Наука о народной музыкальной культуре: история и методология

Научная статья

doi: https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.2.011

Наука о народной музыкальной культуре: история и методология

Скачать pdf  .

Автор

Дмитрий Викторович Морозов

Государственный Российский Дом народного творчества имени В. Д. Поленова, Москва, Россия
morozov@folkcentr.ru, https://orcid.org/0000-0002-4386-8059

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы становления и современного развития отечественных научных направлений: этномузыкологии, этноорганологии и этнохореологии. Исследование базируется на оценке содержания более 500 диссертаций, защищенных с 1970 по 2020 г., в которых раскрываются проблемы изучения народных песен и традиционной музыкальной культуры в целом, а также научных трудов в области музыкальной компаративистики, ареалогии, структурной и исторической типологии, эволюционизма и текстологии фольклора, практической этномузыкологии. Систематизация этномузыкологических методов проведена с использованием принципов классификации, разработанных З. И. Комаровой в лингвистике. Этномузыкология изучается на парадигмальном уровне как наука о народной музыкальной культуре и на дисциплинарном уровне как наука о формах народной музыки и их функционировании.

Ключевые слова: методология, музыкальная фольклористика, этномузыкология, этноорганология, этнохореология, компаративистика, музыкальная регионалистика, структурализм

Для цитирования: Морозов Д. В. Наука о народной музыкальной культуре: история и методология // Opera musicologica. 2024. Т. 16. № 2. С. 208–229. https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.2.011

Статья поступила в редакцию: 28.10.2023; одобрена после рецензирования: 20.11.2023; принята к публикации: 25.03.2024; опубликована: 14.05.2024.

Список источников

[1] Алексеев 1988 — Алексеев Э. Е. Фольклор в контексте современной культуры. Москва: Советский композитор, 1988. 237 с.

[2] Алексеев 1991 — Алексеев Э. Е. Состояние, задачи и перспективы развития отечественной музыкальной фольклористики // Фольклор: Песенное наследие. Москва: Наука, 1991. С. 8–17.

[3] Галайская 1972 — Галайская Р. Б. О назревших проблемах инструментоведческой науки в свете задач комплексного изучения фольклора (по материалам работы сектора инструментоведения ЛГИТМК) // Славянский музыкальный фольклор : ст. и матер. / сост. и ред. И. И. Земцовский. Москва: Музыка, 1972. С. 425–429.

[4] Грица 1993 — Грица С. И. Фольклористика музыкальная, этномузыкология // Восточнославянский фольклор : словарь науч. и народной терминологии / отв. ред. К. П. Кабашников. Минск: Навука i тэхнiка, 1993. С. 415–417.

[5] Дорохова 2013 — Дорохова Е. А. Этнокультурные «острова»: пути музыкальной эволюции. Песенный фольклор русских сел Курского Посемья и Слободской Украины. Санкт-Петербург: Композитор • Санкт-Петербург, 2013. 460 с.

[6] Енговатова 2006 — Енговатова М. Гнесинская школа фольклористов: история и перспективы // Музыкальные учебные заведения Гнесиных от XIX к XXI веку: стратегия и перспективы музыкального образования : Междунар. науч.- практ. конф., посвященная 110-летию учебных заведений имени Гнесиных 25–28 октября 2005 года. Москва: Росcийская академия музыки имени Гнесиных, 2006. С. 48–59.

[7] Земцовский 1982 — Земцовский И. И. Этнография музыкальная // Музыкальная энциклопедия / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 6: Хейнце — Яшугин. Москва: Советская энциклопедия, 1982. С. 577–581.

[8] Земцовский 1989 — Земцовский И. И. Этномузыкознание: Столетний путь // Народная музыка: история и типология (памяти профессора Е. В. Гиппиуса, 1903–1985): сб. науч. тр. / ред.-сост. И. И. Земцовский. Ленинград: Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии, 1989. С. 7–17.

[9] Земцовский 1991 — Земцовский И. И. Артикулирование как знак этнической культуры // Этнознаковые функции культуры / отв. ред. Ю. В. Бромлей. Москва: Наука, 1991. С. 152–189.

[10] Земцовский 1992 — Земцовский И. И. Текст. Культура. Человек: Опыт синтетической парадигмы // Музыкальная академия. 1992. № 4 (641). С. 3–6.

[11] Лапин 1983 — Лапин В. А. Об историзме в изучении русского музыкально-песенного фольклора // Методы изучения фольклора: сб. науч. тр. / отв. ред. В. Е. Гусев. Ленинград: Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии, 1983. С. 31–44.

[12] Лобкова 2005 — Лобкова Г. В. Становление отечественной этномузыкологии и программа подготовки специалистов // Этномузыкология. Специальность 070112 (054000). Примерные программы дисциплин. Государственный образовательный стандарт. Примерный учебный план. Требования к материально-техническому обеспечению: сб. учеб.-метод. матер. и нормативных документов. Санкт-Петербург: Шатон, 2005. С. 4–22.

[13] Лобкова 2006 — Лобкова Г. В. Становление отечественной этномузыкологии и  программа подготовки специалистов // Первый Всероссийский конгресс фольклористов: сб. докл. Т. 2. Москва: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2006. С. 326–344.

[14] Мехнецов, Валевская 1990 — Мехнецов А. М., Валевская Е. А. Музыкально-этнографическое отделение консерватории: программа подготовки фольклористов // Сохранение и возрождение фольклорных традиций. Вып. 1 / отв. ред. А. А. Банин. Москва: Научно-исследовательский институт культуры, 1990. С. 105–134.

[15] Мехнецов, Лобкова 2005 — Мехнецов А. М., Лобкова Г. В. Примерная программа дисциплины «Основы этномузыкологии» // Этномузыкология. Специальность 070112 (054000). Примерные программы дисциплин. Государственный образовательный стандарт. Примерный учебный план. Требования к материально-техническому обеспечению: сб. учеб.-метод. материалов и  нормативных документов. Санкт-Петербург: Шатон, 2005. С. 23–46.

[16] Ромодин 2019 — Ромодин А. В. О многоаспектности антропологического изучения народной музыке // IV Всероссийский конгресс фольклористов : сб. науч. ст. : в 3 т. Т. 1: Народная музыкальная культура: история, современные исследования, проблемы актуализации / ред.-сост. Е. А. Дорохова, Д. В. Морозов. Москва: Государственный Российский Дом народного творчества имени В. Д. Поленова, 2019. С. 138–145.

[17] Рудиченко 2014 — Рудиченко Т. С. Проблемы методологии современной этномузыкологии // Фундаментальные исследования. 2014. № 12. С. 2487–2490.

[18] Сысоева 2011 — Сысоева Г. Я. Приоритетные методы и направления в современных этномузыкологических исследования // Отечественная этномузыкология: история науки, методы исследования, перспективы развития : материалы Международной научной конференции (30 сентября – 3 октября 2010 г.) : в 2 т. Т. 1. / СПбГК им. Н. А. Римского-Корсакова; науч. ред. Г. В. Лобкова. Санкт-Петербург: Университетский образовательный округ Санкт-Петербурга и Ленинградской области, 2011. С. 248–262.

[19] Чистов 2005 — Чистов К. В. Фольклор. Текст. Культура : сб. статей. Москва: Объединенное гуманитарное издательство, 2005. 272 с.

Original article

Science of Folk Musical Culture: History and Methodology

Author

Dmitry V. Morozov

Polenov State Russian House of Folk Arts, Moscow, Russia
morozov@folkcentr.ru, https://orcid.org/0000-0002-4386-8059

Abstract 

The article discusses formation and modern development of domestic scientific directions: ethnomusicology, ethnoorganology and ethnochoreology. The study is based on an assessment of the content of more than 500 dissertations defended from 1970 to 2020, which reveal the problems of studying folk songs and traditional musical culture in general, as well as scientific works in the field of musical comparative studies, arealogy, structural and historical typology, evolutionism and textual criticism of folklore, practical ethnomusicology. The systematization of ethnomusicological methods was carried out using the principles of classification developed by Zoya I. Komarova in linguistics. Ethnomusicology is studied at the paradigmatic level as the science of folk musical culture and at the disciplinary level as the science of folk music forms and their functioning.

Keywords: methodology, musical folkloristics, ethnomusicology, ethnoorganology, ethnochoreology, comparative studies, musical regional studies, structuralism

For citation: Morozov, Dmitry V. Science of Folk Musical Culture: History and Methodology. Opera musicologica. 2024. Vol. 16, no. 2. Р. 208–229. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.2.011

The article was submitted: 01.04.2024; approved after reviewing: 08.04.2024; accepted for publication: 10.04.2024; published: 14.05.2024.

References

[1] Alekseev, Eduard E. (1988). Fol’klor v kontekste sovremennoy kul’tury [Folklore in the context of modern culture]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 237 p. (in Russian).

[2] Alekseev, Eduard E. (1991). “Sostoyaniye, zadachi i perspektivy razvitiya otechestvennoy muzykal’noy fol’kloristiki” [“State of the art, tasks and prospects for the development of domestic musical folkloristics”]. In Fol’klor: Pesennoye naslediye [Folklore: Song Heritage]. Moscow: Nauka, pp. 8–17 (in Russian).

[3] Galayskaya, Rimma B. (1972). “O nazrevshikh problemakh instrumentovedcheskoy nauki v svete zadach kompleksnogo izucheniya fol’klora (po materialam raboty sektora instrumentovedeniya Leningradskogo gosudarstvennogo instituta teatra, muzyki i kinematografii)” [“On the pressing problems of instrumental science in the light of the tasks of a comprehensive study of folklore (based on materials from the work of the instrumental science sector of the Leningrad State Institute of Theater, Music and Cinematography”). In Slavyanskiy muzykal’nyy fol’klor [Slavic musical folklore]: Articles and materials, compiler and editor Izaly I. Zemtsovsky. Moscow: Muzyka, pp. 425–429 (in Russian).

[4] Gritsa, Sophia I. (1993). “Fol’kloristika muzykal’naya, etnomuzykologiya” [“Musical folkloristics, ethnomusicology”]. In Vostochnoslavyanskiy fol’klor: slovar’ nauchnoy i narodnoy terminologii [East Slavic folklore: dictionary of scientific and folk terminology], editor Konstantin P. Kabashnikov. Minsk: Navuka i tjehnika, pp. 415–417 (in Russian).

[5] Dorokhova, Yekaterina A. (2013). Etnokul’turnyye “ostrova”: puti muzykal’noy evolyutsii. Pesennyy fol’klor russkikh sel Kurskogo Posem’yai Slobodskoy Ukrainy [Ethnocultural “islands”: paths of musical evolution. Song folklore of Russian villages of Kursk Posemye and Sloboda Ukraine]. St. Petersburg: Kompozitor • Sankt-Peterburg, 460 p. (in Russian).

[6] Yengovatova, Margarita A. (2006). “Gnesinskaya shkola fol’kloristov: istoriya i perspektivy” [Gnesin school of folklorists: history and prospects]. In Muzykal’nyye uchebnyye zavedeniya Gnesinykh ot XIX k XXI veku: strategiya i perspektivy muzykal’nogo obrazovaniya: Mezhdunarodnaya nauchnaya-prakticheskaya konferentsiya, posvyashchennaya 110-letiyu uchebnykh zavedeniy imeni Gnesinykh 25–28 oktyabrya 2005 goda [Gnessin musical educational institutions from the 19th to the 21st centuries: strategy and prospects for music education: International scientific and practical conference dedicated to the 110th anniversary of the Gnessin educational institutions October 25–28, 2005]. Moscow: Rossiyskaya akademiya muzyki imeni Gnesinykh, pp. 48–59 (in Russian).

[7] Zemtsovsky, Izaly I. (1982). “Etnografiya muzykal’naya” [“Musical ethnography”]. In Muzykal’naya entsiklopediya [Music Encyclopedia], editor-in-chief Yuri V. Keldysh. Vol. 6. Moscow: Sovetskaya entsiklopediya, pp. 577–581 (in Russian).

[8] Zemtsovsky, Izaly I. (1989). “Etnomuzykovedeniye: Stoletniy put” [“Ethnomusicology: A Hundred Year’s Journey”]. In Narodnaya muzyka: istoriya i tipologiya (pamyati professora Yevgeniya V. Hippiusa, 1903–1985) [Folk music: history and typology (in memory of Professor Eugene W. Hippius, 1903–1985)]: Collection of scientific papers, editor-compiler Izaly I. Zemtsovsky. Leningrad: Leningradskiy gosudarstvennyy institut teatra, muzyki i kinematografii, pp. 7–17 (in Russian).

[9] Zemtsovsky, Izaly I. (1991). “Artikulirovaniye kak znak etnicheskoy kul’tury” [“Articulation as a sign of ethnic culture”]. In Etnoznakovyye funktsii kul’tury [Ethnosign functions of culture], managing editor Julian W. Bromley. Moscow: Nauka, pp. 152– 189 (in Russian).

[10] Zemtsovsky, Izaly I. (1992). “Tekst. Kul’tura. Chelovek: Opyt sinteticheskoy paradigmy” [“Text. Culture. Man: Experience of a synthetic paradigm”]. In Muzykal’naya akademiya [Musical Academy]. No. 4 (641), pp. 3–6 (in Russian).

[11] Lapin, Victor A. (1983). “Ob istorizme v izuchenii russkogo muzykal’no-pesennogo fol’klora” [“On historicism in the study of Russian musical and song folklore”]. In Metody izucheniya fol’klora [Methods for studying folklore]: Collection of scientific papers, executive editor Victor E. Gusev. Leningrad: Leningradskiy gosudarstvennyy institut teatra, muzyki i kinematografii, pp. 31–44 (in Russian).

[12] Lobkova, Galina V. (2005). “Stanovlenie otechestvennoy etnomuzykologii i programma podgotovki specialistov” [“The formation of domestic ethnomusicology and the training program for specialists”]. In Etnomuzykologiya. Spetsial’nost’ 070112 (054000). Primernyye programmy distsiplin. Gosudarstvennyy obrazovatel’nyy standart. Primernyy uchebnyy plan. Trebovaniya k material’no-tekhnicheskomu obespecheniyu [Ethnomusicology. Specialty 070112 (054000). Sample discipline programs. State educational standard. Sample curriculum. Logistics requirements]: Collection of educational and methodological materials and regulatory documents. St. Petersburg: Shaton, pp. 4–22 (in Russian).

[13] Lobkova, Galina V. (2006). “Stanovlenie otechestvennoy etnomuzykologii i programma podgotovki specialistov” [“The formation of domestic ethnomusicology and the training program for specialists”]. In Pervyy Vserossiyskiy congress fol’kloristov [First All-Russian Congress of Folklorists]: Collection of reports.Vol. 2. Moscow: Gosudarstvennyy respublikanskiy tsentr russkogo fol’klora, pp. 326–344 (in Russian).

[14] Mekhnetsov, Anatoly M. & Valevskaya, Yekaterina A. (1990). “Muzykal’no-etnograficheskoye otdeleniye konservatorii: programma podgotovki fol’kloristov” [“Musical and ethnographic department of the conservatory: training program for folklorists”] In Sokhraneniye i vozrozhdeniye fol’klornykh traditsiy [Рreservation and revi­ ­val of folklore traditions], executive editor Alexander A. Banin. Moscow: Nauchno-issledovatel’skiy institut kul’tury, pp. 105–134 (in Russian).

[15] Mekhnetsov, Anatoly M. & Lobkova Galina V. (2005). “Primernaya programma distsipliny ‘Osnovy etnomuzykologii’ ” [“Sample program for the discipline ‘Fundamentals of Ethnomusicology’ ”]. In Etnomuzykologiya. Spetsial’nost’ 070112 (054000). Primernyye programmy distsiplin. Gosudarstvennyy obrazovatel’nyy standart. Primernyy uchebnyy plan. Trebovaniya k material’no-tekhnicheskomu obespecheniyu [Ethnomusicology. Specialty 070112 (054000). Sample discipline programs. State educational standard. Sample curriculum. Logistics requirements]: Collection of educational and methodological materials and regulatory documents. St. Petersburg: Shaton, pp. 23– 46 (in Russian).

[16] Romodin, Alexander V. (2019). “O mnogoaspektnosti antropologicheskogo izucheniya narodnoy muzyke” [“On the multidimensionality of the anthropological study of folk music”]. In IV Vserossiyskiy kongress fol’kloristov: Narodnaya muzykal’naya kul’tura: istoriya, sovremennyye issledovaniya, problemy aktualizatsii [IV All-Russian Congress of Folklorists: Folk musical culture: history, modern research, problems of actualization]: Collection of scientific articles. Vol. 1. Editor-compiler Yekaterina A. Dorokhova, Dmitry V. Morozov. Moscow: Gosudarstvennyy Rossiyskiy Dom narodnogo tvorchestva imeni V. D. Polenova, pp. 138–145 (in Russian).

[17] Rudichenko, Tatyana S. (2014). “Problemy metodologii sovremennoy etnomuzykologii” [“Problems of methodology of modern ethnomusicology”]. In Fundamental’nyye isseledovaniya [Basic Research]. 2014. No. 12, pp. 2487–2490 (in Russian).

[18] Sysoyeva, Galina Ya. (2011) “Prioritetnyye metody i napravleniya v sovremennykh etnomuzykologicheskikh issledovaniya” [“Priority methods and directions in modern ethnomusicological research”]. In Otechestvennaya etnomuzykologiya: istoriya nauki, metody issledovaniya, perspektivy razvitiya [Domestic ethnomusicology: history of science, research methods, development prospects]: materials of the International Scientific Conference (September 30 — October 3, 2010). Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory: in 2 vols. Vol. 1, scientific editor Galina V. Lobkova. St. Petersburg: Universitetskiy obrazovatel’nyy okrug Sankt-Peterburga i Leningradskoy oblasti, pp. 248–262 (in Russian).

[19] Chistov, Kirill V. (2005). Fol’klor. Tekst. Kul’tura [Folklore. Text. Culture]: Сollection of ar ticles. Moscow: Ob’yedinennoe gumanitarnoe izdatel’stvo, 272 p. (in Russian).