAN, 305 р. (in Russian).

Parusova, Ekaterina V. (2015). “Muzykal’nye traditsii ukrainskogo etnosa” [“Musical traditions of the Ukrainian ethnic group”]. In Svetlana V. Guzenina, Etnosotsiologiya: liki kul’tury [Ethnosociology: faces of culture]. Ulyanovsk : Zebra, рр. 116–119 (in Russian).

Petrik, Valentina V. (2014). “Stanovlenie narodno-professional’nogo ispolnitel’stva v srede kobzarey i lirnikov” [“The formation of folk-professional performance among kobzars and lyre players”]. In Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul’turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki, no. 4 (2014), рр. 149–152 (in Russian).

Petrik, Valentina V. (2016). “Vzaimodeystvie kazachestva i kobzarstva v kontekste ukrainskoy kul’tury” [“Interaction of Cossacks and kobzars in the context of Ukrainian culture”]. In Manuskript, no. 2 (2016), рр. 146–149 (in Russian).

Pimenov, Vladimir V. (1977). Udmurty: opyt komponentnogo analiza etnosa [Udmurts: experience in component analysis of ethnos]. Leningrad: Nauka, 262 р. (in Russian).

Proskurina, Alla V. (2003). Politika sovetskoy vlasti v otnoshenii religii i tserkvi v derevne Severo-Zapada Rossii (konets 1920-kh – 1930-e gg.) [Soviet policy on religion and the Church in rural northwestern Russia (late 1920s – 1930s)]. Moscow: Infra-M, 221 р. (in Russian).

Putilov, Boris N. (1997). Epicheskoe skazitel’stvo: Tipologiya i etnicheskaya spetsifika [Epic storytelling: Typology and ethnic specificity]. Moscow: Vostochnaya literatura, 294 р. (in Russian).

Sarybaev, Bolat (1978). Kazakhskie muzykal’nye instrumenty. [Kazakh musical instruments]. Alma-Ata: Zhalyn, 176 р. (in Russian).

Shakhnazarova, Nelli G. (1973). “O vzaimodeystvii muzykal’nykh kul’tur Vostoka i Zapada” [“On the interaction of musical cultures of the East and West”]. In Muzykal’naya tribuna Azii [Asian music culture], ed. byed. Izabella R. Eolyan, Nelli G. Shakhnazarova, Boris M. Yarustovskiy. Moscow : Sovetskiy kompozitor, рр. 82–90 (in Russian).

Sharipbaeva, Aknar T. (2018). “Rol’ nositelya traditsii: kriterii priznaniya i ustanovleniya statusa (na primere kobyzovogo iskusstva)” [“The role of the bearer of tradition: criteria for recognition and establishment of status (on the example of kobyz art)”]. In Aktual’nye problemy sovremennoy muzykal’noy tyurkologii: materialy mezhdunarodnoy nauchnoprakticheskoy konferentsii (g. Almaty, 28–30 maya, 2018 g.) [Actual problems of modern musical Turkology: proceedings of the international scientific and practical conference (Almaty, may 28–30, 2018)], ed. by A. R. Berdybay. Almaty : Dayk-Press, рр. 112–117 (in Russian).

Shastina, Tat’yana V. (2016). “Khraniteli narodnoy traditsionnoy pevcheskoy kul’tury” [“Keepers of folk traditional singing culture”]. In Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta kul’tury, no. 1 (2016), рр. 134–136 (in Russian).

Shevchenko, Taras G. (1947). Kobzar’ [Kobzar]: translations from Ukrainian, ed. by Aleksandr L. Deych. Moscow, Leningrad: OGIZ, GIHL, 686 р. (in Russian).

Suin, Nursulu Sh. (2014). Mangistau v sud’be Kobzarya [Mangistau in the fate of the poet]. Fort Shevchenko: Redline Production, 48 p. (in Russian).

Tatarko, Aleksandr N. & Kozlova, Mariya A. (2006). “Sravnitel’nyy analiz struktury tsennostey i kharakteristik etnicheskoy identichnosti v traditsionnykh i sovremennykh kul’turakh” [“Comparative analysis of the structure of values and characteristics of ethnic identity in traditional and modern cultures”]. In Psikhologicheskiy zhurnal, no. 4 (2006), рр. 67–76 (in Russian).

Tsertelev, Nikolay A. (1819). Opyt sobraniya starinnykh malorossiyskikh pesen [Experience of the collection of old Russian songs]. St. Petersburg: Tipografiya K. Kraya, 64 р. (in Russian).

Urazalieva, Kaliya (2012). “Kobyzovaya traditsiya na sovremennom etape” [“Kobyz tradition at the present stage”]. In Mysl’, no. 9 (2012), pp. 67–70 (in Russian).

Urazbekova, Laura (2009). “Sovremennyy mif tyurkskoy kul’tury” [“Modern myth of Turkic culture”]. In Muzyka tyurkskogo mira. Materialy І Mezhdunarodnogo simpoziuma (Almaty, 3–8 maya 1994 g.) [Music of the Turkic world: Proceedings of the I International Symposium (Almaty, may 3–8, 1994)]. Almaty: Dayk-Press, рр. 153–158 (in Russian).

Valikhanov, Chokan Ch. (1984). “O formakh kazakhskoy narodnoy poezii” [“About the forms of Kazakh folk poetry”]. In Chokan Ch. Valikhanov, Sobranie sochineniy [Collected works]: in 5 vols. Vol. 1. Alma-Ata: Glavnaya redaktsiya Kazakhskoy sovetskoy entsiklopedii, рр. 280–286 (in Russian).

Vdovichenko, Irina I. & Baranov, Vyacheslav I. (2005). “Muzyka v srednevekovom Krymu” [“Music in medieval Crimea”]. In V Tavricheskie nauchnye chteniya, g. Simferopol’, 21 maya 2004 g. [5th Tauride scientific readings, Simferopol, may 21, 2004]: Collection of studies, ed. by Elena B. Vishnevskaya. Simferopol : Mustang, рр. 33–39 (in Russian).

Volkov, Yuriy G. (2019). Sotsiologiya budushchego. Sotsiologicheskoe znanie i sotsial’nyy proekt [Sociology of the future. Sociological knowledge and social project]. Moscow: KnoRus, 215 р. (in Russian).

Zhakanov, Il’ya (1993). Қobyz atasy — Yқylas [Kobyz’s father — Ykylas], ed. by Il’ya Zhakanov. Almaty: Rauan, 135 р. (in Kazakh). 

Zhordaniya, Iosif M. (2007). “ ‘Vy lyudi uchenye, i konechno vy znaete luchshe’: neskol’ko zametok o vospriyatii fol’klora glazami ee nositeley i fol’kloristov” [“ ‘You are scientists, and of course you know better ’: a few notes about the perception of folklore through the eyes of its speakers and folklorists”]. In Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Adygeya state University, the series “Philology and the Arts”], no. 2 (2007), рр. 330–335 (in Russian).

Zhukov, Vasiliy V. (2019). “Etnofor”. In Bol’shoy etnologicheskiy slovar’ [Large ethnological dictionary], ed. by Vasiliy I. Zhukov, Gamlet T. Tavadov. 2nd ed. Moscow: Omega-L, 956 p. (in Russian).

For citation: Sharipbaeva, Aknar T. “The Bearer of the Traditions of Musical Performing Art in Society (On the Example of Kazakh Kobyzists and Ukrainian Kobzars).” In Opera musicologica, vol. 12, no. 4 (2020), pp. 92–112 (in Russian). DOI: 10.26156/OM.2020.12.4.005.